Учитель как «арендованная машина» – Дана Рау

Мы забыли специфику педагогического труда, в силу психологических, физических особенностей которого учителя нужно вовремя и достойно проводить на заслуженный отдых, не роняя его достоинства и чести, придумывая новые испытания. Мы забыли саму суть учительского дела, важность которой в миссии – учить учиться!

«Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле..» – когда-то отметил в своем произведении известный поэт Роберт Рождественский. В 28 строк поэт описал представителей этой древней, но благородной профессии, выразив как человеческие, так и профессиональные качества.

Совсем недавно я даже и подумать  не могла, что кто-то из моих современников будет отзываться об учителе как о рядовом субъекте. В наше-то время не то чтобы высказать недовольство, но и подумать плохо об учителе было незыблемое табу. Однако в последние годы не утихающие вокруг образования обсуждения все чаще и чаще произносят имя учителя.  Все чаще и чаще перекладывают ответственность за интеллектуальное, духовное, а то и физическое развитие детей на школу и учителей, снимая ответственность с микро- и макросреды, в которой живет и развивается юный гражданин.  Все реже и реже доносятся из глубины общественного голоса  восхищенные, восхваляющие профессию учителя речи. Не покидает ощущение, что к учителю стали относиться как к «арендованной машине», которая должна своих «пассажиров» довезти комфортно и безопасно до конечной станции, где пассажир заплатит заранее обговоренную выторгованную сумму, даже не задаваясь вопросами, чем «питается машина», качественное ли «горючее», не требуется ли «ремонта мотора», надо ли покрасить «кузов»..? Так, кусок выносливого железа, который не жалко и на свалку, как отслужит свой срок. Никто насильно не отводил ему эту роль. Де, сам напросился, так вези.

Неудачная аналогия?! Да, может быть. Но, наблюдая за коллегами, все больше и больше вижу изможденные лица, потускневшие глаза, сгорбившиеся спины, обреченный взгляд. И не думаю, что это от физической усталости. Скорее всего, профессиональное выгорание: от бесконечных реформ и экспериментов, от бездарно навязанного насильно содержания школьного образования, от учебников, язык которых приходится ночами переделывать на понятный для юного ума, от учебной нагрузки из-за нехватки учителей. Ну и как не вспомнить тут постоянно, «на ходу» меняющиеся и сменяющие друг друга директивы и инструкции, методично спускаемые «сверху», требующие немедленного и обязательного исполнения. А тут еще участившиеся недовольные мнения общественности об ухудшении состояния образования в нашей стране, несовершенность организации дистанционного обучения в условиях охватившей весь мир пандемии.

Несмотря на то, что совсем недавно был принят Закон «О статусе педагога», судя по последним наблюдениям, общество-то таки не торопится наделить учителя этим самым статусом. Более того, всячески стараются отдалить как-будто. Хоть и, выполняя указание Президента, повышают зарплату, с одной стороны, с другой – кажется, что это повышение кому-то поперек горла встало. И придумывают правила, по которым учитель должен пройти испытания почти как космонавт, готовящийся к полету в открытый космос. И если в три попытки «не взлетит», то: «Sorry, game ower, вы не справились с правилами «нашей игры». Хотите продолжить? Возращайтесь в начало».  Занятно, да?! Это, наверно,  чтобы учителю «жизнь малиной не казалась».

А ничего, что с 90-х годов ХХ века образование пережило не одно потрясение:  переход на 11-летку, «гонка вооружений» новыми стандартами,  переоценка системы национального образования, УНП (учебники нового поколения) от роста «опарной» массы издательств. Не успели выдохнуть и «переварить», а «наверху» уже на всех парах окунались в мировые тренды, присоединяясь к Лиссабонскому соглашению, Болонскому процессу, и на тебе – «новое озарение». «Нужно влиться в международное образовательное сообщество, чтобы казахстанские дети могли получить самое передовое мировое образование!» – осенило реформаторов, и понеслась, родимая, по новому кругу. Запланировали переход на 12-летнее обучение, которое по мановению «волшебников» получило название обновленного содержания и, «внедрившись» в стройные ряды уровней начального, основного и общего среднего образования, внесло некую сумятицу, отвергнув старое, «традиционное», оставив лишь 11 лет. Хотя традиции – это фундамент развивающегося общества. Менялись содержание стандартов, учебных программ, а значит и учебников. Ввели критериальное оценивание. В авральном порядке готовили учителей на «уровневых» курсах и по обновленному содержанию в разрезе предметов, руководителей школ, школьных координаторов критериального оценивания, школьных тренеров для рефлексии в практике, разработчиков заданий, вливая миллиардные суммы, перестраивая учебный процесс. А  электронный журнал?! Или перевод сведений в систему электронного обучения НОБД  (национальная образовательная база данных)? И все это так стремительно вошло в педагогическую и образовательную среду, не давая ни минутки на передышку, на «переваривание», на переосмысление, на анализ. Все равно что вылить ушат холодной воды на спящего, который, безусловно, проснется, но мозг еще долгое время будет отказываться принимать происходящее вокруг, воспринимать цвета и звуки, ощущать вкус.

Так и учителя, ученики, родители, поставленные перед фактом, очень долго «просыпались». Поэтому чуть ли не силой введенный новый стандарт, как всякое «инородное тело», вживленное в чужой организм, вызвал отторжение. Где-то гнев, где-то разочарование, где-то непонимание.

Сама по себе идея обновленного содержания образования неплохая. Ведь она направлена прежде всего на функциональное развитие ребенка. То есть на развитие умений и навыков в процессе приобретения знаний. Почему-то «обновленщики» старательно пытаются избегать это понятие – знание, делая ударение на умениях и навыках.  Но ведь чтобы получить эти самые умения и навыки, нужно сначала что-то знать?! Так?! Важность идеи состояла прежде всего в формировании мыслящей, думающей, делающей личности.  А критериальное оценивание? Как же все радовались, что  не будет оценок, что уровень достижений каждого будет определяться баллами.  Но велико было разочарование, когда идеи «обезличились». Баллы переходили в «традиционные оценки», «спиральное» содержание стандартов в учебники ложились плохо сконструированным «тетрисом», а учитель чем дальше, тем больше превращался в «борцовскую грушу», «вызывая огонь на себя». Несмотря на все тернии, учителя перестраивали процесс, вбирая лучшее из «обновленки», разбавляя «старой традиционкой», сея разумное, светлое, доброе. Но дистанционное образование внесло «коррективы» помимо нашей воли и потребовало от учителя новых знаний и навыков для реализации образовательной программы. Преодолевая трудности, учитель и «здесь несет свой крест», без ропота, без паники, обучаясь сам и обучая своих учеников. Так, как ему позволяют делать это имеющиеся ресурсы и созданные условия, учитывая их наличие и у обучающихся. В десятках чатов наблюдаю, как учителя терпеливо обсуждают возможности цифровых ресурсов, обмениваются информацией, советуются по поурочным планам, каждое утро отчитываются о «присутствии на работе», а между уроками успевают отправлять какие-то сведения, спускаемые «сверху». Да, есть и случайные люди в учительской среде, «отсиживающие» свои часы. Но разве можно из-за них наказывать огромную армию педагогов, кропотливо и профессионально «ведущих за руку» учеников, помогая им «грызть гранит науки» и прививая навыки созидателя.

Да, педагогам повышают зарплату, чтобы они лучше трудились, качественно учили, приравнивая это повышению статуса педагога. Но повышением зарплаты или законом закрепить статус невозможно. За всеми директивами, нормативами, ограничивая ему ареал творчества, созидания, мы разучились видеть в учителе человека. О котором нужно заботиться. Которому тоже нужно создавать условия для работы, для отдыха. Мы забыли специфику педагогического труда, в силу психологических, физических особенностей которого учителя нужно вовремя и достойно проводить на заслуженный отдых, не роняя его достоинства и чести, придумывая новые испытания. Мы забыли саму суть учительского дела, важность которой в миссии – учить учиться!

Когда-нибудь, надеюсь, наши учителя будут обучаться до реформ, не будут переутруждаться двойными нагрузками, получать зарплату больше депутата, в отпуск совершать кругосветные путешествия, обслуживаться в лучших клиниках, а коммунальщики сами будут приходить с профилактикой, не требуя оплаты… Педагогическую среду будут пополнять профессионалы по призванию, а не по баллам грантов. На пьедестале героев будут награждать не только артистов и чиновников, а и педагогов. И каждый гражданин страны, благодаря за свои достижения, будет с гордостью произносить:  «Это мой Учитель!».

Дана РАУ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Учитель как «арендованная машина» – Дана Рау

  1. Сегодня самое большое внимание профессии учителя не только на словах, но и на деле, не смотря на сложное время. Очень рада, как учитель учителей. Автор статьи склонен к позиции надо. А что сами учителя кроме того, что многих интересует только повышение зарплаты делают для своего статуса? Все их недоработки 2/3 родители покрывают вместе с репетиторами, в роли которых они часто выступают сами. За что отвечает учитель? Как тренер, была в шоке от грамотности учителей, от незнаний методик, от желаний быстрее покинуть занятия на курсах, многие идеи заранее отрицаются. Проведя диагностику:Что вы прочитали в последнее время, когда сами без детей посетили театр, выставку, какую эффективную методику внедряете? Больше 10 процентов никогда не набирали. Основные идеи обновлённой программы из-за нежелания внедрять через свой опыт просто искаверкали. Никто не менял методик, никто не отменял диктанты, решение задач, не новинка и критериальное оценивание и раньше учителя мастера писали обратную связь, вели с учениками тетради для развития грамотности. Никто не отменял проверку тетрадей, за неё только повышают оплату. А где качество, где мотивация. У многих её нет. Жаль талантливых учителей, у них тоже истекает терпение и желание. А ведь как много исследователей. А соответствуют ли они критериям это разряда. Плагиат сплошной. И все это знают. Но если у нас часто люди из МОН допускают неточности, особенно в плане оцегивания, критического мышления, навыков 21 века, то что говорить о рядовых. Ограждать, защищать не требовать выполнения обязанностей, мы не сдвинетмся с места никогда.

  2. До принятия закона О статусе учителя была создана комиссия и проводился опрос учителей с целью выявления чаяния учителей . По результатам нам обещали , что учителя с 30 стажем уйдуттна пенсию по услуге

  3. До принятия закона О статусе учителя была создана комиссия и проводился опрос учителей с целью выявления чаяния учителей . По результатам нам обещали , что учителя с 30 летним стажем уйдут на пенсию по выслуге лет !
    Почему об этом теперь замолчивают ?
    Правильно, нами попользуются и выкинут на свалку , как отработанный материал !

Добавить комментарий