2020 год: чему научил, чем запомнится

Дистанционное обучение, переход миллионов школьников и студентов на электронные образовательные платформы, повышение зарплаты учителям, сокращение ненужных отчетов, аттестация педагогов, увеличение стипендии студентам, разработка «Әліппе» – этот год был полон новостей в сфере образования. На брифинге в СЦК министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов подвел главные итоги года и ответил на вопросы.

Повышение зарплаты – еще на 25%

Свой итоговый доклад министр начал с темы, волнующей многих педагогов – увеличение заработной платы. Асхат Аймагамбетов напомнил, что в этом году в рамках поручения Президента зарплата педагогов была повышена на 25%, преподавателей госвузов – на 20%, национальных вузов – на 28%.

И накануне нового года глава МОН обрадовал всех педагогов, сообщив, что с 1 января 2021 года зарплата педагогов повысится еще на 25%! Это коснется не только учителей школ, но и всех педагогов: детских садов, колледжей, системы допобразования. Хорошей мотивацией для педагога является и система различных доплат.

– В зависимости от категории учитель может получить от 30 до 50 процентов от своего оклада, – сказал Асхат Аймагамбетов. – Если он мастер, он может получить 50 процентов как дополнительную ежемесячную доплату. За ведение предметов на английском языке, проверку тетрадей, классное руководство, степень магистра впервые в этом году наши коллеги начали получать доплаты в размере 27 тысяч тенге ежемесячно.

Такие меры, как повышение стоимости грантов в 2 с лишним раза, позволили вузам уже в сентябре увеличить зарплаты профессорско-преподавательскому составу. И эта работа, по словам министра, будет продолжена.

Этот год порадовал и студентов. Стипендия учащихся колледжей по рабочим специальностям увеличилась на 30%, по специальностям среднего звена – на 25%. Cтипендия обучающихся бакалавриата и магистратуры повысилась на 25%.

– Если говорить о будущих педагогах: у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, год назад стипендия была не более 21 тысячи тенге, в этом году с сентября они начали получать 42 тысячи. У них самая высокая стипендия среди всех направлений подготовки. Докторанты год назад получали 82 тысячи тенге, с этого сентября получают 150 тысяч тенге. Это тоже поддержка наших будущих научных работников, – считает главный педагог страны.

Как будут учиться старшеклассники в 3-й четверти?

В ходе брифинга Асхат Аймагамбетов ответил на главный вопрос, как будут учиться школьники в 3-й четверти. Напомним, ранее МОН сообщило, что для учеников 9, 11, 12 классов в 3-й четверти будет комбинированное обучение (70% предметов – в традиционном формате, 30% – дистанционно).

– Это решение касается в первую очередь тех детей, которые через несколько месяцев будут сдавать итоговую аттестацию, это государственные экзамены. Речь идет о выпускниках – это 9-е классы, которые выпускаются, и 11-е классы. Для них это очень важно, – сказал министр.

По его словам, в традиционном формате будут проводиться уроки по предметам, которые сдаются во время Единого национального тестирования и попадают под итоговую аттестацию.

– Это такие предметы, как математика, казахский язык, русский язык, иностранный язык, физика, химия, биология, алгебра, геометрия и так далее. Это в первоочередном порядке. Эти предметы будут изучаться в традиционном формате, а остальные мы оставляем в дистанционном формате, – отметил Асхат Аймагамбетов.

Министр заверил, что будет контролироваться соблюдение санитарных норм. Это ограниченное количество учащихся, один кабинет, перемены в разное время, вопросы социального дистанцирования.

– Министерство образования и науки ратует за то, чтобы дети обучались в традиционном формате. Но есть санитарные нормы, вопросы, которые относятся к компетенции других госорганов, – отметил глава МОН.

Индивидуальные консультации

Асхат Аймагамбетов пояснил также, как будут проводиться в 3-й четверти индивидуальные консультации для школьников во внеурочное время. По его словам, учитывая мнение педагогов и родителей, было принято решение о возможности на усмотрение самих же педагогов проводить консультационные занятия для учеников, которые не имеют возможности учиться в традиционном формате в дежурных классах.

Для консультационных занятий будут созданы группы до пяти человек. Министр подчеркнул, что это не означает, что каждый учитель обязательно должен создать группу по пять человек и заниматься со школьниками. Это рекомендации, которые были внесены исходя из результатов мониторинга дистанционного образования. По данным вопросам школа должна принимать решение сама, посоветовавшись между собой.

– Это возможность для детей, которые могут отставать от программы, чтобы могли приходить в школу и в малых группах до 5 человек получить соответствующую консультацию. Мы с того времени, как перешли на дистанционное обучение, постоянно ведем мониторинг учебных достижений. Наши педагоги видят, где у нас есть «западающие» зоны. Когда мы видим, что ребенку на самом деле очень сложно, то, соответственно, мы можем приглашать его в школу, если он изъявит желание, и проводить индивидуальные консультации. Сейчас это надо рассматривать не как обязательное мероприятие, а как возможность школам, педагогам и детям решить «западающие» вопросы, – объяснил Асхат Аймагамбетов.

Соответствующие методические рекомендации вплоть до графиков и других нормативно-правовых обоснований по проведению индивидуальных консультаций МОН уже разработаны.

«Әліппе» на кириллице, поэтапно – на латиницу

В новом учебном году первоклассники будут изучать «Әліппе» на кириллице. Как считает Асхат Аймагамбетов, главное в разработке букваря – содержание программы и учебников.

– Наша цель – включить «Әліппе» в программу оперативно. Соответствующее решение принято по латинскому алфавиту. Переход на латинский алфавит будет осуществляться поэтапно. Со следующего года нужно начинать обучение «Әліппе». Пока он будет на кириллице, – разъяснил глава ведомства.

По его словам, в настоящее время «Әліппе» включен в школьную программу и государственный стандарт. В более чем 100 школах страны начато обучение по новым учебникам в пилотном режиме. А уже со следующего сентября во всех школах Казахстана дети будут обучаться по учебникам «Әліппе» и «Ана тілі».

Совершенствуя ЕНТ

Отвечая на вопрос журналиста о том, как будет вестись подготовка школьников к сдаче ЕНТ, Асхат Аймагамбетов отметил, что база вопросов тестирования ежегодно обновляется. Их не нужно заучивать или запоминать. По его словам, МОН РК сейчас рассматривает возможность замены тестов функциональной грамотности, чтобы определить, насколько ученик готов к обучению в вузе, знает нужный предмет, может применять знания, а также анализировать информацию.

– То есть вопросы ежегодно на 30% от общей базы меняются. Поэтому, когда мне говорят, что надо заучивать тесты, мы всегда говорим о том, что к ЕНТ надо готовиться по программному материалу. Надо понимать тему, и это даст возможность успешно сдать единое национальное тестирование. Тем более что сейчас мы очень жестко относимся к принципу академической честности, поэтому ребятам стоит надеяться только на свои силы и знания, – акцентировал внимание министр.

Отчеты уходят в прошлое

Глава МОН отметил, что его приказом установлен четкий перечень документов, обязательных для заполнения педагогами организаций среднего, технического и профессионального образования. С нового учебного года исключены 11 форм документов строгой отчетности в вузах, что позволит преподавателям уделять больше времени подготовке к занятиям и профессиональному развитию.

– Мы утвердили, что педагог должен ежедневно заполнять не более 2 документов. Это классный журнал, который в большинстве заполняется в электронном виде, и поурочное планирование. И раз в год он заполняется календарно-тематическое планирование. Другие документы педагог заполнять не должен, – сказал Асхат Аймагамбетов.

Для руководителя школы и заместителей руководителя также четко установлены самые необходимые документы для заполнения и отменены все лишние. За истребование излишней отчетности органы могут привлекать к административной ответственности в виде штрафа.

– Да, бывают жалобы, по ним принимаем меры. Только в этом году по нарушению этой нормы было наказано более 50 руководителей организаций образования. И далее мы эту работу будем продолжать, – заверил министр.

Лишая лицензии, повышаем качество

К сегодняшнему дню министерство образования и науки РК лишило 25 вузов страны 67 лицензий. Позже были закрыты дополнительно 5 высших учебных заведений. Асхат Аймагамбетов рассказал о судьбе студентов вузов, которых лишили лицензий.

– Мы уже говорили о том, что 25 вузов лишили 67 лицензий. Там обучались 17 тысяч студентов, они были своевременно переведены и продолжают свое обучение. Полностью все суды и процедуры закончили и закрыли еще пять вузов дополнительно. Там обучались более 45 тысяч студентов. Мы их также перевели в другие вузы, они также продолжают обучение, – отметил министр.

МОН проводит работу по усилению квалификационных требований к вузам именно в части образования. Особого регулирования требуют такие направления подготовки, как педагогика, медицина, архитектурно-градостроительная деятельность, юриспруденция.

– На сегодня 85 вузов нашей страны готовят педагогов, большое количество, но если смотреть на качество подготовки, есть очень много вопросов, поэтому усиливаем квалификационные требования и забираем лицензии у этих вузов. То же самое можно сказать по подготовке юристов. 72 вуза готовили их. В свое время в стране потребность в юристах обеспечивали 2 вуза – КазГУ и КарГУ. Никто не говорит, что их должно быть 2, 3 или 5. Самое главное, речь идет о качестве. И поэтому мы принимаем меры для того, чтобы обеспечить необходимое качество, – объяснил главный педагог страны.

Он также добавил, что еще до начала учебного года 36 вузов не получили госзаказ на гранты. Это связано с низкими позициями в рейтинге и рядом претензий к ним.

Обязательной вакцинации не будет

В ходе брифинга министр образования и науки ответил на один из волнующих вопросов населения – не будут ли обязывать школьников и педагогов вакцинироваться от коронавируса.

– Заставлять никого не будут, и никого не заставляют. В школах медицинское участие мы передали в министерство здравоохранения, – коротко ответил Асхат Аймагамбетов.

Он напомнил, что первая и вторая фазы подготовки казахстанской вакцины от коронавируса пройдены.

– До этого прошли доклинические испытания. Сейчас первую и вторую фазы клинических исследований также провели и приступили к завершающей третьей фазе клинических исследований. Мы все это делаем согласно протоколу, международному стандарту и требованию. Мы должны выдержать все принципы и все нормы. Это очень важно, потому что речь идет о безопасности населения, – сказал спикер.

К слову, Асхат Аймагамбетов уже испытал на себе казахстанскую вакцину от коронавируса. И заверил, что чувствует себя хорошо.

Завершая брифинг, глава МОН отметил, что в новом году министерство продолжит претворять в жизнь важные задачи, начатые в этом и прошлых годах, для дальнейшего повышения качества образования и науки.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий