Служба школьной медиации – веление времени
В целях реализации Послания Президента РК К-Ж. Токаева по развитию института медиации в стране в средней школе Үлгілі Байзакского района был проведен областной семинар на тему: «Совершенствование деятельности службы школьной медиации». В семинаре приняли участие судьи Жамбылского областного суда, Байзакского районного суда, представители управления образования акимата Жамбылской области и другие.
Организаторами семинара выступили: Совет кабинета АНК Жамбылской области, Ассоциация медиаторов Байзакского района, районный штаб «Үгіт – насихат» по Байзакскому району.
С приветственным словом к участникам семинара обратился заместитель акима района Дауір Даулетов. Он подчеркнул, что в настоящее время обучение является общественной ценностью, оказывая влияние не только на уровень знаний населения, но и на формирование у подростков таких качеств, как культура, общее психологическое развитие, нравственность, принятие сформированных ценностей и толерантность. Современная школа является объектом, взаимодействующим с окружающей внешней средой, и одновременно имеет свою внутреннюю среду, которая состоит из субъектов, взаимодействующих между собой. В современных образовательных учреждениях обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники вынуждены находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, которые не дают результатов в освоении навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни. И поэтому Служба школьной медиации в наше время является необходимостью.
Судья Байзакского районного суда Ансабек Назаркулов подчеркнул, что актуальным для всех участников образовательной деятельности становится не только «выход» из конкретной ситуации, но и нормализация, гармонизация, восстановление социальных отношений, нарушенных в результате произошедших событий; медиация, в том числе судебная медиация оказывает всяческую помощь при решении этих важных вопросов.
Координатор Службы школьной медиации (далее СШМ), завуч по правовому воспитанию СШ Үлгілі Динара Мелдебекова в своем медиа презентационном докладе «Организация и работа СШМ в Үлгілі» сделала акцент на то, что школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду. Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и т. д.
Директор школы Кенжегулов Нуркен поделился опытом создания СШМ. Школьная медиация решает ряд важных психологических, учебно – воспитательных, юридических вопросов. Особое внимание уделяется использованию медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; применению медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защиты прав детей.
В завершении семинара участники предложили открыть в каждой школе СШМ для создания условий, обеспечивающих открытость и доступность деятельности школ по дальнейшему улучшению гуманизации и демократизации коллективов по принципу: «Школа, семья, общество – вместе во благо будущего!».
Гайни Кошекбаева,
медиатор АНК Жамбылской области, председатель районного штаба «Үгіт – насихат» по Байзакскому району.