Методы анализа усвоения целей по результатам наблюдения и формативного оценивания для эффективной подготовки к суммативным работам

Оценивание для обучения – непрерывный процесс, позволяющий корректировать методы обучения, получать обратную связь и добиваться высокого качества знаний. В течение всего урока учителю необходимо тщательно отслеживать реакцию детей на выбранный способ подачи и освоения материала. Если учащиеся не справляются с поставленными задачами, то методы требуется пересмотреть и выбрать более эффективные. Именно в этом вопросе огромную роль играет процесс оценивания.

 

Основной задачей учителя-предметника является достижение высокого качества знаний и наиболее полное освоение учащимися программного материала. Чтобы добиться высоких результатов, необходимо тщательно прорабатывать все цели, предусмотренные программой. Основа понимания предмета закладывается в 5 классе, так как система целей выстроена по спирали, поэтому работа должна начинаться с первого урока и быть непрерывной.

На своих уроках я использую трехступенчатый анализ целей, проводимый по результатам наблюдений и формативного оценивания. Он позволяет более эффективно подходить к составлению краткосрочного планирования и проведению суммативных работ, что положительно влияет на повышение качества знаний. С его помощью можно контролировать и отслеживать успеваемость каждого учащегося и класса в целом. Не остается без внимания и система целей, лежащая в основе обучения. Данный анализ направлен именно на качественную подготовку к каждому уроку, за счет чего и достигается повышение качества знаний.

На каждом уроке ведется аналитическая работа. Она основывается на наблюдении, результатах самооценивания, взаимооценивания и формативного оценивания. В завершении проводится анализ и систематизация полученной информации. В основу образовательного процесса ложатся стратегии, используемые на различных этапах: проверки знаний, объяснения нового материала, рефлексии. Из результатов данного вида анализа складывается полная картина усвоения знаний учащимися на уроке.

Для визуального анализа на каждом уроке используется простая форма, в которую вносятся следующие параметры: тема, дата проведения и цели, а также фамилии учащихся. Данный этап можно пропустить, перейдя сразу к заполнению сводной таблицы по разделу. Моя практика показала, что он помогает не забыть и не потерять информацию. Это зависит от индивидуальных особенностей учителя.

Первая форма представляет собой 1 ступень анализа освоения целей за урок. При обучении в дистанционном формате в ней удобно делать отметки цветом. При обычном формате обучения можно использовать знаковую систему, где + – цель усвоена, ? – усвоена не полностью, – – не усвоена. Красным шрифтом выделены цели, которые выносятся на СОЧ и требуют особого внимания. В таблице находят отражение также усваиваемые навыки. Заполняется информация в соответствии с программой, календарным и краткосрочным планированием.   

I ступень: Анализ целей по 1 уроку русского языка в 5 «Б» классе по теме «Язык в жизни человека»

Навык

Система целей\ ученики

Уч. 1

Уч. 2

Уч. 3

.Уч. 4

Уч. 5

Уч. 6

Уч. 7

Уч. 8

Уч. 9

Уч. 10

Уч. 11

Уч. 12

Уч. 13

Уч. 14

Уч. 15

СГ

5.1.1.1 понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

 

+

 

+

 

+

?

?

 

+

 

+

 

+

?

 

+

 

+

 

+

?

?

 

+

 

5.1.3.1 пересказывать содержание текстов (повествование, описание)

+

?

+

+

+

+

?

+

+

+

+

?

+

+

?

Чтение

5.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему;

+

+

+

+

?

+

?

+

?

+

?

+

?

?

+

 

В данной форме, заполняемой на уроке, находят отражение навыки, цели и уровень их усвоения учащимися. По ее результатам можно определить, что большинство детей усвоили материал, но есть и определенные проблемы, которые требуется устранить на последующих уроках. Плюсом обновленной системы образования является то, что цель может прорабатываться на занятиях неоднократно. Учащимся, которые не до конца ее усвоили, можно предложить на уроке формативные задания или взаимопомощь со стороны одноклассников.

Вторая ступень работы предполагает подготовку к суммативному оцениванию за раздел. В результате анализа формативных работ и на основе форм, заполняемых на уроках, составляется таблица, в которой отражаются все цели, запланированные на раздел, и уровень их усвоения учащимися. Зеленый цвет – полное усвоение, желтый – частичное, красный – материал не усвоен. Красным шрифтом выделены цели, выведенные в СОЧ и требующие особого внимания. По данной таблице отчетливо виден уровень каждого учащегося и класса в целом. Это позволяет вносить корректировки и дополнения в процесс обучения (прорабатывать цели, вызвавшие затруднение несколько раз, эффективно составлять краткосрочное планирование).

II ступень: Анализ целей на уроках русского языка в 5 «Б» классе по результатам формативного оценивания за раздел в 1 четверти 2020-2021 уч. года

Навык

Система целей\ ученики

Уч. 1

Уч. 2

Уч. 3

Уч. 4

Уч. 5

Уч. 6

Уч. 7

Уч. 8

Уч. 9

Уч. 10

Уч. 11

Уч. 12

Уч. 13

Уч. 14

Уч. 15

СГ

5.1.1.1 понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

+

+

+

?

?

+

+

+

?

+

+

+

?

?

+

 

5.1.2.1 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы;

+

?

+

+

+

?

+

+

?

+

?

+

 

5.1.3.1 пересказывать содержание текстов (повествование, описание)

+

?

+

+

+

+

?

+

+

+

+

?

+

+

?

 

5.1.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию “говорящий” на “слушающий” и учитывая возрастные особенности исполняемой роли

+

?

+

?

+

?

+

+

?

?

+

Чтение

5.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему;

+

+

+

+

?

+

?

+

?

+

?

+

?

?

+

 

5.2.2.1 определять основную мысль на основе содержания и композиции

+

?

+

?

+

+

+

+

+

?

?

+

 

5.2.4.1 определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение, различать книжный и разговорный стили по основным признакам (дневник, стихотворение, сказка);

+

?

+

?

?

+

+

?

?

?

+

 

5.2.6.1 использовать ознакомительный вид чтения

+

?

+

?

?

+

?

+

?

+

+

?

+

+

+

Письмо

5.3.1.1 составлять простой план;

+

+

?

+

?

+

+

?

?

?

+

 

5.3.4.1 создавать тексты- повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление) с учетом целевой аудитории

+

?

+

?

?

+

?

+

+

?

?

?

+

СРН

5.4.1.1 правильно писать гласные и согласные в корне слова, не- с именами существительными; именами прилагательными;

?

?

+

+

?

?

?

+

+

?

?

?

 

5.4.3.1 использовать имена существительные, прилагательные, согласуя слова в роде, числе и падеже;

+

?

?

+

?

?

+

+

?

?

+

 

5.4.4.1 использовать знаки препинания в предложениях при обращении

+

+

?

+

+

?

?

?

?

+

 

Если один, двое или трое учеников не усвоили материал, что отмечено красным цветом или знаком « -,  то это можно скорректировать на последующих уроках. Учащимся выдаются задания для групповой работы, где начинает действовать инструмент взаимопомощи, а также поддержка учителя. Подобные пробелы легко устраняются на уроках, поэтому эти цели не всегда целесообразно выносить на суммативное оценивание по разделу. Когда количество учащихся, не освоивших цель, больше трех, требуется дополнительное планирование цели и дальнейшая ее проверка на СОР.

III ступень – это SWOT-анализ, составленный на основе поурочного анализа изучаемых целей.

1.К сильным сторонам отнесены цели, по которым все учащиеся показали отличные и хорошие результаты. Они рекомендованы для дальнейшего закрепления на уроках.

2.К слабым сторонам относят цели, в реализации которых некоторые учащиеся показали неудовлетворительный результат (не зависимо от количества учеников, 1 или более).

3.Отсюда выходят возможности. Если цель не усвоили от одного до трех учеников, то ее можно проработать на последующих уроках со всем классом или индивидуально (дополнительными заданиями при поддержке учителя и одноклассников).

4.В угрозы выносятся цели, которые не усвоили четверо и более учащихся. Они требуют тщательной отработки и дополнительной проверки путем суммативного оценивания за раздел.

III ступень: SWOT-анализ по целям для подготовки к СОР и СОЧ по русскому языку в 5 «Б» классе за 1 четверть 2020-2021 уч. года

Сильные стороны

5.1.1.1 понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

5.1.3.1 пересказывать содержание текстов (повествование, описание)

5.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему;

5.2.6.1 использовать ознакомительный вид чтения

Слабые стороны

5.1.2.1 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы;

5.1.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию “говорящий” на “слушающий” и учитывая возрастные особенности исполняемой роли

5.2.2.1 определять основную мысль на основе содержания и композиции

5.2.4.1 определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение, различать книжный и разговорный стили по основным признакам (дневник, стихотворение, сказка);

5.3.1.1 составлять простой план;

5.3.4.1 создавать тексты- повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление) с учетом целевой аудитории

5.4.1.1 правильно писать гласные и согласные в корне слова, не- с именами существительными; именами прилагательными;

5.4.3.1 использовать имена существительные, прилагательные, согласуя слова в роде, числе и падеже;

5.4.4.1 использовать знаки препинания в предложениях при обращении

Возможности (над чем работать на уроках со всем классом и с отдельными учениками)

5.1.2.1 определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы;

5.2.2.1 определять основную мысль на основе содержания и композиции

5.3.4.1 создавать тексты- повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление) с учетом целевой аудитории

5.4.1.1 правильно писать гласные и согласные в корне слова, не- с именами существительными; именами прилагательными;

Угрозы

5.1.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию “говорящий” на “слушающий” и учитывая возрастные особенности исполняемой роли

5.2.4.1 определять типы текстов: описание, повествование и рассуждение, различать книжный и разговорный стили по основным признакам (дневник, стихотворение, сказка);

5.3.1.1 составлять простой план;

5.4.3.1 использовать имена существительные, прилагательные, согласуя слова в роде, числе и падеже;

5.4.4.1 использовать знаки препинания в предложениях при обращении

 

SWOT-анализ составляется в течение всей четверти до суммативного оценивания за раздел. По нему отчетливо видно, какие цели следует продолжать отрабатывать на уроках и устранять пробелы. Далее на ее основе определяются цели для СОР. Как показывает практика, таких целей немного (по 1 на каждый навык), остальные отрабатываются во время уроков. В результате работы составляется 2-3 SWOT-анализа, в зависимости от количества разделов и СОР. 

На следующем этапе проводится отработка целей, вынесенных на СОЧ (они выделены красным шрифтов в первой и второй таблицах). В условиях дистанционного обучения проводится один СОР. В последующие 1-2 урока выделяется время на повторение и отработку целей к СОЧ. Таким образом, материал по предмету, запланированный на четверть, осваивается полностью. Данный способ анализа упрощает работу учителя, позволяет систематизировать данные по успеваемости учащихся и освоению целей, в результате чего повышается качество знаний по предмету.

Считаю данную работу актуальной и упрощающей деятельность учителя-предметника. В результате трехступенчатого анализа и тщательной отработки целей повышается уровень усвоения учащимися школьной программы по предмету, улучшаются результаты по суммативным работам за раздел и четверть. Учитель всегда владеет полной информацией об уровне обученности всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет ему корректировать методы и подходы при составлении краткосрочного планирования.

Источники:

  1. «Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ». Учебно-методическое пособие. Под редакцией О.И.Можаевой, А.С. Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017
  2. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Национальная академия образования, 2013.
  3. Модель критериального оценивания НИШ от 2016 год с изменениями и дополнениями.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий