Наурыз в культуре казахов: некоторые этнографические особенности изучения праздника
Возрождение праздника Наурыз, проведение его на официальном государственном уровне начинается в Казахстане с 1988 г. Хотя в советском союзе этот праздник был как бы под запретом, однако, как показывают исследования, в сельской местности проведение Наурыза ни когда не прерывалось. Естественно, по масштабу празднований, он уступал традиционному периоду истории Казахстана (XIX – нач. XX вв.).
В целом, казахами Наурыз (пер. с перс. ноу – новый, руз – день) воспринимается, как у всех соседних восточных народов, началом нового года (жаңа жылдың басы), праздник весны, пробуждения и обновления природы после зимы. Празднование традиционно выпадает на 22 марта (по старому летоисчислению на 9 марта) и называют его «Ұлыстың ұлы күні», «Ұлы мереке». По мнению этнографа А. Тохтабая, который ссылается на Шакарима Кудайбердиева, изначально казахи, как и их предки, праздновали весенний день равноденствия под старым названием – Ұлыс. Лишь после известных трагических событий казахско-джунгарских войн и годов бедствия XVIII в. (Ақтабан шұбырынды), когда большая часть казахских племен была вынуждена откочевать на территорию Средней Азии, оттуда и было привнесено в казахскую культуру в последующем название Наурыз [1, с. 12].
Существуют и другие версии происхождения названия праздника. Например, по данным народной истории – шежире казахов Младшего жуза Кайкы Бекжанулы отмечается, что «у Казака было два сына: Наурыз и Алаш».
Қазақтан Наурыз, Алаш екеу екен, Наурыздың деп айтады үлкен жасы Ұрпақсыз өлген Наурыз жазғытұры, Келел жыл көктемде оның беріпті асын. Қазатың балалары содан бері, «Наурыз» деп қойыпты атап жылдың басын [2, 106–107 бб.]. |
От Казака было двое – Наурыз и Алаш, Старшим по возрасту был Наурыз, Умер Наурыз весной, не оставив потомков, Через год весной дали ему поминки. После этого дети Казака, Стали называть начало года «Наурыз» |
Приведем теперь пример из шежире китайских казахов[1]
«Давным давно жил на свете старик Желтоксан. У него было 90 сыновей, отсюда 90 дней считаются в году днями зимы. Среди 90 сыновей у него была единственная дочь Бикеш. У старика было шесть жен, первую из которых – байбише звали Наурыз.
Когда пришло время, Желтоксан, сделав свадебный той, выдал замуж свою единственную дочь. По казахским традициям мать Наурыз сопровождала и жила вместе с дочерью 5–10 дней в доме у сватов. По возвращению домой, она, чтобы исполнились все ее благопожелания дочери («тілеуімді алып кетпесін»), впервые всем своим аулчанам раздала сварив похлебку – коже (көже). И якобы с этого времени эта традиция закрепилась в казахском обществе, получив название «Наурыз мейрамы» – «Праздник Наурыз». С этого периода Наурыз празднуется после завершения 3 месяцев зимы примерно 20–22 марта, когда теплый весенний ветер начинает осушать поверхность земли» [3].
Безусловно, праздник тесно связан с народным календарем, народной астрономией, особенностями погоды – солнечным светом (ұт), плеядой звезд (үркер), цикличностью природных циклов (амал) и многое др. От того как складывается погода в начале года, могли давать прогноз на предстоящее лето, год, что, естественно, хорошо фиксируется в народной памяти в форме легенд.
Продолжим повествование из шежире китайских казахов. «В первую ночь свадьбы у жениха, в суматохе хлопот, оказывается, была забыта и оставлена под седлом одного из коней, который под утро замерз от сильного мороза (қантарған аты аяздан қатып қалған екен). С этого периода начало зимы стали называть «қантар» (қыстың басы қантар)[2].
Отец Бикеш – Желтоксан – для приданого дочери специально подготовил, отобрав, табун из 40 яловых кобыл (қысырақ). Однако, в тот год после суровой зимы холодной весной все 40 кобыл пали. После этого в народе, якобы, надолго закрепилось выражение «весной сорок дней суровый сауир (апрель)» («көктемгі қырық күн қара сәуір»).
У Бикеш было два младших брата – Акпан (Ақпан)[3] и Дакпан (Дақпан), которые на период свадьбы ушли на охоту. Вернувшись, они узнают, что их единственную сестру засватали и провели свадьбу без них, что, естественно, их сильно разозлило (бізді күтпедіндер, біз жоқта той жасапсындар). Отсюда в народе говорят, что закрепился в природе название амала – «Акпан-Дакпан 6 дней, всего с одним морозным днем 7 дней» («Ақпан-Дақпан 6 күн, аязымен 7 күн»)» [3].
Безусловно, важными атрибутами Наурыза считаются такие традиционные символы, как особое приветствие родственников и знакомых (көрісу), приготовление похлебки – коже (көже), использование для этого посуды – казана, народные гуляния, игры молодежи и мн.др.
Раз в году на Наурыз люди здоровались двумя руками (қос қолдасып амандасты), при этом мужчины обнимались, прикасаясь к друг другу грудью (төс соғыстырады), женщины просто обнимались (құшақ айқастырады) [4, с. 22].
Коже должно было состоять из семи ингредиентов – воды, молока, мяса зимнего забоя (соғым еті, сүр ет), сыра (құрт), злаков (рис, пшено, пшеницы), растительных добавок, как лук или морковь, а также соли. При этом сохранялось простое соотношение старого и нового, красного и зеленого и т.д. Все это, естественно, варилось в большом объеме в казане. Коже раздавалось всем соседям и родственникам, считалось, что чем больше будет приготовлено коже, тем больше благодати будет этой семье в новом году.
В связи с употреблением коже в Наурыз интересно сообщение Даутжана Токсабаулы, что среди китайских казахов продолжительное время существовал обычай в этот праздник избирать из среды десяти человек одного «дома» (ударение на «О»). Например, был такой «дома» Омарбай. Его специально приглашали на праздник, снимали с лошади, сожали на почетное место в юрте. Он должен был выпить столько коже, сколько ему преподнесут во время праздника. Если он не справляллся с этой задачей, то «дому» переизбирали [3].
Другой особенностью этнографического изучения праздника Наурыз является присутствие таких мифических персонажей, как Кызыр ата (Қызыр ата) и Әз. Первый воспринимался в образе глубокого старца, который в ночь с 21 на 22 марта обходил природу, мог зайти в любое жилище в гости, предпочтение при этом он отдавал тем людям, которые содержали свое жилище и двор в чистоте, приготовили чистую еду, носят чистую, новую одежду и т.д. И если Кызыр ата обращал внимание, то человек считался обеспечен благосостоянием на целый год. В местах, где он проходил, мерзлая земля начинала таять и прорастала трава, и, якобы, камень начинал плавиться. До сих пор об утверждении в природе весны присутствует выражение «День когда расплавился даже мрамор Самарканда» – «Самарқанның көк тасы еріген күн».
Другим новым персонажем, выявленным нами в 2010 г. является образ Әз. «Мужа Бикеш звали «Әз». Жених должен был прийти к тестю. Имеется выражение «Когда приходит Әз – это одновременно и старое и новое. Завершение старого года и начало нового года» («Әз келгенде – бір ескі, бір жаңа. Көне жылдың шығысы, жаңа жылдың кірісі»).
В старину говорили:
«Настало время Әзіс» «Не стриги (в этот период) ногти – руки дрожать будут» «Не стриги волосы – голова дрожать будет» «Әз ударил» |
«Әзіс уағы болып қалды» «Түйяқ алма – қолың қалтырайды» «Шаш алдырма – басың қалтырайды» «Әз соғып кетіпті». |
О прибытии Әз можно было заметить только по овцам. Овцы пугались и начинали метаться в загоне (дүр етіп – бір үркіп қалады)» [3].
Таким образом, возрождение праздника Наурыз в Казахстане, дает возможность изучения ее как фономена казахской культуры, уходящего своими корнями в далекое прошлое. Специалистам этнографам предоставляется возможность фиксации старых и новых атрибутов праздника, связь его с вопросами религии, приспособления ее государственной идеологии и т.д., что, естественно, обогащает Наурыз в целом как народный праздник.
Кстати, в Южном Казахстане существует своя легенда о появлении этого праздника. По словам аксакала, с которым я беседовал в 50-е годы, в давние времена жили два брата — Наурыз и Созак. У младшего, Созака, была большая семья, дети, были потомки. А у старшего дети умирали во младенчестве. Когда Наурыз состарился и готовился отойти в иной мир, то призвал брата и попросил, чтобы в день его смерти люди справляли поминки. Но без плача и горестей, а с играми и весельем. Наурыз скончался с 21 на 22 марта. И с тех времен казахи празднуют Наурыз мейрамы.
[1] Материалы этнографической экспедиции в Алматинскую область по изучению культуры казахов-репатриантов (оралманов) из КНР по программе ПФИ «Казахи Китая» (рук. проекта д.и.н., профессор С.Е. Ажигали). Информатор – Даутжан Токсобаулы, 1949 г.р., представитель казахского рода найман–матай–кызай. Образование среднее. В КНР работал экономистом. В Казахстан переехал в 2006 г., сейчас занимается скотоводством в Алматинской обл., Жансугуровском р-не, на зимовке Тайвань (название зимовки было дано в 60-е годы первыми казахами-репатриантами из КНР и обозначает с китайского «дальняя, крайняя точка, зимовка»).
[2] В народном календаре кантар соответствует январю.
[3] В народном календаре акпан соответствует февралю.
Бекназаров Р.А.
и.о. ректора Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова, д.и.н.