Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой казахстанской образовательной парадигмы, что обусловлено общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира.

Любой инновационный процесс в педагогике можно и следует рассматривать как следствие влияния традиционных форм и методов обучения. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Народная мудрость утверждает: «Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий». Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция это не только знания и опыт, которые охраняют, берегут и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс традиций и инноваций в образовании.

Для успешного решения поставленных учебных задач необходимо постоянное соотнесение осуществлённых и планируемых учебных действий, способов их выполнения, соотнесённых с полученными результатами, определение их соответствия условиям и требованиям учебной задачи. Таким образом, модернизация системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики и обеспечивает рост творческой, разносторонней индивидуальности педагогов.

Опора на лучшее, создаваемое в отечественном и мировом образовательном пространстве, — предпосылка того, что казахстанская система образования продолжит своё развитие и дальнейшее самосовершенствование

Часто мы встречаем понятие «компетентность», смысл которого можно определить как «приспособление» или «функционирование». В Казахстане ценится и ценился всегда человек умелый, умелец. С практической точки зрения, человек компетентный является лишь пользователем плодов цивилизации, человек же умелый – пытается проникнуть в суть явлений. Переход на уровень компетентности является результатом значительного повышения качества образования.

На национальном уровне цели представлены в виде базовых компетенций. Базовые компетенции видятся основой деятельности каждого человека, общества в целом. Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития следующих базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:

  • доброжелательный человек;
  • заботливый член семьи;
  • творческая индивидуальность;
  • ответственный гражданин;
  • здоровая и совершенствующаяся личность.

Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.

Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция разрешения проблем.

Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:

  • имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке – как языке межнационального общения, на иностранном языке – как языке международного общения; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует его в нужном контексте;
  • владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологий;
  • понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;
  • знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
  • понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;
  • умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;
  • ведёт здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.

В будущем знание и умение должны быть интегрированы в процессе обучения, оно должно одновременно передавать ученикам компетентности действия, жизненные, ценностные установки, а также компетентности, связанные с саморегуляцией (самостоятельностью). Современное понятие компетентности включает в себя, помимо знаний и умений, еще и ряд личностных характеристик – социальных, эмоциональных, мотивационных, волевых – которые обусловливают успешную деятельность человека в современном обществе, стабильное развитие и процветание как общества в целом, так и успехи отдельного человека.

В понятие «компетентности» входит, помимо знаний и общих когнитивных способностей, также и ценностные ориентации, например, желание учиться, ответственность за свою жизнь и жизнь других, за будущее природы и общества и т.п. Все это входит в новое понятие результата.

Образовательные стандарты предполагают конкретизацию целей, выдвигаемых современной теорией образования, политикой в сфере образования и предметной дидактикой. В них находят отражение общественные ожидания, предъявляемые к результатам деятельности школ. Они формулируются в виде компетентностей, которые должны приобрести учащиеся.

Компетентности понимаются при этом как способности успешно справляться с определенными проблемными ситуациями. Но это означает в то же время, что проверка конкретного определенного умения посредством выполнения определенных задач или тестов должна соотноситься и с конкретными многосторонними ситуациями, в которых подчас испытуемому необходимо проявить владение разными компетентностями, но не изолированным компонентом компетентности, например, знанием фактов.

Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой казахстанской образовательной парадигмы, что обусловлено общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира.

Таким образом, компетентность (от латинского «competo» – подходить, соответствовать, добиваться) – качество человека, завершившего образование определенного уровня, выражающееся в способности на его основе к успешной деятельности. Компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятие компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих, компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд общих знаний, умений и деятельности.

Обновленное содержание образования базируется на ожидаемых результатах, которые позволят оценивать работу учащегося, его достижения. Формулировка ожидаемых результатов позволит объективно оценить учебные достижения учащихся, определить индивидуальную траекторию развития каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей, а также повысит их мотивацию на развитие умений и навыков в обучении, улучшит качество образовательного процесса. Учитывая особенности обновленных программ учителям необходимо:

  • расширять знания о применении стратегий активного обучения в учебном процессе и формировать навыки по данной деятельности;
  • использовать методы организации коллаборативного обучения, педагогической рефлексии и эффективные формы обратной связи;
  • освоить методы обучения предметам ориентированных на развитие навыков речевой деятельности;
  • понимать и применять систему критериального оценивания для достижения целей обучения обновленной образовательной программы;
  • овладеть навыкам применения в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в том числе, смарт техники.

Таким образом, методическое обеспечение повышения уровня профессиональной компетентности педагогов будет способствовать изменению взглядов на достижение качества образования. Внедрение инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования позволит активизировать деятельность педагога в новом формате.

Гульнара Дауленова,
РГКП РУОЦ «Балдаурен»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий