Его призвание – служить образованию!

Мне посчастливилось 30 лет назад познакомиться на поприще образовательной деятельности с прекрасным человеком, ученым, педагогом ГАМАРНИКОМ Геннадием Николаевичем. Оглядываясь в прошлое и созерцая настоящее, видишь, какой труд совершил Геннадий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, действительный член трех академий наук, Заслуженный деятель Республики Казахстан, обладатель двух орденов «Парасат» и «Құрмет», чтобы стать заметной фигурой в отечественной системе образования. Только большая и созидательная работа таких личностей, как Геннадий Николаевич, позволила за 30 лет независимости нашей страны построить современную образовательную систему, воплотившую в себя достижения прошлого и передовой зарубежный опыт.

Являясь студентом Алма-Атинского института народного хозяйства, активно стремился овладеть теорией и практикой экономической науки, учился на «отлично», постоянно участвовал в работе студенческого научного общества факультета института, многократно становился победителем городских, республиканских и союзных студенческих конференций.

Так, в 1967 году Геннадий Николаевич, будучи студентом второго курса АИНХ, выступил на Всесоюзной научной студенческой конференции в г. Казани с докладом на тему «Проблемы размещения производительных сил в Казахстане», и на основе конкурсного отбора его доклад был признан лучшим.

Большое влияние на становление всестороннее развитие гармоничной личности будущего известного ученого и заслуженного общественного деятеля оказали его наставники: академики К.А. Сагадиев, Н.К. Мамыров, К.Н. Нарибаев, С.С.

Сатубалдин, профессора В.К. Радостовец, К.Ш. Дюсембаев, К.О. Окаев, К.Б. Бердалиев, Д.К. Кабдиев, В.М. Кин, К.К. Кеулимжаев и многие другие.

Во время работы в АИНХ Г.Гамарник показывает себя умелым организатором учебного процесса, высококвалифицированным педагогом. Сочетая теорию с практикой производства, постоянно работал над повышением своей научной квалификации и педагогического мастерства. При его непосредственном участии внедрены в производство различные хоздоговорные и госбюджетные научные разработки, что позволило успешно выполнить и защитить в 1983 году в Киевском институте народного хозяйства им. Д.С. Коротченко диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Формирование Г.Н. Гамарника как ученого проходило под непосредственным влиянием широко известных в СССР научных школ, заслуженных деятелей техники и науки д.э.н., профессоров П.П. Новиченко, А.Д. Шеремета, С.Б. Барнгольц, А.Н. Кузьминского, А.С. Маргулиса и др. Приобретенный опыт он широко использует в научно-педагогической деятельности по подготовке специалистов-
экономистов.

Г.Н. Гамарник считает этот многолетний период работы в АИНХ как жизнеутверждающий и продуктивный, часто вспоминает то время и всегда благодарен руководству вуза, профессорско-преподавательскому составу за оказанную тогда моральную поддержку и практическую помощь в работе.

В связи с переходом к новым экономическим отношениям появилась острая потребность в кадрах для новой экономической формации. Требовались специалисты, умеющие практически внедрять новые знания на новый уровень экономического и государственного управления. В 1992 году Г.Гамарник приглашается как талантливый организатор и ученый высшей школы на должность первого проректора Казахской государственной академии управления. В деятельности КазГАУ наличествовала масса организационно-технических и учебно-методических проблем: определение организационной структуры вуза, подбор и расстановка кадров, оптимизация сроков обучения по широкому спектру специальностей, разработка неординарных учебных планов и программ, рекламная деятельность, организация первого набора магистрантов, обеспечение учебного процесса компьютерами нового поколения и учебниками, создание новой модели библиотеки, оснащение кабинетов и лабораторий оргтехникой современных образцов, налаживание быта профессорского-преподавательского и студенческого коллективов.

Заслуга в постановке на прочную основу учебного заведения нового типа, получившего теперь широкое признание как в вузовской среде, так и в деловых коммерческих кругах и государственных органах страны и за рубежом, безусловно, принадлежит Г.Н. Гамарнику. Под его руководством – первого проректора – впервые в системе высшего экономического образования страны 1992-1994 гг. были адаптированы и реализованы программно-целевые методы обучения экономистов и менеджеров новой формации, внедрены обучающие программы студенческой подготовки управленческого персонала.

За вклад в создание первого экономического высшего учебного заведения по международным стандартам, за подготовку кадров нового рыночного мышления, практические разработки реформирования экономики Республики Казахстан в 1995 г. Г.Н. Гамарнику присвоено высокое академическое звание профессора.

Труд профессора Г.Гамарника в области реформирования высшей школы не остался незамеченным, и в этом же году он приглашен в центральный аппарат Кабинета министров РК на должность заведующего отделом экономической политики. В этот период он входил в число разработчиков первой стратегии развития нашей страны «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Кроме того, занимается разработкой нормативно-правовых документов по разгосударствлению и приватизации отечественных предприятий, участвовал в подготовке постановлений Правительства, национальных программ, направленных на стабилизацию и переход к устойчивым темпам экономического роста на основе инновационно-индустриальных факторов, снижение уровня инфляции, реформирование пенсионной системы, обоснование приоритетных секторов национальной экономики в условиях транзитного состояния и институциональных трансформаций.

При активном участии ответработников в ранге заместителей Премьер-министра РК В.В. Соболева, В.Л. Метте, руководителя Аппарата правительства Б.М. Сапарбаева, министра экономики А.А. Тлеубердина, финансов А.С. Павлова, индустрии и торговли Г.Г. Штойка, председателя Национального банка О.Джандосова и др. Геннадий Николаевич смог адаптировать к экономике страны основы неоклассических доктрин развития рыночных отношений, нашедших отражение в правительственных программах, среднесрочном экономическом и социальном программировании отечественной и региональной экономик в условиях глобализации и геополитических сдвигов в структуре мировых и локальных рынков.

Высокие деловые, профессиональные и организационные качества продемонстрировал Геннадий Николаевич на поприще первого заместителя министра образования Республики Казахстан, назначенного на эту должность в 1995 году. На данном этапе под руководством министра М.Ж. Журинова, с участием коллег, заместителей министра Ш.К. Беркимбаевой и Е.У. Медеуова, руководителей главных управлений в лице Б.К. Дамитова, А.А. Абжаппарова, А.И. Самаренко, В.И. Романова, Е.К. Касымбекова и др. людей высоких профессиональных и личных человеческих качеств приходилось работать над созданием новой модели отечественного образования в целом, в том числе высшего.

Это сейчас Казахстан интегрирован в международный образовательный процесс как участник многих договоров и конвенций по образованию, успешно соперничает на международном уровне, завоевывает лидирующие позиции в Центрально-Азиатском регионе, в странах СНГ и уверенно смотрит в будущее. А ведь совсем недавно, в начале 90-х годов прошлого столетия, всего этого не было. Разброд в умах, экономический кризис, растерянность и безденежье сказывалось в полной мере на состоянии дел в образовательной сфере, настроении всего педагогического сообщества.

Надо было с чего-то важного начинать, определить курс, заложить вектор развития, понятный народу и педагогическому сообществу. Началась трудная во многом созидательная работа, в успехах которой заметна роль Геннадия Николаевича. Под его руководством была скомплектована сеть университетов страны, сохранена вся база средних профессиональных технических учебных заведений, сформирован новый классификатор специальностей для формирующейся рыночной экономики, стала оформляться сеть самостоятельных негосударственных высших учебных заведений, широко внедряться в практику обучение будущих специалистов на государственном языке, разрабатываться первое поколение отечественных учебников для системы общего среднего образования.

В министерстве образования под непосредственным руководством Г.Н. Гамарника были подготовлены и внесены изменения в закон РК «Об образовании» в части лицензирования образовательной деятельности вузов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

На основе привлечения к деятельности иностранных инвесторов тесно взаимодействовал с Азиатским банком реконструкции и развития по предоставлению займа для компьютеризации общеобразовательных школ Казахстана, обеспечивал работу государственной комиссии по отбору и направлению одаренной молодежи на учебу за границу по линии Президентской программы «Болашак». Только подумать, какой революционный переворот во всей организации отечественного образования, сознании, поступках и действиях наших граждан проходил в этот период.

За вклад в создание новой модели высшего образования по международным стандартам, подготовку отечественными вузами кадров нового мышления, практические разработки реформирования послевузовского профессионального образования в 1996 г. Гамарник Г.Н. награжден нагрудным знаком «Почетный работник образования Республики Казахстан».

Годом позже в связи с переходом на другую работу Геннадий Николаевич назначается ректором Семипалатинского государственного финансового института.

Здесь он занялся определением приоритетных направлений подготовки специалистов для финансово-банковского сектора страны. Соединив уже накопленный собственный опыт работы по подготовке кадров и сложившейся традиции, Г.Н. Гамарник разработал конкретную программу модернизации обучения в вузе, одобренную руководством Министерства финансов РК. Был взят курс на перестройку системы управления институтом, его интеграцию в общий процесс образования, на тесный контакт высшей школы с наукой. Для решения этих задач руководство вуза кардинально перестроило содержание учебных планов и программ по всем специальностям в соответствии с требованиями времени. Ученым советом финансового института была принята предложенная Гамарником новая структура управления факультетами и кафедрами. Благодаря его усилиям были созданы актовый зал, библиотека с читальным залом, ряд компьютерных классов, оснащенных современной техникой и комплектами технических средств обучения, лингафонный кабинет, приобретено здание для студенческого общежития.

На основе привлечения к деятельности института зарубежных грантодателей и технической помощи Геннадий Николаевич смог значительно расширить материально-техническую базу вуза, начать обучение студентов из числа жителей Семипалатинского ядерного полигона за счет средств спонсоров и доноров зарубежных финансовых институтов. Предметом особой гордости для Г.Гамарника является то, что выпускники Государственного финансового института работают во многих отраслях и организациях республики, ведущих вузах, крупных отечественных компаниях и банках. Он воспитал плеяду первоклассных специалистов-практиков и ученых-экономистов.

За вклад в развитие первого финансового учебного заведения, обеспечивающего непрерывное бизнес-образование, Г.Н. Гамарник получил благодарность заместителя Премьер-министра, министра образования, культуры и спорта Республики Казахстан Тасмагамбетова И.Н.

В канун миллениума приказом министра образования и науки Кушербаева К.Е. его назначают ректором старейшего в Республике Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д.Серикбаева (г. Усть-Каменогорск). Основными задачами технического университета являлись подготовка бакалавров, магистрантов, аспирантов в сфере научно-технического и инновационно-индустриального развития для нужд промышленности региона.

С приходом Геннадия Николаевича в техническом университете происходит ряд существенных преобразований. Меняется система управления вузом: вместо существующих деканатов создаются институты с предоставлением широких полномочий их руководителям, образовывается Центр гуманитарного образования как ядро университета, обеспечивающего всю идеологическую и общественно-воспитательную работу с обучаемыми, формируется крупный технический центр молодежи – прообраз будущего технопарка ВКГТУ им. Д.Серикбаева, открывается геолого-минералогический музей природных ресурсов Восточно-Казахстанской области, перестраивается для полномасштабной производственной практики студентов и полноценного отдыха вузовского коллектива база отдыха в «Голубом заливе», значительно после реконструкции возросла пропускная способность библиотеки и читального зала, в модернизированном административном корпусе начинает функционировать музей истории развития вуза.

Значительные изменения произошли и в деятельности самого вуза: увеличилось количество специальностей согласно профиля вуза, численно возрос контингент обучаемых и качественный состав научно-педагогических кадров, получила организационное начало школа повышения квалификации труда работников горно-металлургического комплекса региона, создано несколько лабораторий по физическому и радиационному исследованию свойств композиционных материалов, университет стал центром проведения многочисленных конференций по импортозамещению.

За период работы в ВКГТУ им. Д.Серикбаева Гамарник Г.Н. был отмечен медалью «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздiгiне 10 жыл», нагрудным знаком Министерства образования и науки РК «За заслуги в развитии науки». В эти годы Геннадий Николаевич продолжает выполнять госбюджетные научные исследования, оказывает практическую и консультационную помощь по совершенствованию менеджмента и бизнес-планирования предприятиям и организациям области, наиболее значительные исследования докладывает на международных и республиканских конференциях, публикуется в отечественных и зарубежных научных журналах и сборниках. Им издан ряд научных трудов и монография. Среди них «Управление экономикой Казахстана: Методология, подходы и пути реализации», «Основы управления экономикой: эволюция, теория, практика», «Муниципальный менеджмент» и др.

В 2002 году Г.Н. Гамарник, уже сложившийся специалист и ученый в области бухгалтерского учета и аудита, экономики и менеджмента, успешно защищает диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук.

В июне 2003 г. Геннадия Николаевича как ученого, организатора высшей школы повторно приглашают на должность первого вице-министра образования и науки.

Работая под руководством министров Ж.А. Кулекеева и Б.С Айтимовой, совместно с коллегами в лице вице-министров Н.С. Бектурганова, К.Н. Шамшитдиновой, А.Н. Абдыкадыровой, Х.М. Утеулиной и при участии специалистов-профессионалов С.З. Канаева, Ж.М. Адилова, Б.С. Абдрасилова, С.А. Ирсалиева, Т.А. Нургожаевой, С.Б. Испусиновой, М.Р. Нургужина, К.К. Борибекова и др. начинают работу по повышению качества обучения в системе образования.

В этот период при его непосредственном участии решением Правительства страны принимается Концепция развития образования в Казахстане до 2015 года, утверждается государственная программа развития образования страны на 2005-2010 годы.

В этих программных документах дана развернутая картина прогрессивного развития отечественной системы образования, начала функционирования новых институтов вузовского и послевузовского образования, приведены этапы модернизации всей образовательной системы и планомерное вхождения ее в мировое образовательное пространство.

Для внедрения этих документов летом 2004 года принимается в новой редакции Закон «Об образовании», начинают функционировать пять новых государственных педагогических институтов, пять национальных центров, два государственных комитета – по науке и контролю, а также надзору качества в сфере образования и науки.

К этому времени Г.Н. Гамарник уже академик, руководит подготовкой и проведением в 2004 году III Съезда, а в 2005 году 1 Форума работников системы образования и науки.

Гамарник на посту первого вице-министра внес большой вклад в развитие международных образовательных программ, качественный отбор и количественный рост молодежи обладателей стипендии Президентской программы «Болашак». Как практик, организатор высшей школы прекрасно понимал, что педагог всегда был и неизменно остается ключевой фигурой всего образовательного процесса! При активном участии и отстаивании интересов системы высшего образования ему удается организовать ежегодный республиканский конкурс «Лучший преподаватель вуза».

Отдавая Г.Гамарнику должное как талантливому организатору и ученому, принимая во внимание его вклад в развитие системы образования, эволюционного обновления вузовского обучения, системного обоснования образовательных моделей, систем развития науки в рамках инновационно-индустриального развития Республики Казахстан, в 2003 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель Республики Казахстан».

Жизнь Геннадия Николаевича и его трудовая биография продолжаются, и весной 2006 года он приступает к выполнению обязанности ректора Университета международного бизнеса (UIB, Алматы).

Под его руководством в короткий срок удалось добиться повышения имиджа учебного заведения, роста его рейтинга среди профильных вузов страны, подписать первому из числа частных вузов соглашение Великой хартии Университетов Казахстана по расширению и укреплению академической свободы и независимости в организациях образования. Вуз под его началом сформировался как крупный учебно-научный комплекс, располагающий необходимым потенциалом для научного сопровождения индустриально-инновационной стратегии развития страны. Университет стал лидером среди вузов Казахстана по внедрению бизнес-образования (MBA), технологий дистанционного онлайн-обучения.

Удержать университет, чтобы работа всех его подразделений соответствовала высоким международным образовательным и научным стандартам, – задача непомерно трудная, а воплощение в реальные результаты – задача еще более сложная. UIB стал одним из лидеров по подготовке высококвалифицированных специалистов с достаточно широким кругозором, с организацией на фундаментальные образование. Тому подтверждение – успешно пройденные университетом институциональная, специализированная и международная аккредитации (Казахстан, Австрия).

Г.Гамарник всегда был в центре научной и общественной жизни UIB. Организуя мощную команду интеллектуалов, он сумел сплотить коллектив ученых. В этот период он вдохновитель и организатор смелых научных проектов по развитию науки и практического претворения ее достижений во благо университета и общества. В 2008 году за большой вклад в развитие системы высшего образования, подготовку высококвалифицированных специалистов и активную научно-педагогическую деятельность Г.Н. Гамарник Указом Президента страны награжден орденом «Құрмет».

Геннадию Николаевичу принадлежат приоритеты в широком использовании новаторских и прогрессивных предложений и технологий, ранее не имевших аналогов в организации управления высшей школой на постсоветском пространстве, в адаптации экономических и управленческих кадров страны динамично изменяющимся рыночным условиям. Решением высшего межгосударственного органа стран Содружества Независимых Государств Г.Гамарнику присвоено звание «Отличник Образования СНГ» как человеку, наделенному редчайшим трудолюбием, энциклопедическими знаниями и особыми интеллектуальными и прекрасными организаторскими качествами.

Достигнув «седого возраста», но находясь в прекрасной физической и духовной форме, Г.Н. Гамарник получает приглашение поработать в должности советника председателя правления впервые созданного в стране по инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева НАО «Холдинг «Кәсіпқор».

На этом поприще начинается уже иная, не менее насыщенная новизной и креативностью его трудовая деятельность.

Перед холдингом ставится задача создания сети новых колледжей мирового уровня, оснащенных современным оборудованием, привлечения в образовательный процесс зарубежных преподавателей и высококлассных специалистов-мастеров, на основе союза с ведущими предприятиями-работодателями ввести в практику дуальную систему образования и производственную практику, организовать на созданной учебно-материальной базе студенческие стартапы. Активизировалась работа по разработке учебных планов и программ, приближенных к международным стандартам, заработала сеть учебно-методических объединений и учебно-методических центров, начали издаваться и переводиться с иностранного языка профильные журналы, учебник и методпособия, что способствовало выстраиванию национальной системы оценки качества ТиПО, предоставлению академической самостоятельности в определении содержания образовательных программ.

Здесь знания и опыт Геннадия Николаевича пригодились в полной мере. Под его непосредственным руководством был подготовлен ряд нормативно-правовых актов, внедрена в практику система ранжирования учреждений профтехобразования по видам и специализации образовательной деятельности, разработан и информационно насыщен сайт Холдинга, налажена работа с Ассоциациями работодателей по вопросам технического и профессионального образования. Особое место в работе Г.Н. Гамарника занимает развитие движения WorldSkills, подготовка и организация проведения республиканских соревнований и участия их победителей в международных чемпионатах.

Полагаю, что успехи Геннадия Николаевича на новой ниве связаны с тем, что он не только ученый с большой буквы, но и знает систему образования изнутри, так как прошел все ступени карьерного роста. Геннадий Николаевич способствовал созданию в Холдинге творческой, созидательной, благоприятной атмосферы высокого профессионализма и взаимного доверия. Г.Н. Гамарник для многих был наставником, подлинным лидером, человеком, к которому тянулись коллеги по работе. Обладая даром убеждения, всесторонним взглядом на проблему и, наконец, огромным личным обаянием, он давал дельные советы и напутствия. Принимая во внимание новаторский курс в деле формирования отечественной системы ТиПО, вклад в развитие партнерства с работодателями, участие в процессе актуализации образовательных программ и создания отраслевых центров компетенций для опережающий подготовки профессиональных кадров, Г.Н. Гамарник во второй раз награждается государственной наградой – Орденом «Парасат».

Отличительная черта великих людей, таких как Геннадий Николаевич, состоит в том, что к другим они предъявляют гораздо меньше требований, чем к самим себе. Быть современным стремительном XXI веке – значит опережать свое время настолько, чтобы оно не могло догнать вас. Мне думается, что профессор Г.Гамарник не заботится о том, что о нем подумают другие, так как эти «другие» слишком обеспокоены тем, что он думает о них.

Люди, подобные академику Гамарнику Г.Н., – гордость и достояние независимого Казахстана. Это человек, искренне любящий свою страну и сделавший все возможное для становления и укрепления казахстанского образования.

Долгие годы мы дружим, я знаю его как очень хорошего и душевного человека, прекрасного семьянина, профессионала своего дела и просто верного товарища, на которого всегда и во всем можно положиться. Упорный труд и требовательность к себе помогли Геннадию Николаевичу добиться в жизни высоких вершин.

Я благодарен судьбе за встречу на жизненном пути и дружбу с таким хорошим и добропорядочным человеком.

Найман КАЛАБАЕВ,
советник по науке АО «Научно-технологичный центр «Парасат»,
доктор технических наук, профессор, академик НИА, Заслуженный деятель Казахстана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий