В школе №3 г. Семей реализуется проект “Читающая школа – читающая нация”

Поэт Навои писал: «Книга – золотая сокровищница, не требующая платы за свою мудрость», а великий Абай: «Красота знаний – в книге, не уставай читать книги, чтобы постичь их». Такие прекрасные слова являются доказательством того, что чтение книг – это основной фактор развития человека. Президент К. Токаев обратил внимание на то, что в последнее время люди мало читают и вместе с тем теряют источник для духовного развития. И предложил список из 30 книг, которые должен прочитать каждый казахстанец.

В настоящее время чтобы пробудить интерес детей и молодежи к чтению, разрабатываются крупные государственные программы.

Реализация социально-педагогического проекта “Успешное чтение”

В нашей школе вопрос повышения читательской грамотности решается еще с 2015 года в рамках социально-педагогического проекта «Успешное чтение». Согласно проекту учителя средних классов, классные руководители и библиотекари работают с детьми. Участники проекта распространили свой опыт на городском, областном, республиканском и международном уровнях. Результатами своей работы они поделились на областном этапе республиканского конкурса педагогических чтений, на областном семинаре библиотекарей, на августовском собрании учителей города.

Ученики занимали призовые места в различных конкурсах в этом направлении. Работа была организована на площадках нового формата: перед каждым собранием проводилось «Коллективное чтение», конференции TEDx, REDx на базе школы среди учащихся городских школ, среди учителей школ-партнеров. Стало традицией проводить интеллектуальную игру «Умники и умницы» среди учащихся городских школ. В коридоре школы постоянно действует активная книжная полка  «Буккроссинг».

С 2020-2021 учебного года проект «Успешное чтение» будет дополнен в расширенном формате и реализован в рамках проекта «Читающая школа»

Результаты исследований, проведенных в этом учебном году: у 35% обучающихся отмечена несформированность навыков чтения, неспособность самостоятельно работать с различной информацией. Кроме того, следующая выявленная проблема – низкая мотивация к чтению книг. Посещаемость библиотек учащимися составляет 50%, посещаемость учителей – 58%, уровень читаемости родителей-30%.

Следующая проблема – несоответствие книг библиотечного фонда современным требованиям. Например, в библиотеке доля учебников в рамках учебной программы – 67%, художественной литературы – 18%. При этом 60% книг – устарели, только 2% – произведения современных писателей. Книг естественно-научного направления – 2%, технической направленности – 0,6%, книг на казахском языке – 3%. На основе аналитических данных был разработан перспективный и годовой план работы.

Совершенствование темпа чтения

В школе ведется мониторинг так называемых «планшетов скорости» и «планшетов словаря». С помощью планшетов проверяются скорость и выразительность чтения. Это является одним из эффективных методов, который проводится с целью формирования читательской грамотности учащихся.

«Коллективное чтение» учителей  «Один мир, одна книга»

На каждом собрании выделяется время на «коллективное чтение», реализуется проект «Один мир, одна книга». Для чтения  отбираются книги, рекомендованные в инструктивно-методическом письме 2020-2021 года. Комментарии по прочитанным книгам высылаются в группу мессендежров.

Разработка методических рекомендаций и пособий

Творческая группа учителей работает над сборником «Педагогическая копилка», куда будут собраны методы и приёмы по развитию читательской грамотности учащихся.

Разработка интегрированных уроков

Учителя творческой группы готовят интегрированные уроки «Читаем – исследуем», «Читаем – рисуем», «Читаем – формулируем», «Читаем – инсценируем».

Авторская программа «Культура чтения»

Авторская программа учителя школы Жанаспаевой М. З. «Культура чтения» была отмечена грамотой на республиканском конкурсе авторских программ и в настоящее время направлена на рассмотрение в экспертный совет при Академии Ыбырая Алтынсарина.

Создание памяток для повышения интереса учащихся

Разработаны памятки для повышения интереса учащихся и направлены в родительские чаты.

В соответствии со спецификой обучающихся составляются списки книг, готовятся электронные версии для обеспечения их доступности. Для привлечения обучающихся к чтению создан и начал работу читательский клуб.

20-минутный учебный проект “Давайте, ребята, читать!”

С целью привлечения школьников к чтению художественных произведений стартовал 20-минутный учебный проект “Кел, балалар, оқылық” среди учащихся начальных классов.

 Инстаграм-страница  «Читающая школа»

В целях популяризации проекта  «Читающая школа» и обмена мнениями была открыта школьная инстаграм-страница. На этой странице непрерывно публикуются работы и мероприятия, проведенные в рамках проекта.

Флешмоб «Читаем перед сном!»

Среди учащихся 1-4 классов при поддержке родителей был проведен конкурс «Читаем перед сном!». Учащиеся вместе с родителями  принимают в нем активное участие.

В целях популяризации проекта и обмена мнениями был открыт школьный инстапарк. На этой странице будет непрерывно публикуется работа, проведенная в рамках проекта.

Организация “Семейного чтения”

Особое внимание уделяется семейному чтению. В рамках проекта стартовал марафон родительских собраний на тему «Читающий родитель-читающий ребенок», «Родительское чтение», «Семейное  чтение».

“Сказки четверга”

В школе также проводится мероприятие «Сказки четверга», как один из способов привлечения учащихся младших классов к чтению книг. Цель данного мероприятия – воспитание ребенка через сказку. Главными лицами в реализации данного мероприятия являются бабушки и дедушки.

«Как здорово читать книги с папой!»

Главная цель – укрепление отношений между отцом и ребенком, привлечение к совместному чтению книг.

 «Проектное чтение»

Среди учащихся 1-11 классов в середине апреля планируется провести конкурс проектов «Читаем. Изучаем. Анализируем».

Достижения учащихся

Многие наши участники проекта заняли призовые места в городском конкурсе чтения наизусть стихов Абая, чтения отрывков из «Слов Назидания», подготовки творческих видеороликов, конкурсов эссе.

Работа библиотеки

Проводятся мероприятия «Урок библиотекаря», «Читай и оставляй другому!”. В школе непрерывно работает буккроссинговая площадка. Учащиеся, учителя, родители передают прочитанные книги на эту площадку, получают нужные книги, обмениваются книгами.

Современное оснащение библиотеки. Привлечение спонсоров.

Для оснащения школьной библиотеки и обновления фонда книг были выделены средства в размере 5 миллионов тенге. В ходе акции «Подари книгу библиотеке» при поддержке выпускников школ, спонсоров, родителей было подарено 60 книг. Также оказывают поддержку коллективы АО «Народный банк», ТОО «Силикат».

Национальный музей Казахстана и Библиотека Первого Президента

В рамках проекта «Читающая школа» на пополнение библиотечного фонда школы Национальный музей Казахстана и Библиотека Первого Президента подарили библиотеке 100 экземпляров новых книг.

Реализуемая коллективом школы программа «Успешное чтение», соответствует идее программы «Читающая школа – читающая нация», которая сегодня становится актуальной, и это говорит о том, что мы на правильном пути.

Алмагуль Амантаевна Курмашева,
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Карлыгаш Заманбековна Шиянова,
Заместитель директора по воспитательной работе
средней общеобразовательной школы-комплекса №3 г.Семей ВКО

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий