Внутри обсерватории ННПООЦ «Бөбек»

В 2009 г. по инициативе автора программы нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание» Сары Алпысовны Назарбаевой в Центре «Бөбек» открылась уникальная образовательная обсерватория.

Дополнительное образование играет большую роль в воспитании подрастающего поколения Казахстана. В этом плане у астрономии особая роль, так как эта наука несет в себе не только физико-математические знания, но и содержит в себе нравственные, морально-эстетические, философские и экологические аспекты.

Выдающийся педагог современности Шалва Александрович  Амонашвили говорит: «Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь космос в миниатюре… Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу».

Школьник, начиная изучать астрономию, осознает, что есть другие планеты и космические объекты, что Земля и все, что существует на ней, вращается вокруг земной оси и Солнца, что все то, что называется Солнечной системой, – лишь часть галактики Млечный путь, которая, в свою очередь, тоже является лишь одной из многих галактик… и так далее до вселенских масштабов.

Глобально мыслить, смотреть на все масштабно, осознавать отсутствие границ Вселенной научить ребенка может только астрономия. Именно эта наука открывает для детей всю красоту бесконечности. Вселенная таит в себе триллионы необыкновенных объектов, таких как планеты, звезды, загадочные черные дыры и квазары. Многие космические явления мы наблюдаем с большой задержкой. Это также учит по-новому осознавать такую физическую величину, как время.

Астрономия – это особая философия, которая расширяет границы человеческого сознания, открывая перед людьми головокружительные перспективы для познания мира, космоса, Вселенной и своего места в этом многообразии…

Обсерватория, являясь структурным подразделением Центра «Бөбек», организует и реализует образовательные программы по космическому направлению. Использование знаний о космосе для нравственно-духовного воспитания школьников – главная задача обсерватории.

В своей образовательной деятельности обсерватория осуществляет сотрудничество с такими организациями, как:

  • Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби;
  • Таразский государственный педагогический университет;
  • областные управления образования РК;
  • Республиканский научно-практический центр «Дарын»
  • Республиканская детская инженерно-техническая академия Кыргызстана;
  • оргкомитет Международной астрономической олимпиады;
  • Киевский Национальный университет им. Т. Г. Шевченко;
  • отдел астрономии и космонавтики Московского дворца школьников;
  • Астрофизический институт им. В. Г. Фесенкова и др.

Обсерватория оснащена современным техническим оборудованием: телескопами, компьютерами, комплектами для робототехники и т. д.

Занятия проводятся в теоретических и практических аудиториях. Действует демонстрационный зал. В звездном зале установлен аппарат «Планетарий», который обладает превосходной механической и оптической точностью для высокоразрешающей проекции звездного неба. Телескоп «HALFMANN» оснащен видео- и фотокамерами, системой автоматической наводки на объекты. Изображения из космоса проходят цифровую обработку и поступают на экраны компьютеров. Для массовых наблюдений звездного неба предусмотрена наблюдательная площадка.

На базе обсерватории проходят подготовку сборные команды школьников Республики Казахстан для участия в международных астрономических конкурсах, олимпиадах, турнирах.

  • Международный конкурс исследовательских и изобретательских проектов «Мы – интеллектуалы ХХI века»;
  • Международная олимпиада по астрономии и астрофизике (МOAA);
  • Международная астрономическая олимпиада (МAO);
  • Азиатско-Тихоокеанская астрономическая олимпиада (АТАО);
  • Международный турнир юных естествоиспытателей.

Более 370 школьников в составе казахстанских команд приняли участие в 32 международных астрономических мероприятиях, 157 получили дипломы в различных номинациях.

Сотрудниками обсерватории ежегодно проводятся республиканские мероприятия. 5674 мальчишек и девчонок из разных регионов Казахстана стали участниками таких мероприятий, как:

  • Астрономический практикум для учащихся областных физико-математических школ;
  • Республиканское научное соревнование школьников по астрономии и физике космоса им. Т. Омарова;
  • Казахстанский астрономический турнир школьников им. М. Абдильдина «Человек, Земля, Вселенная»;
  • Профильная школа по подготовке к олимпиадам по естественнонаучным направлениям;
  • Лабораторный практикум для школьников «Космическая робототехника».

Участие в подобных мероприятиях позволяет ребятам повысить теоретические и практические знания по астрономии, астрофизике, космической робототехнике, изучать и применять на практике знания о космосе и космических технологиях.

С другой стороны, эти мероприятия помогают выявить талантливых школьников и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам различных уровней.

Немаловажное значение имеет и оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии. Изучая биографии, жизнь и деятельность ученых, астрономов, физиков, космонавтов, дети начинают осознавать, что стремление к познанию тайн мироздания способствует эволюции человека.

Астрономия и космонавтика призваны устремлять человеческий дух за горизонты обыденности и дарят вечные непреходящие ценности – знания о мироздании.

Материально-техническая база обсерватории позволяет организовать учебно-исследовательскую деятельность в области астрофизического и космического образования. На постоянной основе работают кружки и факультативы для учащихся гимназии «Самопознание».

Особую роль для образования молодежи и популяризации науки играют экскурсии и лекции, которые проводятся в планетарии. К нам приходят воспитанники детских садов, учащиеся школ, студенты колледжей и вузов, педагоги г. Алматы и регионов Казахстана.

Образование в наши дни должно быть направлено на формирование гуманистических ценностей. И знания о космосе могут помочь в решении этой проблемы.

Но в школе предмет «Астрономия» как отдельная самостоятельная учебная дисциплина отсутствует. Лишь некоторые разделы входят в состав курса «Физика и астрономия», что не дает целостной картины этой науки и не позволяет учащимся получить полноценные знания в этой научной отрасли. И тогда на помощь приходит дополнительное образование.

Космическое образование – важная составляющая общей культуры человека в современном обществе. Воспитание планетарного сознания, получение знаний и их использование на основе идей мирного космоса, единства и сотрудничества – главное назначение космического образования.

Райся Фаритовна Кудякова,
директор Обсерватории ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий