Приоритет развитию человеческого капитала в сфере образования
Состоялось первое расширенное заседание Правительства после выборов в Мажилис с участием Главы государства Касым-Жомарта Кемелулы Токаева, на котором был сделан всесторонний анализ состояния всех сфер экономики, с сильным акцентом на то, что первоочередная задача это динамичное восстановление экономического роста, на основе привлечения инвестиций. Президент четко обозначил, что повышение реальных доходов соотечественников основная цель всех реализуемых мероприятий. В дальнейшем значительная, если не основная роль должна отводиться обеспечению занятости населения и поддержке деловой активности.
Глава государства отметил важность сферы образования. Он обратил внимание на международную оценку данной системы, которая свидетельствует о систематическом ухудшении качества знаний в школах, что требует принятия кардинальных мер. Несомненно, то, что с учетом мировых тенденций особое внимание нужно уделить таким приоритетным предметам, как математика, языки и информатика, а также уже давно пора было разработать и внедрить единые школьные учебники по истории Казахстана и всемирной истории.
То, о чем мы – работники высшей школы постоянно говорили в средствах массовой информации, было услышано, и получило поддержку, и понимание со стороны нашего Президента Касым-Жомарта Токаева. Так были приняты предложения о том, что направления подготовки специалистов и выделяемые на эти цели, ресурсы, по выделяемым государственным образовательным грантам, должны быть на объективной основе тесно увязаны с реальными потребностями рынка, так как выделяемые ежегодно примерно 50 тысяч грантов не всегда обеспечены спросом на соответствующие специальности. Таким образом, впредь бюджетные деньги не будут расходоваться вхолостую.
Вселяет оптимизм в нас работников высшей школы поручение Президента о том, что работа по сокращению вузов, предоставляющих некачественное образование, будет решительным образом продолжена, несмотря на то, что против Министерства образования и науки идет массированная ничем не аргументированная информационная кампания. Используются все возможные методы. Например, отдельные вузы затягивают процесс закрытия до полутора лет, предпринимая различные процессуальные действия. Сейчас уже назрела необходимость дополнительно усилить ответственность вузов за нарушение академической честности, коррупционные правонарушения, вплоть до лишения лицензии. Это все уже прописано в дополнениях к нормативно-правовым документам, вследствие изменения закона об образовании. Недобросовестным вузам нет места в конкурентной среде образования.
При этом было отмечено, что, качественным вузам нужно всесторонне укреплять материально-техническую базу и их кадровый потенциал, через докторантуру и зарубежную стажировку. В этой связи, правительству совместно с акиматами дано задание, до 1 июля внести детальную дорожную карту с подходами, этапами и объемами финансирования для обеспечения устойчивого развития, инклюзивности и равенства образования с целью коренным образом модернизировать 15 базовых региональных вузов, которые должны выступить в качестве региональных центров притяжения талантов. Необходимая академическая свобода колледжам, предложенная Главой государства, позволит им полностью перестроить свою работу и начать более качественную подготовку специалистов среднего звена и рабочих профессий.
И в заключение хотел бы отметить, отрадно, что Глава государства назвал сохранение и эффективное использование водных ресурсов решающим вопросом обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития. Исходя из этого, очевидно то, что дальнейшие действия Правительства будут направлены на ускорение принятия и финансирования национального проекта по управлению водными ресурсами с созданием государственного органа. Наш университет, который более 60 лет готовит высококвалифицированные кадры для водного хозяйства готов в этом принять участие в решение как научных, так и кадровых вопросов отрасли. Для этого у нас имеется прекрасная материальная база и кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава.
Аймен Ануарбек,
д.э.н., профессор Таразского регионального университета им. М.Х.Дулати