Эксперты рассказали, как пандемия повлияла на дошкольное образование
Закрытие отдельных групп и детских садов в связи с эпидемиологической ситуацией? Трансформация образования в условиях пандемии? Влияние вынужденной удаленки на физическое развитие детей-дошколят? О том, как события 2020-го года повлияли на современное детство, “РГ” узнала у экспертов – участников 10-й Международной научно-практической конференции “Воспитание и обучение детей младшего возраста” (ECCE 2020), организованной МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Российской академии образования.
– Принятые меры по снижению негативного влияния COVID-19 в сфере дошкольного образования заставили переосмыслить теоретические подходы к пониманию детства. Исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации в отдельных регионах принимались решения о том, могут ли детские сады продолжать работу в период пандемии, – рассказывает член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса. – В целом ряде стран были закрыты все детские сады. Появился ряд исследований, посвященных анализу влияния цифровизации на детей. Именно гаджет стал альтернативой общению и традиционным видам деятельности, которую многие взрослые предложили детям. Очевидно, что мир не будет прежним, поэтому отдельная задача сегодня: создать развивающий контент. Сделать так, чтобы жизнь детей в цифровом мире была связана с вхождением в культуру, а не угрожала их развитию.
Ученые отмечают, что длительное нахождение у экрана в карантин оказало негативное влияние на детей младшего возраста, они стали гораздо меньше двигаться. Ученые факультета физической культуры и спорта Карлова университета Чехии отмечают, что малоподвижный образ жизни ограничивает способности памяти у дошкольников.
– Наше исследование показало, что у 20% детей наблюдается неправильное соотношение жировой и мышечной тканей. У детей, двигающихся гораздо меньше сверстников и страдающих ожирением, отмечается ухудшение метаболической и нервной систем, – подчеркивает доцент факультета физической культуры и спорта Карлова университета Мартин Мусалек.
– Что показал анализ рынка существующих приложений для обучения математике, доступных для скачивания в России? Приложений, соответствующих потребностям дошкольного возраста не так много. А существующие, как правило, не используют весь потенциал современных гаджетов, – отмечает Вера Сухих, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
Какие еще проблемы есть в российском дошкольном образовании? РАНХиГС совместно с МПАДО подготовили об этом экспертный доклад. К основным проблемам в сфере дошкольного образования респонденты отнесли избыточную отчетность (27,7% от ответов), нехватку площадей (18,7%), несоответствие предметно-развивающей среды потребностям детей для полноценной реализации образовательной деятельности (18,6%). Только 5,1% опрошенных ответили, что в их учреждениях проблем нет.
Загрузка...