Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой казахстанской образовательной парадигмы, что обусловлено общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира.
Любой инновационный процесс в педагогике можно и следует рассматривать как следствие влияния традиционных форм и методов обучения. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Народная мудрость утверждает: «Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий». Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция это не только знания и опыт, которые охраняют, берегут и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс традиций и инноваций в образовании.
Для успешного решения поставленных учебных задач необходимо постоянное соотнесение осуществлённых и планируемых учебных действий, способов их выполнения, соотнесённых с полученными результатами, определение их соответствия условиям и требованиям учебной задачи. Таким образом, модернизация системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики и обеспечивает рост творческой, разносторонней индивидуальности педагогов.
Опора на лучшее, создаваемое в отечественном и мировом образовательном пространстве, — предпосылка того, что казахстанская система образования продолжит своё развитие и дальнейшее самосовершенствование
Часто мы встречаем понятие «компетентность», смысл которого можно определить как «приспособление» или «функционирование». В Казахстане ценится и ценился всегда человек умелый, умелец. С практической точки зрения, человек компетентный является лишь пользователем плодов цивилизации, человек же умелый – пытается проникнуть в суть явлений. Переход на уровень компетентности является результатом значительного повышения качества образования.
На национальном уровне цели представлены в виде базовых компетенций. Базовые компетенции видятся основой деятельности каждого человека, общества в целом. Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития следующих базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:
- доброжелательный человек;
- заботливый член семьи;
- творческая индивидуальность;
- ответственный гражданин;
- здоровая и совершенствующаяся личность.
Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.
Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.
К ключевым компетенциям относятся: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция разрешения проблем.
Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:
- имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке – как языке межнационального общения, на иностранном языке – как языке международного общения; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует его в нужном контексте;
- владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологий;
- понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;
- знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
- понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;
- умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;
- ведёт здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.
В будущем знание и умение должны быть интегрированы в процессе обучения, оно должно одновременно передавать ученикам компетентности действия, жизненные, ценностные установки, а также компетентности, связанные с саморегуляцией (самостоятельностью). Современное понятие компетентности включает в себя, помимо знаний и умений, еще и ряд личностных характеристик – социальных, эмоциональных, мотивационных, волевых – которые обусловливают успешную деятельность человека в современном обществе, стабильное развитие и процветание как общества в целом, так и успехи отдельного человека.
В понятие «компетентности» входит, помимо знаний и общих когнитивных способностей, также и ценностные ориентации, например, желание учиться, ответственность за свою жизнь и жизнь других, за будущее природы и общества и т.п. Все это входит в новое понятие результата.
Образовательные стандарты предполагают конкретизацию целей, выдвигаемых современной теорией образования, политикой в сфере образования и предметной дидактикой. В них находят отражение общественные ожидания, предъявляемые к результатам деятельности школ. Они формулируются в виде компетентностей, которые должны приобрести учащиеся.
Компетентности понимаются при этом как способности успешно справляться с определенными проблемными ситуациями. Но это означает в то же время, что проверка конкретного определенного умения посредством выполнения определенных задач или тестов должна соотноситься и с конкретными многосторонними ситуациями, в которых подчас испытуемому необходимо проявить владение разными компетентностями, но не изолированным компонентом компетентности, например, знанием фактов.
Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой казахстанской образовательной парадигмы, что обусловлено общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира.
Таким образом, компетентность (от латинского «competo» – подходить, соответствовать, добиваться) – качество человека, завершившего образование определенного уровня, выражающееся в способности на его основе к успешной деятельности. Компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятие компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих, компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд общих знаний, умений и деятельности.
Обновленное содержание образования базируется на ожидаемых результатах, которые позволят оценивать работу учащегося, его достижения. Формулировка ожидаемых результатов позволит объективно оценить учебные достижения учащихся, определить индивидуальную траекторию развития каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей, а также повысит их мотивацию на развитие умений и навыков в обучении, улучшит качество образовательного процесса. Учитывая особенности обновленных программ учителям необходимо:
- расширять знания о применении стратегий активного обучения в учебном процессе и формировать навыки по данной деятельности;
- использовать методы организации коллаборативного обучения, педагогической рефлексии и эффективные формы обратной связи;
- освоить методы обучения предметам ориентированных на развитие навыков речевой деятельности;
- понимать и применять систему критериального оценивания для достижения целей обучения обновленной образовательной программы;
- овладеть навыкам применения в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в том числе, смарт техники.
Таким образом, методическое обеспечение повышения уровня профессиональной компетентности педагогов будет способствовать изменению взглядов на достижение качества образования. Внедрение инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования позволит активизировать деятельность педагога в новом формате.
Гульнара Дауленова,
РГКП РУОЦ «Балдаурен»