«Полонез» образованию

«… за этими бесконечными нововведениями, мы забываем , что наши взрослые амбиции-то может и не нужны детям? Все эти тренды, как полиязычие, цифровая грамотность с раннего возраста, «лобачевание» математикой и «кюризация» физикой? Может детям нужно просто больше петь и танцевать? Играть красками, размазывая импровизированные «холсты» на внутренних стенах школы?  Бегать и прыгать, преодолевая воображаемые препятствия и дистанции? Может им интереснее изучать биологию, гоняясь за бабочками с сачком? А физику – в грозный ливень, наблюдая за молнией, вздрагивая от раската грома и восхищаясь причудливыми линиями яркой вспышки небесной энергии, теряющейся за горизонтом? А математику под звуки классической музыки, звуки домбры и аккорды гитары?»

Сижу, смотрю в окно..

То завьюзжит-запуржит… То снег хлопьями повалит. А теперь солнышко выглянуло из-за туч и, повиснув над домами, слепит глаза. Словно настойчиво зовет на улицу, медленно погружаясь за каменно-бетонные, неживые строения. Мир настолько изменился вокруг нас, время настолько стало стремительным, что мы все больше погружаемся в виртуальный мир, сужая круг реальности.

Наблюдая за людьми, на первый взгляд бестолково снующих между подъездами, домами, магазинами, ожидающих зелёного света на переходе, понимаешь, что, то увеличивающиеся, то уменьшающиеся их фигурки, как в том муравейнике, выполняют каждый свою миссию, отведенную ему одному.

Так и в образовании – кто только не выполнял свою «миссию». Каждый, кто приходил управлять образованием, предлагал, утверждал стратегии, планы, программы. Не подводя итоги ни одного, но нагромождая на него другой. То заполоняли вариативку, вводя новые предметы: валеология, экономика… Потом придумали самопознание. А ведь само понятие «самопознание» говорит о том, что человек познает себя, познавая мир. Через ощущение, осязание, чтение, слушание, говорение, на всех дисциплинах познания основ наук. Озарение полиязычием, цифровой грамотностью… Сокращая детство, сужая мир, ограничивая движение несмышленышей.

Я не выпускник независимости, но я выпускник перестройки.  «Продукт» старой традиционной, обзываемой новаторами «совковой», школы. Когда в первом классе занимались всего три часа. Когда дополнительные занятия посещали те, кому это было необходимо. Когда бегали с «дневниками» на улицу, чтобы определить направление ветра и обозначить. Когда учитель физики случайно съедал мел и мы дружно вытаскивали из сумки, зная ее эту слабость. Когда учитель географии указкой чесала голову под густым шиньоном, но никто из нас не смел даже это обсуждать. Когда завуч нас строила в кабинете, за то, что мы в 3-м классе сбежали на индийский фильм. Когда учитель литературы стыдилась ответить на вопрос «а кто такие куртизанки» в произведениях Бальзака?! Когда в 9-м классе всей гурьбой сажали деревья на субботнике, а потом, прячась за кустами, хихикали, наблюдая как целуются тайком молодые учителя-практиканты, переженившиеся в конце учебного года. Когда вручали аттестаты и, расстроив нас, запретили проводить выпускной вечер. Да – это мы, дети «совка», но «мудрой совы».

Как я и говорила в прошлый раз, присоединения ко всякого рода соглашениям, обязали Казахстан принимать различные международные форматы или стандарты, образовательных программ, различных мероприятий по измерению качества, уровня достижений и тд, и тп.

Что же мне запомнилось больше всего за прошедшие 30 лет?

В первую очередь, болью отдались закрытие, слияние  учебных заведений, которые долгие годы готовили действительно профессиональные кадры для нашей экономики.

Закрытие детских садов… И как население по кирпичикам разбирают здания,  где выросли сами и вырастили детей..

Развалившиеся предприятия, здания которых издалека напоминали декорации  дешевого фильма.

И школы.. Школы…

О эти, когда-то, воистину храмы знаний, вдруг стали серыми, безжизненными, тусклыми. Интернаты при школах, когда-то оживлявшие не только улицу, но целый населенный пункт бойким утренним гомоном ребятишек, после завтрака  вывалившихся гурьбой на улицу и бежавших, обгоняя друг друга, чтобы успеть на первый урок.

Обезлюдевшие села, поселки, моногорода, оставляли за собой понурые дома с выбитыми стеклами, разобранными садами, разграбленными интернатами. А детки? Деток родители забирали в города. Потому что и работы не осталось. Зарплату не выдавали. Сия участь коснулась и учителей. Это второе, что мне запомнилось…

Когда-то  статная, с высокой копной волос, заколотых на макушке, небрежно накинутым платком, развевающимися на ветру уголками, твердой поступью шагающая по улице, раздавая направо и налево свою чарующую улыбку, не забывающая мягким, но строгим голосом справиться у праздно сидящих на завалинке стариков и старушек «ну как внуки, помогают? Учат ли уроки? Читают ли книжки?», учившая детей читать, писать, считать учитель, теперь же в грубой телогрейке, перевесив через плечо клетчатую сумку, ступает в валенках по глубокому снегу, чтобы успеть занять место на рынке и продать хоть что-то из привезенного с барахолки Алматы, товара.

Запомнились коллеги, директора, которые самоотверженным трудом, преданные призванию учителя, хоть и месяцами без зарплаты, не покидали вверенный им пост. Ночами дежурили в котельных, чтобы не лопнули заржавевшие батареи, подкидывая по совку быстро тающую груду недостающего угля.

Запомнились лица благодарных детей и родителей, которые вместе с учителями переживали радость удач и горечь потерь.

Но больше всего незабываемы первые ЕНТ. Сдача тестов, недоумение и растерянность у одних, радость и восхищение на лицах других. А в последующие годы, хитрые на выдумки, все чаще, все наглее, все изощреннее использовали любые доступные способы и приемы, чтобы успешно сдать. Менялись взгляды, менялись стереотипы. Все ловчее становились подрастающие отпрыски, особенно новоявленной «бизнес-элиты», пробиравшихся во власть, создающих «зеленые коридоры» для них в любое желаемое учебное заведение, в любую доступную страну.

Тем временем, проблеск национального образования стал затухать под натиском  «стейкхолдеров»,  вобравших в себя чужую культуру, язык, мышление и под «соусом» международных стандартов, подогреваемые иностранными бизнес-акулами различных педтехнологий, которые стали менять, нет ломать, разрушая фундамент, традиции системы казахстанского образования. Которая со временем стала похожа на лототрон, раскручиваемая через каждые 1,5-2 года, заскучавшими от «производственной и административной» рутины «тинейджерами» перестройки и независимости.

Как на дрожжах стали расти школы самых разных типов. Но это другая история.

Конечно, мы пережили и приняли еще и «обновленку» с его сорами и сочами. Мы признали необходимость совершенствования  его программ и наметили новую траекторию развития образования, с переходом на 12-летку…

Но все время, за этими бесконечными нововведениями, мы забываем, что наши взрослые амбиции-то может и не нужны детям? А?!

Все эти тренды, как полиязычие, цифровая грамотность с раннего возраста, «лобачевание» математикой и «кюризация» физикой? Может детям нужно просто больше петь и танцевать? Играть красками, размазывая импровизированные «холсты» на внутренних стенах школы?  Бегать и прыгать, преодолевая воображаемые препятствия и дистанции? Может им интереснее изучать биологию, гоняясь за бабочками с сачком? А физику – в грозный ливень, наблюдая за молнией, вздрагивая от раската грома и восхищаясь причудливыми линиями яркой вспышки небесной энергии, теряющейся за горизонтом? А химию – перемешивая известь всеми цветами радуги и раскрашивая стены школы, написав выше, что школа теперь блестит гидроксидом кальция –Ca(OH)2?! А математику – под звуки классической музыки, звуки домбры и аккорды гитары?!

Может быть, незнаю..

Но пока мы тут обсуждаем нескончаемые проблемы, решаем, каким быть образованию страны завтра, спорим чему и в какой стране учить, гадаем где лучше школы, как готовить и аттестовывать педагогов, мир шагает дальше. Новые тренды мирового образовательного процесса, упрочение дистанционного образования диктуют уже наметить новые задачи, где человек не просто осваивает технологии, но уже вынужден будет с ними интегрироваться (эмоциональное и гибкое мышление, искусственный интеллект и др.), чтобы выстоять с нарастающими требованиями будущего. И роль учителя не только не снизится, как прогнозируют пессимисты и технари, а наоборот, будет еще более востребованным

Потому что умение водить за руку, поверьте, не каждому под силу.

Дана РАУ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий