Академическая свобода колледжей – залог успешности и конкурентоспособности
Что может стать ключевым рычагом достижения организациями ТиПО наивысшего качество образования, реагирования на современные требования к системе образования?
Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что этот рычаг – возможность академической свободы и автономии от государственного вмешательства в образовательный процесс.
Если обратиться к истории развития института академической свободы, то можно отметить, что впервые об этом говорил Вильгельм фон Гумбольдт, основавший в 1818 г. в Германии первый исследовательский университет. Lehrfreiheit, в котором преподаватели могли преподавать и одновременно заниматься научными исследованиями. А что касается студентов, то последние могли свободно выбирать предметы для изучения.
Изначально принципиальные задачи академически свободных учебных заведений были сформулированы как «содействие человечеству в поиске и накоплении совокупности знаний», «обучения студентов основам наук» и «подготовки специалистов для работы в различных отраслях государственной службы». Со временем понятие академической свободы видоизменялось…
Даже сейчас, на современном этапе можно встретить различные вариации определений «академической свободы». Но в одном они схожи: под академической свободой понимается наличие необходимых факторов для успешного функционирования организации образования, которое будет содействовать эффективному обучению.
Что имеем на текущий момент?
- колледжи не имеют возможности изменять содержание программ с учетом требований работодателей
- программы привязаны к срокам обучения и регламентированы ГОСО
- у студентов нет возможности обучаться по индивидуальным траекториям
Действующие НПА (ГОСО, ТУПы..), призванные создать единое образовательное пространство путем стандартизации требований к профессиональным умениям специалистов, сегодня не дают возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию, а значит препятствуют созданию уникальных образовательных программ.
Поэтому становится очевидным, что сегодня академическая свобода – это необходимое условие для успешного функционирования организаций ТиПО и их конкурентноспособности.
Что даст модернизации в системе ТиПО?
– программы обновятся на 100%
– возможность гибко реагировать на потребности рынка труда и, как следствие, быстрый выход на рынок труда
– установление индивидуальных траекторий обучения
– переход от модульно – компетентностного подхода к кредитно-модульному, т.е. изначальное определение результата обучения.
«Колледжи получат академическую свободу. Это позволит изменить содержание образовательных программ, сократить срок обучения, повысить качество образования, и позволит студентам быстрее осуществить трудовую деятельность», – сказал Асхат Аймагамбетов.
Также глава МОН РК отмечает, что ранее жестко регламентировались и устанавливались сроки обучения по различным квалификациям, в среднем от 2-х лет до 3-х лет 10 месяцев. Теперь же это будет зависеть от конкретной образовательной программы и требуемых результатов обучения. Колледжи по согласованию с работодателями будут составлять образовательные программы, на основе профстандартов или требований рынка, размещать в реестре программ МОН РК и в зависимости от них готовить кадры.
Также решился еще один очень важный вопрос, который давно поднимался колледжами: реализация товаров собственного производства и предоставление услуг на платной основе. Например, колледж, осуществляющий подготовку портных, может реализовывать собственные швейные изделия, которые изготавливают обучающиеся во время производственного обучения и практики. Это послужит хорошим стимулом для повышения качества подготовки кадров.
А в целом, подводя итоги, хочется отметить, что данные меры позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда, и система ТиПО будет готовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям работодателей.
Роза Каипова,
Заместитель директора по УР
ГККП «Алматинский областной колледж
инновационных технологий в сфере сервиса и питания»
Загрузка...