Марат МАХАМБЕТОВ: Изучение истории края тесно связано с патриотическим воспитанием!

Знакомьтесь: Марат МАХАМБЕТОВ, дизайнер, член «Казахстанской Ассоциации Художников». Дизайнер, специализирующийся на создании экспозиций музеев и выставочных пространств, изготовлении сценических, съемочных и театральных декораций, малых форм и арт-объектов. А еще – патриот без прикрас, который вкладывает немалые усилия по популяризации своей малой родины Оркаш в Костанайской области, которую считает уникальным, необыкновенным местом в необъятной степи нашего Казахстана. В свое время он окончил художественно-графический факультет Аркалыкского педагогического института. В 2003-2004 годах был главным художником керамического производственного цеха в г. Астана, в 2004-2007 года – скульптор в ТОО «Казахский Художественный Фонд». Создал и вел компании «МК-ӨнерKZ» и «SunriseMG», специализирующиеся на художественном оформлении. В 2014-2017 годах – работа в Национальном музее РК. Авторская работа над созданием экспозиций музея, организация и проведение международных выставок.
«Я считаю, что мы живем в стране, которая является обладательницей ценностей, вошедших в сокровищницу мировых цивилизаций. И чтобы не растратить духовно-нравственные и материальные ценности, передающиеся из поколения в поколение, нам требуется приложение огромных усилий и средств. В национальном, государственном, мировом масштабах. «Белых пятен» в нашей истории остается еще очень и очень много. Собирая по крупицам цепь событий, забытых и утерянных фактов, не только возрождаем память, но и восстанавливаем историческую справедливость. Мы всегда должны хранить в своей памяти тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам.
Я хочу рассказать о своей малой Родине. Затерянная в бескрайних степях Костанайской области, в отдаленной от центра окраине, вдали от цивилизации, она хранит в себе столько тайн и неизведанных страниц, историй и легенд! Хочу рассказать о людях, незаслуженно забытых, о жизни и подвигах далеких предков, которые как яркие звезды зажигались и гасли, не оставив следа. Моя родина – мой Оркаш. Село Оркаш расположено в Камыстинском районе. История заселения территории Уркашского сельского округа моими предками восходит к середине XVIII века. Наиболее значимые объекты национально-культурного достояния, расположенные на его территории – захоронения на высоких холмах у села Оркаш воинов-батыров, сражавшихся в битвах за свободу и независимость народа, за родную землю. Могилы великих воинов, поэтов, мудрецов и праведников. Когда-то этот край населяли известные в степи герои, акыны и певцы, батыры и бии, религиозные деятели и аулие. Такие, как прямой потомок Ер Таргына Ажигерей, целитель Азим аулие, целитель и просветительница Жаудір апа, Себеп, знаменосец и сподвижник хана Кенесары батыр Толысбай, Ботан батыр, Байсары батыр, прославленные на всю степь бии Есентай и Сансызбай, Карымсак, Аягоз-улы Каналы, акын Сейтжан Бекшентай-улы, Бітікбай кажы, Жусіп балуан и многие другие.
…Веками складывались традиции и быт степняков. Обычаи и законы, сложившиеся в казахской степи, были простыми и удобными для народа, по ним, независимо от положения и возраста, жили все. А за выполнением следили ханы и старейшины родов, бии. Бии Великой степи – это политические и общественные деятели, внесшие огромный вклад в историю развития казахской степи, ее сплоченности, объединение и величие. Они обладали мудростью и доверием народа. Поэтому роль биев в казахской степи была ценна и высока. Одним из них был Естемісұлы Есентай би (1794-1869 гг.).
Трагическую историю жизни его до сих пор передают из уст в уста в наших краях. Являясь первым внуком и любимцем уважаемого и прославленного во всех родах Младшего жуза, непоколебимого и мудрого батыра и бия Сырымулы Малайсары, получил хорошее образование и перенял таланты, знания и навыки знаменитого предка. Вел успешную торговлю, его караваны ходили между Бухарой, Самаркандом и городами России. Слыл богатейшим человеком, справедливым и честным бием. Старший сын Есентая – Керимбай учился в России, торговал, был приписан к гильдии купцов. Младший- Мухамедия был очень умным и веселым, сочинял и прекрасно исполнял песни. Обладая недюжинной силой, уже в раннем возрасте прослыл прекрасным борцом, был любимцем и гордостью земляков. Но вдруг все оборвалось. Вор и убийца отнял жизнь Керимбая, неожиданно при странных обстоятельствах угасла жизнь младшего –Мухамедия. Следом ушла, не вынеся горя их мать. Потеряв одного за другим всех родных, похоронив всю семью, Есентай би установил на могиле надгробный камень, на котором вместе с именами жены и детей вписал свое имя. Раздав все свои несметные богатства, сломленный несчастиями, постигшими его, до самой смерти ходил из аула в аул, как будто искал кого-то. Дети, завидя странного старика, бредущего по пыльным дорогам, подбегали и прося сладости, получали золотые монеты.

Еще одна легендарная личность в нашей степи – Малайсарыұлы (Сарқыл Сардар) Ботан батыр (1780-1872гг.). «Халқым кедей болса да, жерім бай!» – глядя на огромную ковровую россыпь цветущих тюльпанов, восхищаясь красотой и богатствами родного края, восторженно восклицал наш знаменитый предок. О нем говорили: великого телосложения, небывалой физической силы и воли. Обладал мощным голосом, был прекрасным оратором, мог повести за собой. В поединках «жекпе-жек» всегда выходил победителем. В народе прослыл мудрым и умелым военачальником, отважным и храбрым воином. Обладал огромным авторитетом не только за бесстрашие и силу, но и талант дипломата и переговорщика. С раннего возраста до последних дней своих оставался в седле, участвовал во многих сражениях, защищая родную землю, родной народ. Вместе с отцом- прославленным бием Малайсары, освобождал земли от захватчиков. Ботан батыр был одним из тех, кто в тяжелые для народа годы, возглавил переселение (көш) наших предков и принимал непосредственное участие в выборе и распределении пастбищ и пригодных для жилья земель. Ботан ата сходил с коня, кончиком лопаты набирал землю, внимательно изучая. Лишь по одному ему известным признакам безошибочно определял, где можно ставить жилища. Так была выбрана благословенная земля, на которой на протяжении более двух столетий и поныне проживают его благодарные потомки.

А вот и следующий, вызывавший уважение народа, наш знаменитый предок – Жансарыұлы Толысбай батыр (1810-1889гг.) Весна. Ветер разносит по всей необъятной степи ароматы цветения. Со всех сторон стекается народ. Большими и малыми группами едут нарядно одетые, с богатыми подарками близкие и дальние родственники. Щурясь от яркого солнца, собираются седые старцы-уважаемые аксакалы с соседних и дальних сел. Суровые ветераны, повидавшие немало войн на своем веку, спешат в аул своего соратника, отважного воина. В знатном аулете Кара Кагай батыра праздник- родился внук. Звучат благословления (бата) и пожелания: быть сильным и смелым защитником отечества, надеждой и опорой рода. Какие еще пожелания могут звучать в адрес потомка славных батыров – степных рыцарей? Толысбай сполна оправдал все надежды и остался в памяти народной, стал для потомков символом гордого свободолюбивого духа! Впереди его ожидала яркая жизнь, полная сражений, яростных схваток, поединков и подвигов. Он сполна познал радость побед и горечь поражений, боль утраты от потерь друзей и близких. Мальчик с детства рос очень ловким и подвижным, с раннего возраста научился умело управлять лошадью, в состязаниях без устали скакал, оставляя далеко позади своих соперников. Юношей закалялся в ночных набегах и диких погонях. А когда пришло время защищать родную землю, встал в строй вместе с такими же, как он молодыми и бесстрашными воинами. И закрутило его в бурлящем водовороте событий, происходящих в степи. Свободолюбивый и гордый народ, устав от грабежей и насилия, поднимался против колонизаторской политики и притеснений. Создавались отряды сопротивления, в первых рядах которых стояли такие воины, как наш батыр. Примкнув вместе со своими сарбазами к национально – освободительному движению хана Кенесары, Толысбай до конца оставался преданным соратником последнего правителя Казахского ханства, высоко неся его знамя.

В Туркестане в XIX-ХХ вв. одной из самых запоминающихся мечетей страны была мечеть Жаудір. Она находилась рядом (с восточной стороны) с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясауи и поражала всех своей красотой. Прямо от мавзолея до мечети Жаудір была широкая дорога «Хан көше». С одной стороны мечети располагалось медресе, общежитие и столовая. С другой так называемый «Қалендархана» – помещение, в котором одновременно принимали посетителей 40-50 лекарей-аулие. Круглый год со всех концов шли сюда люди за помощью. Шли к Жаудір апа.
Жаудір апа (1810-1918гг.). Что мы знаем о ней?
В начале XIX в. в ауле Карасу (ныне с. Оркаш, Камыстинского район Костанайской обл.) в богатой и благородной семье Кокенулы Ораза родилась девочка. Предок ее – батыр Кара Кагай приходился не только родственником, но и преемником возглавившего Булантинское сражение прославленного Матіұлы Тайлак батыра. С рождения девочка страдала заболеванием суставов, была слабой и болезненной. К десяти годам поправилась, стала красавицей, в 18 лет вышла замуж, родила дочь, но во время набегов погиб муж, затем дочь. После личной трагедии стала углубленно изучать религию, перебралась в Туркестан, получила образование, дважды совершила хадж в Мекку. Последующие годы жизни приехавшей в Туркестан Жаудір апа прошли рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясауи. В 1840г., в возрасте 30 лет стала управлять мечетью, построенной ее предком – Әжі Ахметом. В 1850 г. мечеть была реставрирована, заново отстроено медресе, в котором обучали детей- сирот. Сама преподавала, выращивала сад и виноградник. В мечети было общежитие и столовая для бедных. С тех пор «Әжі Ахмет мешіт-медресесі» стали называть «Жәудір мешіт-медресесі». В 1914г. Жаудір апа возвращается в родное село для открытия мечети, строительство которой финансировала. В 1918 г., в возрасте 108 лет, Жаудір апа умирает. В связи со сложной политической ситуацией в стране и тяготами, постигшими народ в те годы, доставить тело усопшей в Туркестан для захоронения не представилось возможным. Ее похоронили на родной земле, рядом с мечетью и могилой глубоко почитаемого ею старца Азiм аулие. В 1932 мечеть, по приказу советского руководства, была разрушена. Та же участь постигла и «Жәудір мешіт-медресесі» в Туркестане. Прекрасная мечеть была снесена, кирпичи пошли на строительство маслозавода. Старожилы священного города Туркестан помнили и рассказывали о мечети, украшавшей город, о целительнице Жаудір апа, о ее праведных делах. Ее всегда тепло вспоминали глубоко верующие люди и уважительно называли «Сахибай» и «Ажиакбар». В памяти народа до сих пор остались названия: «Мечеть Жаудір», «Сад Жаудір», «Жаудір жолы» – дорога Жаудір».

– Я вкратце рассказал только о некоторых своих земляках, наших предках, – говорит Марат Махамбетов. – Их жизненный путь и судьбы всегда будут служить для нас примером и предметом гордости. Светлая память им и вечный покой. В данное время продолжаются поисковые работы по восстановлению шежіре — генеалогической родословной, ведется поиск архивных данных и сбор устных преданий, песен и легенд. Открыт общественный благотворительный фонд. 20 июня 2020 г. со всех регионов Казахстана съехались представители рода Телеу, чтобы почтить память знаменитых предков. Были установлены гранитные памятники Толысбай батыру, Есентай бию и Ботан батыру в местах их захоронения. Обсуждены дальнейшие планы по восстановлению утерянных страниц истории края.
– Сегодня время стремительно меняется, увы, у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с народной культурой, традициями. Краеведение воспитывает уважение к родной земле, её природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков. Мы должны бережно хранить традиции и обычаи своего народа, чтобы не терять связь времен и поколений. Закладывать в детей, наряду с традиционными нормами воспитания, такие понятия как «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Развивать в детях любовь к национальной культуре, народному творчеству, фольклору, уважение к родному очагу, родной земле. Изучение истории края тесно связано с патриотическим воспитанием. Прививая детям любовь и уважение к родному краю, мы вносим свой вклад в национальную культуру народа. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору».
Марат МАХАМБЕТОВ
Фото: из архива Марата Махамбетова.

