Трехъязычие – один из приоритетов современного образования
Трехъязычие – это веление времени, оно помогает людям расширять свои знания, навыки, и развивать взаимопонимание между людьми, а степень владения языками – один из его основных критериев. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. Знание нескольких языков, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность нам быть коммуникативно– адаптированными в любой среде.
В 2016 – 2017 учебном году в ходе реализации «Дорожной карты трехъязычного образования» в соответствии с Приказом № 223 от 01.09. 2016 года Управления образования Акмолинской области «О пилотном проекте «Дорожная карта развития трехъязычного образования» были определены 27 пилотных школ, на базе которых началось внедрение элементов трехъязычного образования в области.
Начиная с 2016 года, 1151 педагогов Акмолинской области в рамках реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы и обновления содержания системы среднего образования, а также развития трехъязычного образования согласно плана, утвержденного МОН РК, обучились на языковых курсах предметов «Физика», «Информатика», «Химия» и «Биология». По результатам онлайн тестирования «Cambridge English Placement Test» (СЕРТ) на определение уровня знаний английского языка получили уровень С2 – 11, С1 – 403, В2 – 189, В1– 161, А2 – 347, А1 – 40 педагогов области.
С сентября 2018 года в каждом районе (городе) нашей области Приказом отделов образований утверждены методисты-менторы для обеспечения методического сопровождения и полного охвата мониторингом всех педагогов организаций образования области, преподающих учебные предметы на английском языке. Определены опорные школы, обеспечивающие посткурсовое сопровождение учителей ЕМЦ.
В 2020 – 2021 учебном году в 246 школах Акмолинской области была организована системная работа по реализации Государственной программы полиязычного образования. По технологии CLIL 553 педагога области преподают предметы «Физика», «Информатика», «Химия» и «Биология» (С2 – 11, С1 – 307, В2 – 170, В1– 65). Охват CLIL-обучением составляет 10342 учащихся области, из них с полным погружением – 1743 учащихся, с частичным погружением – 8599 учащихся. Количество классов, изучающих предметы ЕМЦ на английском языке с полным погружением – 127, с частичным погружением 495.
Также 102 педагога области преподают уроки физики, информатики, химии и биологии на английском языке по инвариантной части типовых учебных планов, а 454 – по вариативной части (факультативы, кружки).
Оплата труда педагогов ЕМЦ производится по пункту 40 главы 3 Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года за № 191 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций образования». Дифференцированная оплата труда педагогов, преподающих свой предмет на английском языке с полным и частичным погружением, вероятно, будет способствовать повышению мотивации учителей к изучению английского языка и повышению качества образования.
В целях популяризации преподавания предметов ЕМЦ на английском языке регулярно ведется хроника мероприятий, проводимых организациями образований на сайтах управления образования, областного учебно-методического кабинета, опорных школ, в социальных сетях Facebook и Instagram.
Никто не усомнится в народной мудрости: «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек». Знание нескольких языков обогатит и расширит границы нашей жизни. Это один из важных кирпичиков фундамента, на котором строится вся наша жизнь.
Конечно, изучение языка дело совсем непростое. Однако, в нашем мире все возможно, главное – это сильная вера в свои собственные силы. Как говорится в английской пословице: «When there is a will, there is a way» (Где есть желание, есть и возможности»). Знание языков даёт нам возможность построить уверенное будущее. Мы сегодня строим свое завтра.
Сауле АЛИЕВА,
методист-ментор, КГУ «Областной учебно-методический кабинет» управления образования Акмолинской области