Нургали Аршабеков: «Модернизация высшего образования в новых реалиях»
Реформирование системы образования в Казахстане – составная часть государственной политики, в которой она является одним из национальных приоритетов.
Новые вызовы времени задают пути продвижения образования. При этом процессы, происходящие в современном мире, выдвигают на первый план проблемы, которые оказываются во многом общими для вузов разных стран. В то же время задачи инновационного развития экономики страны ставят особые требования к повышению конкурентоспособности казахстанской системы образования.
Создание центров академического превосходства является наиболее эффективным стратегическим подходом к модернизации существующих университетов. Поэтому Министерство образования и науки Республики Казахстан проводит конкурс для отбора 20 университетов, имеющих потенциал для трансформации в передовые учебные заведения, скажем прямо, с международным качеством и статусом. Предполагается дополнительное финансирование на сумму более 4 миллиардов тенге каждого из победивших в конкурсе университетов для поддержки реализации отобранных предложений на период в четыре года.
Вряд ли можно ожидать позиционирования университетов, как минимум на 2-3 порядка выше их сегодняшнего уровня без содействия общества и прямой финансовой подпитки государства. Создание условий для проведения современных научных исследований и качественного обучения требует больших капиталовложений. Само собой разумеется, вузы обязаны минимизировать свои непроизводительные расходы и поднять финансовую эффективность.
Но это только одна из составляющих стратегии модернизации вузов. Добиться эксклюзивности, для начала, десяти университетов можно будет выполнив ряд условий.
В первую очередь необходимо повысить качество человеческого капитала. Вопрос должен идти об обновлении штата ППС, обеспечивающего качественное преподавание, и привлечении способных студентов. Расширение доступа к образованию, приводя в начале к определенному снижению общего уровня, со временем оборачивается ростом числа талантливых людей, которые способны внести свой вклад в науку и обеспечить переход образованию на качественно новый уровень знания, доступный в свою очередь, немногим их современникам. Поэтому полноценное образование становится элитарным. Университетам двадцатки необходимо обратить данный посыл в конкурентное преимущество.
Нужно изменить сложившийся стереотип управления. Организационная культура обязана содействовать развитию стратегического видения, инновациям и гибкости. Это позволит принимать эффективные решения, грамотно распоряжаться ресурсами и оперативно реагировать на потребности быстро меняющегося рынка. Важно преодолеть трудности в трансформации структуры университета изнутри, культивируя готовность и стремление к переменам.
Культура превосходства предполагает также выработку способности к управлению изменениями. Это задача не одного дня.
В целом создание центров академического превосходства открывает перед вузами широкие возможности для приобретения характеристик, присущих университетам – лидерам. Они требуют сильного руководства, четкого представления о миссии и целях вуза, ясно сформулированного плана, в соответствии с которым это представление будет реализовано в конкретных программах.
Для участия в конкурсе на определение Центров академического превосходства Казахский национальный женский педагогический университет представил проект по разработке и опытно-экспериментальной апробации инновационной модели исследовательского педагогического университета. Он направлен на:
– создание условий для развития педагогических инноваций в стране, внедрение в образование передовых достижений в области психолого-педагогических, методических и специальных наук, формирование конкурентоспособного сектора образования;
– проведение фундаментальных и прикладных исследований для решения проблем развития образования;
– разработку современного содержания и развитие новых форм организации научного, учебного, методологического и технологических процессов в образовании;
– генерацию новых знаний через научные исследования и формирование инновационной интеллектуальной среды;
– формирование духа свободной конкуренции, научной пытливости, критического мышления, инноваций и творчества.
Университет будет добиваться достижения поставленных в проекте задач. Вкратце они реализуются в следующих характеристиках:
- Уникальность в содержании образовательных программ.
Здесь необходимо сделать перенос акцента в подготовке будущих педагогов с предметного обучения на метапредметы педагогического содержания. 21 век характеризуется появлением комплексных проблем, решение которых предполагает, в первую очередь, междисциплинарное взаимодействие. Введение метапредметного подхода в педагогическом образовании должно развернуть обучение навстречу новым потребностям и новым современным вызовам, повысить функциональную грамотность педагогов.
- Расширение спектра подготовки педагогических кадров.
- Профессиональное развитие педагогов.
- Расширение спектра образовательных услуг.
- Развитие научного потенциала университета.
- Развитие среды академического превосходства.
- Повышение имиджа и изменение бренда университета.
Инновационный исследовательский педагогический университет как действенный механизм интеграции системы высшего образования, науки и производства создаст основу преобразования страны в государство инновационного типа.
Нургали Аршабеков,
и.о. председателя правления – ректора Казахского национального женского педагогического университета