Внутришкольная и внешкольная интеграция в процессе экологического образования

В школе-гимназии № 65 города Нур-Султан интеграция внутришкольного и внешкольного процесса позволяет установить экологические компоненты в содержание образовательного процесса, с целью формирования у учащихся ответственности в сохранении первозданной природой среды, любви к Родине, ориентированное на развитие и саморазвитие личности.

Пик Абай Кунанбаева

Осуществление планирования учебно-воспитательной работы школы по экологическому воспитанию, ответственности у учащихся осуществляется через предметы гуманитарного и естественного-математического направлений, через факультативные курсы «Юный эко турист», «Биологическая среда», «Основы генетики и селекции», «Клетка и кожа», «Анатомия человека», «Экология живая природа», «Микробиология», через кружковые работы «Глиняная игрушка», Шитье «Узоры», «Фотокружок», «Рукоделие» и другие.

Пик М.Маметова

В учебном процессе, в предметах естественно-математического направления экологический компонент, например, на уроках математики, физики рассматривается при решении задач с экологическим содержанием текста; в предметах гуманитарного направления, например, на уроках русского языка и литературы – при разборе предложения с содержанием текста, описывающего красоту природы, при изучении произведений писателей, описывающих красоту родного края.

Культурологический подход к эколого-природной проблематике оказывается востребованным в современном мире и позволяет рассматривать его в изучении предметов естественно-математического и гуманитарного направлений, углубить его развития в факультативных курсах. При изучении экологических тем в факультативных курсах «Я эколог», «Мир животных», «Экологическая культура», «Экологическое образование». Процесс развития экологической культуры осуществляется через духовное восприятие при прослушивании музыкальных произведений великого казахского народного музыканта, композитора, домбриста, автора кюев Курмангазы Сагырбайулы, при изучении произведений великих поэтов русской и казахской поэзии. Эколого-природная проблематика одухотворяется, очеловечивается. Абстрактно-формалистская постановка проблем экологии без его духовно-культурного их постижения и интерпретации способна гуманизировать экологическую проблему. Ценность развития экологической культуры у учащихся в школе является мировоззренческой и методологической основой для исследования экологической проблемы, для более глубокого и всестороннего её осмысления и выработки оптимальной эколого-культурной стратегии. Актуальность проблемы и противоречия, которые закономерно возникают на уровне взаимодействия современной культуры и природы, связано с развитием экологической культуры у обучаемых. Экологическое воспитание и ответственность осуществляется и через проведение военно-патриотические воспитание по местам боевой славы и восхождения на пики «Абай Кунанбаев» и «Маншук Маметова Жиенгалиевны». (См. рис.2, рис.3). 

Рисунок 2. Восхождение учащихся кружка «Юный эко турист» на пик «Абая Кунанбаева» под руководством Рахимбекова Б.К.
Рисунок 3. Восхождение учащихся КГУ «Школы-гимназии №65» Акимата города Нур-Султан на пик «Маншук Маметовой» под руководством Рахимбекова Б.К.

Изучая природу родного края, участники восхождений заносят свои наблюдения в дневники наблюдения, далее продолжают защитой научных работ на городских, республиканских и международных конкурсах и проводят совместные исследования в научных лабораториях Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Например, практическая часть исследования научной работы по теме «Определение нитратов в пищевых продуктах». (См. рис.4)

Рисунок 4. Ученик 9 класса Советов М. в процессе опытно-экспериментальной работы под руководством Даулетовой С., м.п.н., учителя биологии и химии совместно с Сегизбаевой Г.Ж., к.б.н., доцентом Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева

Опыт школы-гимназии №65 по «Экологическому образованию и устойчивому развитию. Состояние, цели, проблемы и перспективы» был представлен Даулетовой С. и Токишевой Г.М. во II-ой Международной научно-методической конференции по приглашению Комитета по образованию ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, ГБНОУ «Санкт-Петербургского Дворца творчества юных», Эколого- биологический центр «Крестовский остров» Республики Беларусь, город Минск 25-26 февраля 2021 года (См.рис.5)

Рисунок 5. Сертификат и Благодарность участников II-ой Международной научно-методической конференции 24 ноябрь 2021 год.

Внутришкольная и внешкольная интеграция в процессе экологического образования способствовали формированию всесторонне развитой личности, способного применить полученные знания в любых сложившихся жизненных ситуациях и повысили ответственность школьников перед Родиной за сохранение окружающей средой.

С.Даулетова,
аспирант УрГПУ Российской Федерации, м.п.н., советник
Российской академии Естествознания, учитель биологии и химии
КГУ «Школы-гимназии №65» г.Нур-Султан

Г.Токишева,
заместитель директора по учебной части
КГУ«Школы-гимназии №65» г.Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий