Залог успеха особенного ребенка
Объединение усилий семьи и педагога – это непременное условие успешного коррекционно-воспитательного воздействия на особенного ребенка, площадка для выявления и развития способностей ребенка с особыми образовательными потребностями, залог успеха особенного ребенка.
Я работаю в 6 классе специальной школы, в классе, где занимаются дети по программе для 2 отделения. Ежегодно в класс приходят новые учащиеся. При появлении новых учащихся и родителей проводится беседа о трудностях, которые возникают в процессе воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями. В ходе беседы и постоянного наблюдения выявились следующие особенности класса: несмотря на доброжелательность и добродушный настрой, все же порой возникает отсутствие интереса к совместной деятельности, а иногда даже отказ от совместных игр.
Уроки в школе, особенно такие предметы, как социально-бытовая ориентировка, изобразительное искусство, хозяйственный труд, самообслуживание, а также проектные работы с классом позволили родителям разглядеть или увидеть своих детей в другом ракурсе. Им были представлены видеоотчеты и фотоотчеты с занятий, где их ребенок проявлял способности, о которых они ранее даже не подозревали.
Любой урок или мероприятие, проводимое мною, планируется с учетом индивидуальных и психических особенностей детей, с использованием здоровье сберегающих технологий и, конечно, рефлексии.
Моя цель не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и способствовать найти точку соприкосновения с ребенком в процессе совместной творческой деятельности. На примере одной семьи я хочу показать, как систематическое привлечение родителя к процессу обучения и воспитания помогает решать важные задачи социализации особенного ребенка.
За год обучения у мамы учащейся Аружан Н. четко сформирован интерес и мотивация к участию в совместной творческой деятельности с собственным особенным ребенком, налажены доверительные отношения с дочерью. Хотя начиналось все не так гладко, ранее семья девочки проявляла гиперопеку, старшие старались делать все сами за ребенка и этого же требовали от педагога. Сейчас все изменилось: мама активно оказывает педагогам помощь в процессе образовательной и творческой деятельности ребенка. И самое главное, она собственным примером дает понять другим родителям, что каждый особенный ребенок обладает своими талантами. Наш треугольник «педагог-ребенок-родитель» принес свои результаты: участие Аружан в международных, республиканских, городских (школьных) конкурсах, за которыми следовал успех, победы и призовые места (диплом за успехи в творчестве республиканского конкурса «Қыс қызығы-2018», ІІІ место в международном конкурсе научных проектов «Абай-2019», диплом за творческие успехи республиканского конкурса «Мир моими глазами-2020» и др.).
В перспективе, я надеюсь, положительный пример Аружан и ее семьи станет стимулом для всех родителей, и у них тоже со временем сформируются отношения сотрудничества.
Даулетбике АШИРБЕКОВА,
учитель-дефектолог КГУ «Специальная школа №2» акимата г. Нур-Султан