Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Обновляется не только содержание образования, обновляется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не просто как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.
В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы: интегрированные уроки, урок-исследование, игровые формы уроков, мультимедийные технологии обучения и др.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как творческие виды пересказа и интерпретация литературных текстов, взаимоопрос, взаимопроверка работ, создание проверочных, самостоятельных, творческих работ. Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.
Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», – скажет любой педагог. «Интерес к учению, – писал В.А. Сухомлинский, – появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…». В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения. Творческая деятельность педагога всегда более плодотворна, когда она осуществляется в коллективе сотрудников, когда есть единая цель и когда есть возможность расширять свой кругозор, получать новые знания и представления о культуре и искусстве, рефлексировать, проявлять творческое начало.
Батима ИСМАИЛОВА,
учитель русского языка и литературы cредней школы №57 г. Нур-Султан