Программу дуального обучения предлагают доработать (видео)
Программа дуального обучения, внедрённая в 2012 году в учебных заведениях по всей стране, требует доработки, считают уральские педагоги. По их словам, бизнес не заинтересован в институте наставничества, отсюда низкая квалификация молодых кадров, передает «Хабар 24». Как известно, по дуальной системе 40% знаний составляет теоретическая часть, её преподают в образовательной организации, а 60% – непосредственная практика на рабочем месте.
Больше миллиарда тенге в прошлом году получили колледжи региона для модернизации технической базы, чтобы теоретическую часть приблизить к условиям практики.
Ботагоз Базарбаева, корреспондент:
– В агротехническом колледже по программе «Жас маман» в прошлом году оснастили 5 обучающих площадок. К примеру, для теоретического обучения будущих строителей закупили последние разработки цифровых нивелиров и электронных тахеометров.
Данила Кузнецов, студент колледжа:
– Теория от практики не сильно отличается, конечно. Но всё-таки, скажем, опыт не помешал бы. Это вообще новая, получается, разработка. Мы в теории проходили старое, а это даже, наоборот, облегчает много задач.
Данила поступил в колледж после 9 класса. Профессия строителя престижна и востребована, считает он. В колледже на одно место претендуют от 5 до 10 человек. Готовят здесь кадры для сельского хозяйства, нефтегазовой и строительной отрасли, энергетиков, слесарей, сантехников. Вот только полученные знания закрепить на практике студентам не удаётся, отмечают педагоги.
Серик Мухамбеталиев, директор высшего аграрно-технического колледжа г. Уральска:
– В связи с тем, что не хватает мастеров на производстве, и согласно плану делим 6 часов, мастер с нашими ребятами не занимается. Нашим преподавателям был бы хотя бы доступ, чтобы в день три часа на производстве, на их аппаратуре. Наши преподаватели могли бы обучать вместе с мастерами, вот тогда было бы более качественное закрепление материала. Они дополнительную оплату за это не требуют.
Нуржан Абдуллаев, директор по производству трансформаторного завода:
– Здесь мы учим схеме, здесь мы обучаем чертежу. Это азбука, с этого должно начинаться обучение энергетика. В обучающих программах методика другая, для нас непонятная, начинают с законов. Поэтому расходится теория с практикой.
На трансформаторном заводе мастеру платят надбавку за наставничество – 10% от зарплаты. Но начинать обучение приходится с азов, отмечают на заводе. Студенты допускают много брака, приходится списывать за счет предприятия.
Мирас Сапаргалиев, руководитель отдела областного Управления образования:
– Основная проблема дуального обучения – на производстве не хватает наставников. 15 студентов направляются к одному мастеру. Мы предлагаем допускать опытных преподавателей на заводы, проводить практические занятия на производстве.
Сейчас профессионально-техническое образование получают свыше 17 тысяч юношей и девушек. 23 из 35 колледжей региона работают по дуальной программе. Трудоустраиваются по специальности 70% выпускников.