Академическая свобода колледжей – залог успешности и конкурентоспособности

Что может стать ключевым рычагом достижения организациями  ТиПО  наивысшего качество образования, реагирования на современные требования к системе образования?

 

Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что этот рычаг – возможность академической свободы и автономии от государственного вмешательства в образовательный процесс.

Если обратиться к истории развития института академической свободы, то можно отметить, что  впервые об этом говорил  Вильгельм фон Гумбольдт, основавший в 1818 г. в Германии первый исследовательский университет. Lehrfreiheit, в котором преподаватели могли преподавать и одновременно заниматься научными исследованиями. А что касается студентов, то последние могли свободно  выбирать предметы для изучения.

Изначально принципиальные задачи академически свободных  учебных заведений  были сформулированы  как  «содействие  человечеству в поиске и накоплении совокупности знаний», «обучения студентов основам наук» и «подготовки специалистов для работы в различных отраслях государственной службы». Со временем  понятие академической свободы  видоизменялось…

Даже сейчас, на современном этапе можно встретить различные вариации определений «академической свободы». Но в одном они схожи: под академической свободой понимается наличие необходимых факторов для успешного функционирования организации образования, которое  будет содействовать  эффективному обучению.

Что имеем на текущий момент?

  • колледжи не имеют возможности изменять содержание программ с учетом требований работодателей
  • программы привязаны к срокам обучения и регламентированы ГОСО
  • у студентов нет возможности обучаться по индивидуальным траекториям

Действующие НПА (ГОСО, ТУПы..), призванные создать единое образовательное пространство путем стандартизации требований к профессиональным умениям специалистов, сегодня не дают возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию, а значит препятствуют созданию  уникальных образовательных программ.

Поэтому становится очевидным, что сегодня академическая свобода – это необходимое  условие  для успешного функционирования организаций ТиПО и их конкурентноспособности.

Что даст  модернизации  в системе ТиПО?

– программы обновятся на 100%

– возможность гибко реагировать на потребности рынка труда и, как следствие, быстрый выход на рынок труда

– установление индивидуальных траекторий обучения

– переход от модульно – компетентностного подхода к  кредитно-модульному, т.е. изначальное определение результата обучения.

«Колледжи получат академическую свободу. Это позволит изменить содержание образовательных программ, сократить срок обучения, повысить качество образования, и позволит студентам быстрее осуществить трудовую деятельность», – сказал Асхат Аймагамбетов.

Также глава МОН РК отмечает, что ранее жестко регламентировались  и устанавливались  сроки обучения по различным квалификациям, в  среднем от 2-х лет до 3-х лет 10 месяцев.  Теперь же это будет зависеть от конкретной образовательной программы и требуемых результатов обучения. Колледжи по согласованию с работодателями будут составлять образовательные программы, на основе профстандартов или требований рынка, размещать в реестре программ МОН РК и в зависимости от них готовить кадры.

Также  решился еще один очень важный вопрос, который  давно поднимался  колледжами: реализация товаров собственного производства и предоставление услуг на платной основе. Например, колледж, осуществляющий подготовку портных, может реализовывать собственные швейные изделия, которые изготавливают обучающиеся во время производственного обучения и практики. Это послужит хорошим стимулом для повышения качества подготовки кадров.  

А в целом, подводя итоги, хочется отметить, что данные меры позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда, и система ТиПО будет готовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям работодателей.  

Роза Каипова,
Заместитель директора по УР
ГККП «Алматинский областной колледж
инновационных технологий в сфере сервиса и питания»

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий