Макпал ЖАДРИНА: гражданин, ученый, педагог

Размышляя о «рубежах и вехах» возрождения «казахской государственности и обретения свободы, мечты, которую лелеяли многие поколения наших предков», Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в статье «Независимость превыше всего» от 5 января 2021 года указывает на то, что «самые великие свершения достигаются благодаря безграничной любви к Родине», «каждодневным служением своей стране и своему народу».

Одним из ярких имен в плеяде наших современников, служивших Родине, является имя человека, чьи личные цели и интересы всегда были «созвучны общественному благу» – Жадриной Макпал Жумабаевны, доктора педагогических наук, профессора.

Вспоминая Макпал Жумабаевну как Педагога с большой буквы, я соотношу ее личность с порядочностью, мудростью и добротой. Она является звездой, определявшей в течение ряда лет траекторию развития отечественной педагогической науки и образования.

Очевидно, педагогическая наука суверенного Казахстана создавалась многими учеными, но лишь достойные, оставив яркий след, становятся ее историей. Мои воспоминания – о настоящем педагоге и ученом, чье имя не меркнет с годами на небосклоне отечественной педагогики.

Итак, все по порядку.

1992 год. Я, будучи учителем информатики и математики школы г. Булаево Северо-Казахстанской области, одержала победу на первом в истории независимого Казахстана республиканском конкурсе «Учитель года Республики Казахстан». В республиканской газете «Учитель Казахстана» корреспондент Светлана Синицкая опубликовала очерк «Паскаль остановился в Булаево» о буднях и мечтах учителя сельской школы Мукановой Саулеш. По сути, этот материал и определил мою дальнейшую творческую и профессиональную судьбу, дал возможность познакомиться и оставаться на долгие годы коллегами, друзьями с замечательными педагогами и учеными страны. И среди них – Жадрина Макпал Жумабаевна.

Прочитав очерк С.Синицкой, Кудайкулов Маулен Абдукаримович, профессор Алматинского государственного университета имени Абая, написал мне письмо и пригласил в Алматы. Профессор М.А. Кудайкулов предложил определиться с возможностью начать исследование по проблеме, которую я так бойко защищала на конкурсном подиуме – развитие компьютерных навыков учеников старших классов. Так, приехав летом 1992 года в Казахский институт проблем образования им. Ы.Алтынсарина на согласование темы исследовательской работы, я впервые увидела Макпал Жумабаевну. Макпал Жумабаевна в это время руководила лабораторией теории педагогики института.

Годом позже, обучаясь в аспирантуре Казахского института проблем образования им. Ы.Алтынсарина, я участвовала в предварительных обсуждениях работ претендентов на соискание ученых степеней. Как было интересно! Макпал Жумабаевна умела задавать уровень профессионального диалога, создавать особую научную атмосферу. Как хотелось нам, молодым аспирантам и соискателям, быть похожими на корифеев педагогической науки, среди которых блистали имена Нурахметова Н.Н., Чакликовой С.Е, Турлугул Т.Т., Рахимбек К.М. и др.

Могла ли я думать в то время, что Макпал Жумабаевна станет моим Учителем, человеком, определившим мой путь в педагогической науке!

Жадрина Макпал Жумабаевна родилась в 1951 году в Жамбылском районе Алматинской области в семье педагогов. Отец Жадрин Жумабай был заслуженным учителем Казахской ССР, кавалером ордена Ленина, мать Абдулина Гульбарам работала учителем начальных классов.

После окончания естественно-географического факультета Женского педагогического института Макпал Жумабаевна 5 лет проработала учителем химии и биологии в средней школе Жамбылского района Алматинской области.

Проработав год методистом в Центральном институте повышения квалификации учителей в г. Алматы, Макпал Жумабаевна была переведена на должность научного сотрудника в Казахский филиал научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР (НИИ СиМО АПН).

В 1982 году поступила в аспирантуру научно-исследовательского института средств и методов обучения Академии педагогических наук в Москве. Завершила аспирантуру в 1985, успешно защитив кандидатскую диссертацию по теме «Развитие предметных умений учащихся при обучении химии».

С 1985 по 1992 год Макпал Жумабаевна вела научную деятельность в Казахском филиале научно-исследовательского института средств и методов обучения Академии педагогических наук СССР в Алматы.

Период 1992-2006 годов связан с работой Макпал Жумабаевны в Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина в должностях заведующей лабораторией теории педагогики, заведующей лабораторией дидактики, заместителя директора Института среднего образования, вице-президента Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина. Это время определило начало ее исследований по формированию модели отечественной школы, стандарта образования.

В конце XX века в целом ряде стран дальнего зарубежья, постсоветского пространства начались системные научные исследования по созданию и реализации стандартов школьного образования в условиях развития вариативности содержания, форм, методов обучения. В Казахстане эту работу возглавила Жадрина Макпал Жумабаевна.

В целом ряде работ ученый-педагог теоретически обосновала практические пути реализации обновления содержания казахстанского 11-летнего школьного образования, а также сформулировала три составляющие стандартизации образования: концептуальная, нормативная, методическая. Так, концептуальную составляющую «поля» определили положения о перспективах организации содержания школьного образования и развития системы образования в целом. Сюда вошел ряд документов, в т.ч.:

– Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан;

– Концепция содержания общего среднего образования;

– Положение о государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан.

Перечисленные документы были утверждены приказом министерства образования Республики Казахстан №69 от 13 марта 1996 года.

Нормативная составляющая определялась базисными учебными планами и стандартами по учебным предметам. Методическая составляющая, по замыслу М.Ж. Жадриной, представлена учебными программами, учебниками, учебно-методическими комплексами.

Таким образом, Макпал Жумабаевна разработала новые подходы к конструированию модели содержания образования школ республики, изложенные в работе «Государственный базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан». В приложении даны первые для казахстанского образования базисные учебные планы для начальной, основной и профильной школы. В отечественной педагогике и практике образования сформировалось новое явление – «базисный учебный план»!

В целом работы исследователей рассматривали вопросы создания концептуальной базы обновления системы образования, совершенствования нормативных правовых актов и инструктивных документов организации системы образования, разработки и внедрения учебников и учебно-методических комплексов нового поколения.

В период 1997-1998 годов Макпал Жумабаевна возглавила работу по подготовке первых в истории Казахстана государственных стандартов среднего общего образования по учебным предметам для школ с казахским и русским языками обучения. В стандартах по учебным предметам были регламентированы общие цели, базовое содержание, объем учебной нагрузки. М.Ж. Жадрина ввела в научный оборот казахстанских ученых категорию «регулирование входных и выходных элементов системы образования».

Принципиальное новшество в подходе ученого к организации содержательной и процессуальной основ школьного образования состояло в изменении объекта структурирования содержательной основы образования. «Объектом становится не состав и объем учебного материала, предлагаемого учащимся, а результаты обучения» (М.Жадрина).

Стандарты по учебным предметам общеобразовательной школы были утверждены в 1998 году приказом министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан №456 от 21.08.1998 г.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что разработанные в период 1996-1998 годов концептуальные и нормативные документы, государственные стандарты образования по предметам среднего общего образования стали системообразующей основой образовательной системы, которая позволила начать в Казахстане планомерную работу по разработке методической составляющей нового поколения: учебных программ и учебно-методических комплексов.

В 1999 году учеными Казахской академии образования им. И.Алтынсарина издан сборник научно-педагогических статей «Теоретические основы развития школьного образования в Казахстане», в составе которого есть три значимые публикации Макпал Жумабаевны.

Так, Жадриной М.Ж. в соавторстве с Нурахметовым Н.Н., д.п.н., профессором, в статье «Концептуальные подходы к развитию системы среднего образования» раскрыта суть кризиса общего образования, сформулированы научные основы определения состава образования и набора учебных предметов. Впервые учебный план рассмотрен с позиций моделирования содержания отечественного образования.

В статье «Научные основы определения состава и набора учебных предметов» Макпал Жумабаевной сформулированы два подхода к упорядочению содержания образования: 1) предметный принцип, 2) объектный принцип. Так, ученый отмечала перспективность реализации объектного принципа построения содержания образования как идеи «систематизации учебного процесса по объектам на основе признаков действительности», когда при этом отсутствует жесткое структурирование на учебные предметы.

В 2000 году Жадрина М.Ж. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Дидактические основы построения содержания вариативного образования» и опубликовала фундаментальную монографию «Научные основы построения содержания вариативного образования в школе». В этих работах системно раскрыта идея возможности и необходимости обновления концепции содержания образования с точки зрения его соответствия ценностям и задачам общества на каждом из этапов его развития. Как указывала Макпал Жумабаевна, «одним из методологических ориентиров в построении содержания школьного образования является требование обеспечения условий для становления личности в плане самоопределения и саморазвития». Ученый искала пути реализации дидактической задачи, с одной стороны, с соблюдением условий единого образовательного пространства, а с другой – обеспечения учащимся условий для выбора индивидуальной траектории учения.

Макпал Жумабаевна в исследовании принципов отбора содержания школьного образования говорит о необходимости «умеренного представления технократизма, рационализма, теоретизации», а также о необходимости формирования у школьника способности к самостоятельному суждению, выбору поступков, которые, в свою очередь, создают как нравственную основу личности, так и предпосылки нравственного прогресса общества».

Указанный научный труд Макпал Жумабаевны внес значительный вклад в формирование дидактических основ построения содержания вариативного образования. Эта работа окончательно определила ведущую роль Макпал Жумабаевны в отечественной педагогической науке как методолога, дидакта организации содержания школьного образования.

Значимым этапом стандартизации отечественного образования стал 2002 год. В соответствии с протоколом совещания у министра образования и науки Республики Казахстан от 1 декабря 2001 года №1 по выполнению решения совещания у премьер-министра Республики Казахстан К.Токаева №20-21/И-802 от 9 сентября 2001 года Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина было поручено «разработать проект национального базисного учебного плана общеобразовательной школы Республики Казахстан, учитывающего современное состояние и прогностическое развитие общества и экономики страны на ближайшую перспективу».

Макпал Жумабаевна, являясь вице-президентом Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина, возглавила коллектив разработчиков новых государственных стандартов образования в количестве 275 человек. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования 2002 года включили в себя:

  1. Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан «Основные положения» (Жадрина М.Ж., Нурахметов Н.Н., Муканова С.Д., Башар Р.Б., Кусаинов А.К.);
  2. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан по 34 учебным предметам начальной, основной, старшей ступеней школы. С учетом необходимости подготовки стандартов для школ с казахским, русским и уйгурским языками обучения разработано 63 образовательных стандарта.

Вышеуказанные стандарты были утверждены приказом министерства образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2002 года №693.

Значителен вклад Жадриной М.Ж. в исследование методологии обновления содержания школьного образования в контексте перехода на 12-летнее образование. Напомню, в марте 2001 года в Казахстане было заявлено о переходе на 12-летнюю модель образования. Строго говоря, речь шла не просто об увеличении продолжительности обучения в школе, а о новой методологии организации школьного образования, осмыслении целевых установок и содержательной основы образования детей с 6 до 18 лет! На основе анализа международных практик Макпал Жумабаевна с коллегами сделала вывод о необходимости принципиально нового подхода в организации отечественного школьного образования.

Так, в 2001 году в республике начался совместный проект министерства образования и науки Республики Казахстан и фонда «Сорос-Казахстан» «Развитие национального стандарта среднего общего образования в условиях изменяющегося мира». Аналитической группой в составе Жадриной М.Ж., Нурахметова Н.Н., Мукановой С.Д., Кожахметовой К.Ж., Байжасаровой Г.З., Кудышевой Б.К., Каликовой С.А. были изданы рамочные основы Национального куррикулума среднего общего образования Республики Казахстан.

Впервые в отечественной педагогике был сформулирован качественно новый подход к организации содержательной и процессуальных сторон образования в методологии ориентации на результат.

В ходе многочисленных семинаров-тренингов, которые прошли под руководством профессора Жадриной М.Ж., профессиональным педагогическим сообществом разработан перечень базовых компетенций как целей национального уровня модели образования, ориентированного на результат. Отрадно, что в большинстве своем идеи предложенных в далеком 2003 году компетенций нашли отражение в результатах обновленного стандарта образования 12-летней школы, утвержденного приказом министра образования и науки РК №327 от 15 апреля 2015 года.

2003 год. Приказом министра образования и науки РК от 11 сентября 2003 года №606 создана рабочая группа в составе Жадриной М.Ж., Каликовой С.А., Нурахметова Н.Н., Мукановой С.Д., Шерьяздановой К.Т., Сулейменовой Р.А. Исследователи определили позитивные и негативные стороны действующего стандарта 11-летней школы, обобщили международный опыт создания национальных стандартов среднего образования, сформулировали принципы разработки стандартов. По результатам работы подготовлен документ «Общеобразовательные стандарты общего среднего образования: состояние, поиск, перспективы. Рабочий документ для обсуждения», который был рассмотрен МОН РК.

Стратегическими направлениями перехода на модель образования, ориентированного на результат, исследователи определили следующие позиции:

1) разработка национального стандарта на основе модели образования, ориентированного на результат;

2) подготовка учителей;

3) профессиональное развитие учителей;

4) издание учебников и УМК;

5) организационно-технические и методические условия адаптации школ к новому режиму работы;

6) единый национальный экзамен и рубежный контроль;

7) организационно-нормативные условия обеспечения качества;

8) научно-исследовательское сопровождение создания и внедрения новой модели образования;

9) вовлечение общественности;

10) управление процессом инновационной деятельности.

В 2004 году рабочей группой Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина под руководством Жадриной М.Ж. был разработан проект «Требования к государственным общеобязательным стандартам среднего образования с 12-летним обучением». Этот документ на долгие годы определил основу организации состава и структуры последующих поколений государственных общеобязательных стандартов образования.

Хотелось бы обратить внимание читателей на работу Жадриной М.Ж. 2006 года «Качество образования как ориентир нового этапа развития школьного образования и новые подходы к определению целей школьного образования как ожидаемых результатов». Она опубликована в коллективной монографии «Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат».

Макпал Жумабаевной дано обоснование расширению понятийного поля категорий «качество образования», «результаты образования». В последнем случае оценивание результатов учебных достижений не должно сводиться только к отслеживание знаний, умений и навыков, но и к динамике развития компетенций и навыков широкого спектра.

Ученым сформулированы два принципа модернизации стандартов образования:

– преемственность, эволюционная замена ныне действующей модели образования новой;

– системность, целостность, т.е. переход на новую модель образования должен произойти во всех ключевых звеньях системы образования.

Отрадно, что научные идеи профессора Жадриной М.Ж. нашли отражение в научных исследованиях других ученых. В частности, в 2009 году мной была защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования» (13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика). Макпал Жумабаевна была научным консультантом исследования.

Ранее мной была подготовлена монография «Стандартизация среднего общего образования Республики Казахстан: контекст, условия и проблемы» (2006). Положительную рецензию на монографию дали Жадрина М.Ж., Нурахметов Н.Н., Байжасарова Г.З. Для меня была очень важна оценка Макпал Жумабаевной проведенного исследования. Так, она отметила, что никто из ее учеников, коллег не подошел так близко к системному обобщению теоретических положений и разработке практических основ стандартизации образования, разработки и внедрения учебных планов 11-летнего школьного образования, как удалось сделать мне.

Совместно с Макпал Жумабаевной мы подготовили издание «Рекомендации к разработке общеобразовательными учебными заведениями рабочих учебных планов» (2005 г.). В работе структурирована деятельность руководителей школ по разработке рабочих учебных планов при углубленном изучении тех или иных предметов. Отрадно, что издание стало бестселлером в научно-педагогической среде и оказало неоценимую помощь практическим работникам общеобразовательных школ Казахстана.

С 2006 по 2009 годы М.Ж. Жадрина возглавляла Институт гармоничного развития человека Национального научно-практического образовательного центра «Бөбек». Она придавала большое значение возрождению в нашем обществе духовно-нравственных ценностей как основополагающих в формировании подрастающего поколения, раскрывающих потенциал человека, помогающих познать свои возможности. Ученый принимала участие в разработке концепции предмета «Самопознание» и была одним из авторов учебников и методических пособий.

 В 2010 году Макпал Жумабаевна возглавила работу Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина по обновлению стандартов 11-летней школы. Это было связано с изменениями объектов стандартизации, определенных Законом РК «Об образовании», а также иными изменениями в нормативных правовых актах Республики Казахстан. ГОСО были утверждены приказом министра образования и науки РК №367 от 09.07.2010 года.

С декабря 2010 года и до конца своей жизни Макпал Жумабаевна работала в структурах АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»: сначала старшим менеджером департамента образовательной политики и программ, затем – заместителем директора по научно-методической работе центра образовательных программ. Рабочая группа сотрудников под руководством Жадриной М.Ж. при участии ученых университета Кембриджа разработала рамочные документы, в которых воплотились новые для казахстанской системы образования идеи, определения принципов, ценностей и целей образования, подходы к определению системы ожидаемых результатов и организации эффективного процесса обучения, внедрению трехъязычия.

Научное наследие Жадриной М.Ж. представлено более 180 исследовательскими публикациями, в том числе диссертациями, монографиями, образовательными стандартами, методическими рекомендациями, методическими пособиями, статьями по проблемам развития содержания школьного образования. В 2018 году мной был подготовлен и издан библиографический указатель литературы Жадриной М.Ж. периода 1985-2016 г. как первая попытка в Казахстане создания персональной библиографии отечественного ученого в области педагогики.

Время неумолимо, оно расставляет свои акценты. Жизнь через потери заставляет нас понять, что время быстротечно! К сожалению, внезапно прервалась нить жизни Макпал Жумабаевны, но остались ее работы, ее дело – дело всей жизни. Отдавая дань уважения огромному вкладу Макпал Жумабаевны в развитие отечественной педагогической науки, важно помнить, что большая часть результатов ее научных исследований нашла отражение в стратегии и тактике обновления школьного образования Казахстана.

Очевидно, педагогическая наука суверенного Казахстана создавалась многими учеными, но лишь достойные, оставив яркий след, становятся ее историей. Профессор Жадрина Макпал Жумабаевна – одна из немногих, которых можно причислить к этой когорте. Она никогда не упоминала о создании своей научной школы. Вместе с тем, каждый, кто имел счастливую возможность работать с ней в научных проектах, при создании стандартов, программ, учебников, видел в ней Учителя, постигшего секреты научного мастерства и готового передавать их. Интеллигентная, требовательная, прежде всего, к самой себе, добрая, мудрая… Сетовала, как много времени отбирает необходимость подготовки очередного разъяснения на «околонаучные» потуги отдельных «исследователей» по вопросам развития содержания образования, модели 12-летней школы. Возможно, она не вписывалась в конъюнктурные требования официальных лиц, но она обладала роскошью быть с теми, с кем ей было комфортно творить.

Оглядываясь на научный путь Макпал Жумабаевны, с уверенностью можно сказать, что нет в стране ученого такого масштаба, внесшего столь значительный вклад в формирование теоретических основ развития системы отечественного школьного образования, обоснование модели 12-летней школы.

Мне так и запомнится образ Макпал Жумабаевны – ученого, фиксирующего наброском карандаша очередную идею на листе бумаги! Хочется верить, что богатство ее научных положений, выводов о логике и содержании путей развития содержания образования не будет растеряно, а найдет системное отражение при разработке государственных стандартов, программ, учебных материалов для обновленной школы Казахстана!

Макпал Жумабаевна – это большая наука, настоящая наука, честная наука! Уверена, идеи Макпал Жумабаевны по обновлению школы найдут дальнейшее воплощение в трудах ее соратников, учеников.

В 2021 году исполнится 70 лет со дня рождения доктора педагогических наук, профессора Жадриной Макпал Жумабаевны. К этой дате АО «НЦПК «Өрлеу» совместно с Национальной академией образования им. Ы.Алтынсарина организует международную научно-практическую конференцию «Результаты школьного образования: от ЗУН к функциональной грамотности». Приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению возможного участия в форуме!

 

Саулеш МУКАНОВА,
директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Карагандинской области», доктор педагогических наук

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий