Повысить читательскую грамотность учащихся через решение ситуативных задач

Сегодня мы много говорим и делаем для того, чтобы поднять уровень образованности учащихся. Этот порог они должны достичь за время обучения в школе. Читательская грамотность помогает развивать умения школьников находить применение знаниям, приобретаемым в течение жизни, формирует навыки ответственно относиться к своим обязанностям, общаться с разными людьми.

Есть целый ряд подходов к формированию читательской грамотности учащихся, самым эффективным является решение ситуативных задач. В условии такой задачи представлена жизненная ситуация, которую необходимо решить, выполнив заявленные задания и ответив на поставленные вопросы.

Ситуативные задачи не должны иметь обычный цифровой номер. Это должно быть   привлекательное название, которое отражает смысл, вложенный в неё. В основе задач, основанных на ситуации, находится проблемный вопрос, который нужно формулировать так, чтобы ученикам захотелось найти на него ответ.

Все задачи можно квалифицировать по тематическим образовательным группам: «Здоровье», «Профориентация», «Здоровая пища», «Образование», «Социальные отношения», «Семья».

Представленная задача «Дело мастера боится» из раздела «Профориентация» составлена для учащихся 8-9 классов. Задания к задаче предполагают групповую или парную работу. Школьники должны обсудить область интересов учащегося, предложить ряд профессий на выбор, подобрать вуз, где может учиться школьник в будущем. Работа с текстом развивает умение извлекать полезную информацию, позволяет составить высказывания в устной и письменной форме, которые помогут учащимся осмысленно подойти к цели чтения.

Ситуативная задача № 1 «Дело мастера боится»

Описание ситуации:

Мои папа и мама – профессиональные врачи. Они очень любят свою работу. В нашем районе их хорошо знают и уважают. Я чувствую, что тоже должен стать врачом, чтобы сохранить семейные традиции.

Я – не экстраверт. Я очень чувствительный, робкий и необщительный человек. Отдаю свои предпочтения книгам, а не общению с людьми. При этом очень сильно боюсь крови, слез и боли. Учусь не так уж и хорошо. Увлекаюсь техникой. Мне нравятся мотоциклы. Читаю литературу про различную технику. Что мне делать?

Задание для анализа текста:

  1. Обсудите и определите область интересов, которая подходит школьнику, учитывая, что он увлекается техникой.
  2. Какую профессию, как вы думаете, можно предложить подростку, если взять в расчет традиции его семьи.
  3. Какие вузы могут готовить таких специалистов?
  4. Что важно сделать подростку, чтобы поступить в вуз?
  5. Составьте пять аргументов, которые помогут школьнику отстоять свою точку зрения, но при этом не обидеть родителей?

Ситуативная задача имеет специфику региона проживания учащихся и представлена в разделе «Социальные отношения» для учащихся 10- 11 классов. Это задание выполняется в парах или в группах. Развиваются навыки выделения важных фактов в тексте; анализа основной и второстепенной информации; восприятие текста публицистического стиля.

Ситуативная задача №2 Очень известный «Казводхоз»

Описание ситуации:

Недавно прочитал в местной газете:

«Предприниматели Коксуского района недовольны работой госпредприятия «Казводхоз». В частности, они не согласны со структурой водопользования, тарифами на поливную воду, техническим состоянием ирригационной системы. По словам предпринимателя Николая Брусенского, состояние каналов не выдерживает никакой критики. Из-за отсутствия шлюзов для подачи поливной воды имеются большие потери воды, которая не доходит до участка.

По словам главы крестьянского хозяйства «Кайрат» Аргынгазы Сайерденова, в районе очень высокая стоимость воды – 0,51 тенге за м3. В сравнении: в соседних районах она ниже, хотя затраты на доставку такие же, как в Коксуском районе.

«Мы не понимаем причин проводимой тарифной политики. Почему наш район должен платить по этой цене? Кроме этого, предприятие не обеспечивают договорные обязательства по содержанию каналов, а также необходимо пересмотреть нормы расчета потребления воды на сельхозкультуры. Наши жалобы никто не слушает и не воспринимают всерьез», – отметил предприниматель.

Свое недовольство также выразила председатель СПКВ «Умит» Светлана Ломова. По ее мнению, заключение договоров на подачу поливной воды непосредственно с сельхозпроизводителями приведет к нарушению законодательства, спорам по использованию воды и нерациональному распределению водных ресурсов. Впоследствии предприниматели несут убытки. Из-за сбоя подачи воды погибает посев».  [https://kursiv.kz/news/vlast-i-biznes/2016-06/predprinimateli-almatinskoy-oblasti-nesut-ubytki-iz-za-sboev-podachi]

Эти проблемы известны каждому сельскому жителю. Можем ли мы как-то повлиять на данную ситуацию? Зависит ли что-нибудь от нас с вами?

Задание для анализа:

  1. Касается ли вас данная проблема? Почему?
  2. От чего зависит слаженная работа «Казводхоза»?
  3. Среди требований предпринимателей, есть такие, которые связаны с тарифной политикой, с невыполнением договорных обязанностей. Согласны ли вы с данными требованиями? Почему?

Обоснуйте позицию, используя элементы таблицы.

Позиция

Преимущества

Возможности

Риски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вы записались на встречу с акимом района. Сформулируйте пять предложений, которые помогут решить проблемы предпринимателей в вашем регионе.

Считаю, что учителям необходимо включать в учебный процесс такие задания, так как они развивают умения школьников понимать и использовать эти ситуации для анализа и решения своих жизненных задач.

Галина Алиева, 
Учитель русского языка и литературы
КГУ «СШ №2 им. М.Курманова», Коксуский район, Алматинская область

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий