Размышления о насущном: как развивать навыки поискового чтения?

Аблаева Куляш Кенжебаевна

Хочется затронуть моменты творческого поиска учителя и поделиться мизерным опытом в режиме онлайн обучения.

Навыки читательской грамотности ставят перед современными школьниками высокие требования, мониторинговая система затрагивает проблемы ряда видов чтения, особенно поисковое и аналитическое.

Будем сегодня акцентировать внимание на процесс поискового чтения. Данный вид чтения рассматривается сегодня везде и в заданиях по читательской грамотности Международного исследования PISA.  Ведь на практике видим, что учащиеся часто сталкиваются с многочисленными проблемами и трудностями при работе с текстом, а именно: затрудняются определить значение слов; не умеют читать несплошные тексты (диаграммы, таблицы, схемы); не могут озаглавить текст; не могут сформулировать вопрос. Все это связано с недостаточно развитой функциональной грамотностью, под которой понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [Перминова, Л. М.]. В связи с этим современное обучение не может действовать в рамках приобретения только академических знаний, обучение должно быть связанно с повседневной жизнью и бытом. Учащиеся должны уметь применять полученные знания в функциональных и операционных целях.

Основная цель поискового чтения заключается в том, что при чтении текста определяется учащимися конкретная информация в тексте. Это могут быть определения тех или иных явлений, понятий/ Это могут быть цифровые или статистические данные, аргументирующие какие-либо проблемы.

Хочется отметить, что поисковое чтение также подразумевает поиск конкретных ключевых слов, благодаря которым учащиеся могут определить, в какой части текста содержится необходимая информация.

В педагогической практике технология поискового чтения реализуется и совершенствуется в результате проведения в трёх этапах:

*предтекстовый этап поискового чтения

*текстовый этап

*после текстовый этап

Если конкретно остановиться на каждом этапе, то необходимо отметить следующее:

*предтекстовый этап помогает учащимся «погрузиться» в текст;

обозначить для себя трудности в понимании сути текста;

увидеть слова или выражения, непонятные или затрудняющие понимание текста;

*текстовый этап включает основную цель урока, помогает учащимся решить определённые познавательно-коммуникативные задачи в процессе поискового чтения;

*после текстовый этап помогает учителю и учащимся увидеть обратную связь, проверить понимание прочитанного по тексту.

Представим фрагмент практической части урока в 10 классе, проведенного коллегой, где чётко демонстрируется технология поискового чтения.

Тема урока:

Н. Лесков «Человек на часах»

                                                               Ход урока

 

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Середина урока

 

1.Предтекстовый этап.

Учитель обращается к учащимся:

Вами прочитан рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах». Какое впечатление он произвел на вас? (Высказывания учащихся.)

– Какое событие легло в основу рассказа?

–  Чем оно заинтересовало автора?

– Почему он не мог об этом не написать? (Высказывания учащихся.)

Эпизод «Спасение утопающего»

Читая текст, мы замечаем, что Постникову плохо.

Задание: Докажите текстом рассказа, что Постникову действительно плохо, он мучается. Как автор подчёркивает это? Обозначьте макрером

Какие приемы и средства автор использует, чтобы показать, что ему действительно плохо?

“Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает… Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, – так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей…”.

Чего больше всего хотел Постников, когда слышал крик тонущего?
Постников хотел, чтобы кричащий утонул.

Так кто же тонет эти злосчастные полчаса и почему?
Тонет сам Постников, потому что для него эти полчаса мучительны. Он “тонет” и в самый последний момент всё-таки “выплывает” сам: бросает пост и … спасает тонущего.

Как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?

Заполните таблицу на страничке PADLET

Прав

Нет

Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может.

Постников нарушает присягу, оставляя свой пост.

2.Текстовый этап.

Работа с текстом (18 глав) на страничке «Заметки»

Учащиеся работают в паре, выбирают любую главу и анализируют.

Выявляют, какие языковые средства использует автор, чтоб передать основную мысль текста. Как автор применяет приемы аббревиации, парцелляции? Для чего использует иронию, намёки, преуменьшение и преувеличение и другие приемы в словосочетаниях и предложениях

Средство

Пример

комментарии

 

 

 

 

3.После текстовый этап.

Напишите письмо Постникову, используя приёмы и языковые средства, используемые автором.

 

 

 

 

Чтение любого текста требует от учащихся большой практики, следовательно, учащиеся должны чаще читать. Вышеуказанная технология поискового чтения, часто используемая в практике любого учителя. Но не всегда этот инструмент результативен, так как бывает скучен и неинтересен при часто применяемых обстоятельствах. Поэтому необходимо такую форму работы комбинировать с игровыми элементами или как это сейчас называют – применять геймификацию.  

В Википедии есть определение: «Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей». За счет игры скучные задания становятся интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым. Соревновательный дух игры захватывает учащихся, и любое задание мотивирует на успех.

Практика показывает, что элементы игры позволяют получить обратную связь, помогает оптимизировать и усвоить изучаемый материал урока.

Игровой элемент можно включить в любой этап урока, где идёт процесс поискового чтения. Профессор Бостонского колледжа Питер Грей характеризует игровые моменты следующим образом [https://newtonew.com/school/tolko-rabota-i-nikakih-igr]:

*игра – результат свободного выбора;

*это деятельность, где средства важнее результатов;

*это деятельность, правила которой существуют в уме, играющих;

*это игра, которая включает ум, не создавая напряжение.

Опираясь на исследование Питера Грея, необходимо создать игровые условия, в которых учащиеся совершают нужные действия для достижения ожидаемых результатов.

Американский академик Кевин Вербах предлагает 6 шагов по созданию успешной системы геймификации [.https://mmr.ua/show/vvedenie-v-gejmifikaciju-glavnye-principy-i-rukovodstvo-po-vnedreniju-v-internet-marketinge]:

1.Установите цели геймификации. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени.

2.Определите целевое поведение игроков. Необходимо продумать поведение игроков. Какие конкретные шаги они будут предпринимать, чтобы достичь цели?

3.Опишите игроков. Опишите разные типы игроков, их потребности и продумайте, как можно их мотивировать? Вот здесь хочется прокомментировать. В процессе урока в игровых этапах могут участвовать учащиеся, объединившиеся в несколько групп, или могут участвовать игроки, объединившиеся в пары, или соревнуются учащиеся по одному, но способности игроков должны быть одного уровня. Если применять дифференцированный подход, то в основном учащиеся делятся по способностям на 3 уровня. Есть учителя, которые с осторожностью относятся к разделению по уровням, так как считают, что ярлыки «сильный», «средний», «слабый» могут приклеиться к ученикам навечно.  Хотя учащиеся и сами осознают, кто есть кто.

4.Разработайте структуру системы геймификации.

Этой разработкой занимается учитель, строя цепочку вовлечения учащихся к игре для достижения цели обучения. Цепочка примерно следующего характера:

Мотивация к игре → участие в игре → действия и знания→ обратная связь.

Обратная связь – это оценивание знаний или действии учащегося.

5.Подарите игрокам удовольствие. Кевин Вербах считает, что «игра должна быть приятным занятием, развлечением»

6.Постройте систему геймификации.

Учителю необходимо продумать главный вопрос.

Какие технологии будут использованы для игровой системы?  

Это будет какой-то сайт, или мобильное приложение, или будут использованы какие-либо физические устройства?

Таким образом, геймификация в процессе урока позволит решить сразу несколько задач:

1.вовлекает учащегося в образовательный процесс;

2.обеспечивает мотивацию, заинтересованность и успех ученику;

3.повышает успеваемость учащегося;

4.стимулирует интерес для дальнейшего развития.

Представим обзор игровых платформ, используемые в профессиональной практике в процессе дистанционного обучения.

  1. Kahoot – это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста.
  2. Lingualeo – это мобильное приложение, которое подходит для изучения особенностей любого языка.
  3.  LearningApps.org –это приложение для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
  1. Glogster – это облачная платформа для создания презентаций и интерактивного обучения. Платформа, которая позволит учащимся и учителям комбинировать текст, изображения, видео и аудио для создания интерактивного плаката.
  2.  Tagxedo – бесплатный веб-создатель облаков слов, похожий на Wordle.

 Представим фрагмент использования геймификации на уроке в 8 классе в текстовом этапе, где чётко демонстрируется технология поискового чтения.

Используется приложение LearningApps.org.

Платформа «Кахот» используется в основном в предтекстовом этапе, когда с учащимися повторяем орфографические и пунктуационные правила, чтобы акцентировать внимание на изучаемом тексте в последующей работе.

Платформа Glogster успешно используется учащимися 10,12 классов в процессе групповой работы для создания презентации или постеров.

Платформа Word Clouds используется постоянно при работе с ЛГМ в классах с казахским языком обучения. Это работа учащихся 9 классов при повторении раздела «Лексика»

Таким образом, геймификация как один из оптимальных методов при дистанционном обучении предполагает новый стиль мышления в интеллектуальном развитии учащегося. Такой подход даёт возможность приблизить обучение к реальному познанию, повышению уровня самостоятельности учащегося при работе с текстом в процессе совершенствования технологии поискового чтения.

Аблаева Куляш Кенжебаевна
Учитель- модератор русского языка и литературы
Назарбаев интеллектуальной школы
химико-биологического направления города
Атырау

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий