О текущем моменте

Заседание Общественного совета (ОС) по вопросам образования и науки, защите прав детей Министерства образования и науки состоялось с участием вице-министра Шолпан КАРИНОВОЙ.

По вопросу «Результаты реализации ГПРОН на 2020-2025 гг. в 2020 году» выступил директор Департамента стратегического планирования и координации МОН РК Эльдар Тулеков. Он сообщил, что на 2020 год было запланировано исполнение 6 индикаторов – все исполнены. Достигнуты показатели по дошкольному обучению, как известно, по поручению Главы государства на сегодня принята новая модель дошкольного обучения и воспитания. Касательно среднего образования также успешно исполнены показатели по повышению заработной платы, оснащению кабинетов современным оборудованием, созданию условий для инклюзивного образования и другие. Что касается системы высшего и послевузовского образования: ряд показателей не исполнен в связи с пандемией, например, по доле обучения иностранных студентов, при 5,3% фактически 5,0, участию студентов в массовых мероприятиях. По науке индикаторы исполнены, за исключением показателя доли расходов на образовательную науку от ВВП.

Э.Тулеков отметил, что «на уровне правительства определены к разработке такие масштабные документы, как Концепция развития науки и Концепция развития образования, и далее предполагается разработка отдельных национальных проектов по науке и образованию. Те положения, которые уже обозначены в ГПРОН, в этих проектах будут имплементированы с учетом изменений, внесенных пандемией».

Председатель Комиссии по вопросам развития системы образования, науки и защиты прав детей Елдос Нурланов, руководитель Центра «Учебник», довел до сведения членов ОС информацию:

– В марте 2020 года система экспертизы учебников была пересмотрена, новая основная особенность – конфиденциальность и повышение внимания к апробации. Теперь все учебники экспертизу проходят в обезличенном виде без указания типографии и авторов. Опрос среди внешних экспертов, а их у нас 2600 человек, из них 300 путем выборки опрошенные на предмет «Стала ли экспертиза комфортнее после внедрения обезличивания?» –  71% ответили, что «да, это нас защищает от давления и позволяет высказывать свою точку зрения более объективно». Пока остается не внедренной предусмотренная практика онлайн-прохождения экспертизы.

– Первый год реализации ГПРОН на 2020-2025 годы сопровождался форс-мажорными обстоятельствами, не зависящими ни от кого, – сказал Серик Ирсалиев, председатель Общественного совета. – В целом системой образования и Министерством проделана огромная работа, чтобы этот форс-мажор преодолеть. Но есть объективно непреодолимые вещи, которые мы должны в будущем учитывать, и когда будет разрабатываться Национальный проект по образованию, в системе определения рисков аналогичные риски предусмотреть. Например, в госпрограмме ставили целевые показатели участия в PISA, уменьшения разрыва знаний между селом и городом, но ударил коронавирус. Я изучил все публикации о влиянии короны на систему образования ЮНЕСКО, ОЭСР, Всемирного Банка – все сделали свои соответствующие аналитические выводы. По Казахстану в июле вышло исследование, которое однозначно показало: следующее исследование даст 8 баллов, что будет равно в денежном эквиваленте 1,9 млрд долларов ежегодно за счет потери знаний, навыков, умений наших детей в будущем – опосредованно через понижение производительности труда, недоплаченных налогов, недопроизведенной продукции и так далее. Эта методика распространяется не только на Казахстан, в целом на мир, все страны сильно пострадали от пандемии, в том числе система образования. Есть и плюсы: пришлось форсировать информатизацию, многие другие направления, что называется, нет худа без добра.

По итогам сегодняшнего заседания мы рекомендуем МОН РК принять меры к корректировке ключевых индикаторов и показателей ГПРОН и планов ведомства в связи с форс-мажорными обстоятельствами, вызванными пандемией COVID-19 и интеграции их в формате Национального проекта. Привлекать членов Общественного совета по направлениям задач Национального проекта для его разработки. Когда будет готов драфт для рассмотрения, готовы провести заседание ОС, даже внеочередное. При подготовке Национального проекта образования необходимо активизировать академическую общественность в разработке. В нашем Общественном совете опытные, неравнодушные, горящие люди, имеющие в том числе опыт в стратегическом планировании.

– Предстоит первый опыт разработки Национального проекта образования и науки, – подчеркнула вице-министр Шолпан КАРИНОВА. – Это веление времени, и не только в системе образования – перестройка всех аспектов жизнедеятельности в связи с сложившимися во всем мире новыми вызовами из-за пандемии. Здесь не должно быть ошибочного восприятия. Поэтому нам важны предложения ОС и конструктивной академической общественности в разработке концепции нацпроекта образования.

На заседании ОС была отмечена эффективная работа Комиссии по рассмотрению проектов нормативно-правовых актов (председатель Кадырбек Борибеков). В прошедшем году через экспертизу комиссии прошло 750 нормативно-правовых документов, принятых министерством. Общественный совет призван стоять на стороне отражения мнения общественности по тем или иным значимым вопросам отрасли, и эту свою миссию комиссия выдерживает неукоснительно.

«Поскольку все принимаемые НПА затрагивают интересы учителей, учеников, родителей, в целом общество, мы эту работу ведем тщательно», – отметил Кадырбек Борибеков.

Действительно, с мест, из регионов много бывает отзывов по тем или иным НПА, ведь педагоги сразу ощущают их отражение в правоприменительной практике, поэтому работа данной комиссии ОС очень важна и значима.

«Все мы нацелены на одно, чтобы система образования работала хорошо, без сбоев, чтобы педагогам было комфортно и удобно достигать те цели, которые ставит перед ними отраслевое ведомство. Порой всю суть НПА может поменять неверно поставленная запятая, не говоря о других более значимых моментах, поэтому это каждодневная кропотливая работа», – отметил председатель Общественного совета Серик Ирсалиев.

Поблагодарив ОС за работу и комиссию за помощь МОН в подготовке всесторонне взвешенных нормативно-правовых документов, вице-министр Шолпан Каринова довела до членов Совета ряд новостных сообщений. Так, предстоит подготовка трех важных документов, касающихся внедрения к 1 сентября новой системы аттестации педагогических работников, назначения директоров и правил приема на работу педагогов.

– В сфере образования есть государственные коммунальные, казенные предприятия – на одних требования Трудового кодекса распространяются, на других нет… Пришла, видимо, пора упорядочить это вопрос, – отметила Шолпан Каринова. – Из Трудового кодекса (ТК) исключены правила приема гражданских служащих на работу в сфере образования. Неравномерные были правила приема на работу, вернее, даже правил не было, прием на работу осуществлялся путем приемов заявлений на основании ТК. В настоящее время разработка правил приема на работу педагогов всех организационно-правовых форм определена прерогативой уполномоченного органа – МОН РК, но они будут согласованы с Министерством труда, не должно быть в этом вопросе «разного приема».

Ш.Каринова отметила, что «к необходимости правил приема на работу педагогов логически подталкивает положительная тенденция, связанная с увеличением заработной платы учителей школ на 25%. Рост зарплаты учителей стал привлекательным фактором для преподавателей, и сегодня отмечается оживление в стремлении педагогов работать именно в школах, сегодня в некоторых городских школах на вакансии предметников впервые появилась очередь из 10-15 желающих претендентов! Такая конкурентная среда, в свою очередь, должна отразиться и на улучшении качества обучения».

«Директору школы теперь надо «ломать голову», кого из списка желающих педагогов принять на работу? Образ «директора-коррупционера» на самом деле складывается из-за отсутствия механизмов приема на работу, а не потому, что он на самом деле принимает на работу по своим субъективным предпочтениям. Этот вопрос требует урегулирования, заодно это исключит возможные коррупционные риски при приеме на работу. Скоро начнется разработка нормативных документов, к 1 сентября правила должны быть утверждены».

Членом Комиссии общественного контроля ОС Данагуль Смаковой были высказаны предложения по вопросу «О предложениях к Правилам и условиям проведения аттестации педагогов внесении изменений и дополнений в приказы МОН РК №83, 192».

 

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий