Академик Аскарбек Кусаинов – известный ученый-компаративист
В эти дни празднует свой 70-летний юбилей Аскарбек Кабыкенович КУСАИНОВ, доктор-инженер Германии, доктор педагогических наук, профессор, академик, президент Академии педагогических наук (АПН), профессор Казахского национального университета (КазНУ) им. аль-Фараби, основоположник таких наук в Казахстане, как сравнительная педагогика (СП) и учебниковедение, лауреат Государственной премии РК, обладатель ордена «Парасат». Вклад А.Кусаинова в развитие образования Казахстана бесценен. Его биография достойна того, чтобы педагоги страны узнали о нем как можно больше…
Он избран академиком и почетным профессором более 10 казахстанских и зарубежных научных академии и университетов, иностранным членом Российской академии образования.
А.Кусаинов является главным редактором журнала «Вестник АПН», членом редакционного совета 11 известных зарубежных научно-теоретических и научно-аналитических журналов.
За активный общественный труд А.Кусаинов награжден государственными наградами Республики Казахстан, ведомственными наградами министерств, университетов и общественных организаций, награжден медалью К.Д. Ушинского «За большие заслуги в развитии педагогической науки», Российской Федерации.
Профессор А.Кусаинов родился в с. Кайнар Восточно-Казахстанской области в большой, дружной, почитаемой в обществе семье. Отец Хусаинов Кабыкен (1910-1982 гг.) – известный партийно-советский работник, ветеран Великой Отечественной войны, за заслуги перед Отечеством награжден многими государственными наградами. Мать Хусаинова Сахия (1914-1993 гг.) – обладатель награды «Мать-героиня», ветеран труда.
После окончания в 1968 г. Кайнарской средней школы поступил в Казахский политехнический институт. С 1973 занимался научной работой и в 1975 г. поступил в аспирантуру Алматинского энергетического института. В 1976-1979 гг. продолжил обучение в докторантуре Высшей технической школы г. Ильменау, Германии, где в 1979 г., успешно защитив диссертацию, получил ученую степень «Доктор-инженер». Он стал первым ученым в нашей стране, обучившимся по технической отрасли за рубежом и получившим такую степень.
В 1991-1997 гг. работает начальником Управления, директором Департамента Министерства образования и науки (МОН) РК, в 1997-2003 гг. – первым заместителем главного редактора главной редакции «Қазақ энциклопедиясы», директором республиканского издательства «Рауан» (Мектеп), президентом Казахской академии образования (КАО) им. Ы.Алтынсарина. В 2000-2005 гг. был профессором КазНУ им. аль-Фараби, в 2005-2012 гг. – заведующим кафедрой Казахского национального женского педагогического университета, в 2012-2015 гг. – профессором КазНПУ им. Абая, с 2015 г. работает профессором КазНУ им. аль-Фараби.
В 2004 г. по инициативе профессора А.Кусаинова было создано РОО «Академия педагогических наук Казахстана» (АПНК), где со дня его основания является председателем правления Академии.
В 1991 г. по предложению Министра образования и науки РК, профессора Ш.Шаяхметова был приглашен на работу в министерство. Ему было поручено заниматься проблемой изучения систем образования зарубежных стран и определения пути использования их положительного опыта в нашей стране. Это стало началом его исследований в области сравнительной педагогики.
Он сумел сочетать ответственную работу в министерстве с научной деятельностью. В 1993 г. прошел научную стажировку в Техническом университете г. Аахен, а в 1994 г. – в Министерстве науки и образования Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германии.
В 1996 г. А.Кусаинов защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие образования в Федеративной Республике Германии и Республике Казахстан (сравнительно-педагогическая характеристика)». Эта диссертация была первой научной работой по СП в Казахстане.
В эти годы А.Кусаинов руководил временными научно-исследовательскими коллективами, созданными для подготовки разрабатываемых МОН РК программ «Национальная программа государственной поддержки образования» (1993) и «Государственная программа реформирования и развития системы образования Республики Казахстан (1996). Благодаря этим программам у него сформировалось целостное видение проблем системы образования с государственной позиции.
А.Кусаинов принимал непосредственное участие в разработке Государственной программы «Образование», утвержденной Президентом РК в 2000 г., и Закона РК «Об образовании» (в новой редакции), утвержденной в 2006 г.
Профессор А.Кусаинов, будучи президентом КАО им. Ы.Алтынсарина, приложил немало усилий для разработки Государственных стандартов образования, что можно оценить как большой вклад в развитие системы образования нашей страны. В 2002 г. под общим руководством А.Кусаинова, М.Жадриной, С.Мукановой были разработаны и утверждены 6-томный сборник «Основные положения государственного общеобязательного стандарта среднего образования Республики Казахстан» и «Государственные общеобязательные стандарты среднего образования», включающие 41 стандарт по 34 учебным предметам, куда были привлечены сотни ученых, учителей и методистов.
Какая бы работа ни была, он всегда использовал научные материалы по СП. Ценность и значимость его научных исследований и статей заключается в том, что на основе опыта развитых стран мира и отечественной практики им делаются выводы по решению рассматриваемых проблем. Это свойство присуще только настоящему ученому.
Он является автором первого и единственного учебника для вузов «Сравнительная педагогика», учебного пособия «Методология и методика сравнительной педагогики», Типовой учебной программы по курсу «Сравнительная педагогика» и многих монографий по данной проблеме. По его инициативе был внедрен предмет СП в учебный процесс вузов страны.
Он выступал с докладами по проблеме СП на международных конференциях, симпозиумах, конгрессах Всемирного совета обществ по сравнительному образованию (ВСОСО), проходивших в более чем 20 стран мира.
По инициативе А.Кусаинова при АПН создан Совет по сравнительной педагогике Казахстана (ССПК). На заседании ВСОСО, который проходил в 2006 г. в г. Гонолулу, Гавайи, США ССПК стал его полноправным членом, а профессор А.Кусаинов – членом его Исполнительного комитета. Его имя включено во Всемирную энциклопедию по СП и международному образованию.
Начиная с 2008 г. АПН ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию, посвященную важным проблемам СП.
Несколько слов хотелось бы нам сказать о его монографии «Качество образования в мире и Казахстана», изданной в 2013 г. В предисловии книги были написаны отзывы известных людей Казахстана.
В своем отзыве академик НАН РК К.Нарибаев писал: «Вы держите в руках правдивую книгу о системе школьного образования Казахстана, написанной известным ученым-компаративистом Кусаиновым А.К. Он честный и принципиальный ученый. Его статьи отличаются фундаментальностью и широтой охвата рассматриваемых проблем. Обязательно приводится зарубежный опыт, анализируется состояние дел в отечественной системе образования, затем дается собственное мнение по решению данной проблемы. Эта книга написана в таком же стиле. И поверьте мне, что она никого из нас не оставит равнодушным».
Академик Е.Ергожин писал: «… В 2009 г. несколько академиков НАН РК в ходе разговора обратились к Аскарбеку: «… в области образования накопилось много нерешенных вопросов. Деньги выделяются, программы принимаются, а качество образования, тем не менее, становится хуже. Почему? Тебе теперь надо поработать над большой монографией. Это удастся тебе. Подумай, посиди. Такой труд нужен народу, обществу». А.Кусаинов выполнил просьбу известных ученых-академиков. Далее Е.Ергожин пишет: «Вы становитесь свидетелем выражения мыслей, лежащих в глубине сердца интеллигентного человека, хорошо знающего тонкости в области образования, болеющего за будущее страны. Во все времена представителей интеллигенции волновали проблемы, возникающие в обществе, и они высказывали смелые предложения по поводу их решения. Власть предержащих всегда прислушивалась к их авторитетному мнению и использовала в жизни».
Герой Труда Казахстан, учитель А.Миразова отметила: «… известный ученый-педагог поднялся на новую ступень, обсуждая на страницах книги важные темы на злобу дня. Столь значительные выводы являются результатом неустанного поиска не только ученого, но и патриота, болеющего за будущее страны. Исследование можно назвать примером гражданственности человека, искренне любящего свою Родину».
Доктор педагогических наук профессор Л.Х. Мажитова указала: «… Главное – это позиция автора, которая не оставит равнодушным никого, кто прочитает эту книгу. Она найдет у кого-то ответную реакцию, а у кого-то глубокий отклик и желание помочь нашей образовательной системе, которая определяет будущее наших детей, будущее Отечества. Эта книга, я надеюсь, послужит одной из предпосылок реформирования школьной системы как обоснованная информация о недостатках существующей системы образования в стране и возможностях общества по их устранению. Можно только выразить огромную благодарность автору за исполненный труд и смелость».
Известный писатель, лауреат Президентской премии мира и духовного согласия РК Герольд Бельгер в своей статье пишет: «… Не стану излагать все факты и подробности, приведенные в анализе и повествовании книги профессора-новатора, ученого-энтузиаста Аскарбека Кусаинова. Они достойны внимания, они будят мысль, они взывают к деянию, они определяют пути к конкретному действию и созданию, они вселяют надежду.
Горячо поддерживаю все предложения автора на педагогической стезе. Согласен с двумя его выводами:
- Нынешнее реальное состояние отечественной системы образования крайне тревожное.
- Качество знания среднего выпускника общеобразовательной школы нашей страны на уровне ниже удовлетворительного.
Диагноз поставлен. Но намечены и пути лечения. И в этом пафос книги, ее значимость и поучительность. Для учителей, для управленцев, для родителей, для каждого гражданина независимой страны».
В ноябре 2013 г. на расширенном заседании ученого совета Института теории и истории педагогики Российской академии образования прошла презентация этой книги. Открывая заседание Совета, директор института профессор, член-корреспондент РАО С.В. Иванова сказала: «В Республике Казахстан вышла монография известного компаративиста А.К. Кусаинова. Событие, которому может позавидовать любая из стран на постсоветском пространстве. Книга принципиальная, с глубоким научным анализом, раскрывающим причины проблем, и научным предвидением, позволяющим увидеть пути развития…».
Выступая на заседании, академик РАО, д.п.н., профессор В.П. Борисенков сказал: «… в работе присутствует здравый критический анализ, стремление объективно показать свое место, которое занимает система образования Казахстана в настоящее время в мировом образовательном пространстве. А по сути это есть важнейшая задача сравнительной педагогики».
Член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор М.В. Богуславский отметил: «… Первое, самое главное, что эта книга написана огромным патриотом. Говорят, что нельзя сравнивать страны, находящиеся на разных экономических и социальных уровнях, а я считаю, что это сравнение именно патриотическое. Он искренне хочет преодолеть социально-экономическое и ментальное расстояние и ввести свою родину в число самых передовых стран мира. Его методологический инструмент заточен по всем параметрам».
Д.п.н. Н.Н. Найденова отметила: «Эта книга написана профессионалом в педагогической компаративистике, профессионалом высокого класса». Она отметила, что на протяжении всей книги прослеживается четкая гражданская позиция автора, его смелость и боль за свою страну. «Книга читается сердцем. Это кладезь фактологической и аналитической информации. Каждый раз, когда мы пишем о других странах, мы высказываем свою личную интерпретацию, что и сделал Аскарбек Кабыкенович, показав Казахстан на фоне мирового образовательного пространства», – подытожила Найденова.
По решению Ученого совета института эта монография была переиздана в Москве. В Московском издании были написаны отзывы ученых России, Кыргызстана, Республики Беларусь, Узбекистан, Украины и Казахстана.
Известный ученый-компаративист А.Н. Джуринский в своей книге «Сравнительная педагогика» писал: «В сравнительной педагогике наряду с традиционными появились новые лидеры: Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Н.Д. Никандров (Россия), Ф.Альтбах, М.Кроссли, М.Экштейн (США), М.Брей (Гонконг), К.А. Торрес (Аргентина), Р.Коуэн (Англия), Ю.Шрейвер (Германия), Валь Руст, Фарик Жубиш (Франция), А.Кусаинов (Казахстан), Юкико Санаво, Т.Эндо (Япония) и др.». (М.: Изд-во «Юрайт», 2013 – 26 б.). Он, тем самым высоко оценив труды академика А.Кусаинова в области СП, включил его в число ведущих ученых-компаративистов мира.
Мы очень горды тем, что известные ученые многих стран мира высоко оценили данную монографию академика А.Кусаинова и его вклад в развитие сравнительной педагогики в мировом масштабе.
В 1991 г. после получения независимости Казахстана казахский язык получил статус государственного языка. Стало увеличиваться количество школ с казахским языком обучения, вузы начали вести занятия на казахском языке. В это время практически не было отраслевых терминологических словарей (ТС).
А.Кусаинов глубоко понимал необходимость написания ТС для повышения качества образования, поэтому по тем предметам, которые он вел сам в АЭИ, написал первый русско-казахский ТС по электротехнике и электроэнергетике, объемный толковый словарь, а также учебное пособие на казахском языке. Работая в МОН РК, он был одним из организаторов по проведению в стране первой республиканской научно-практической конференции по созданию отраслевых ТС.
Мысли о создании отраслевых ТС профессор А.Кусаинов смог полностью реализовать, возглавив издательство «Мектеп» («Рауан»). В 1999-2000 гг. под его научным руководством и в соавторстве была издана 31 томная серия казахско-русских, русско-казахских отраслевых ТС (в каждом томе было около 5 тысяч терминов), а в 2012-2014 гг. – 30-томная серия казахско-русских, русско-казахских отраслевых ТС (в каждом томе более 10 тысяч терминов). В подготовке этих словарей принимало участие более 500 ученых и специалистов различных отраслей. В результате этой работы был создан фонд более 200 тысяч терминов на казахском языке.
Этнографический словарь дает широкое представление о национальной самобытности, национальных обычаях и традициях, быта, уклада, образа жизни, видов одежды, жилища, собственности, домашнего скота, утвари, инструментов, орудий труда и культурной жизни народа. В 2007 г. по инициативе профессора А.Кусаинова был создан Краткий казахский этнографический словарь на 6 языках (английский, арабский, китайский, немецкий, русский, турецкий). В словаре было более 1 тысячи терминов. Такой словарь был издан в нашей стране впервые. В EXPO-2017, проведенной в г.Нур-Султане, была проведена его презентация, участникам и гостям выставки были переданы 500 словарей.
С 1992 г. в стране началась большая работа по созданию отечественных учебников. Ранее в Казахстане все учебники, кроме казахского языка и литературы, были переводными, наука учебниковедения не была развита.
Работая в издательстве «Мектеп», профессор А.Кусаинов начал изучать теорию по созданию учебной литературы. В 2000 г. в соавторстве с У.Асыловым была издана монография «Актуальные проблемы Учебниковедения» на казахском языке.
В 2018 г. группой ученых под руководством А.Кусаинова было разработано методическое пособие «Критерии оценки качества учебников» при поддержке Министерства образования и науки РК. Совместно с РНПЦ «Учебник» была разработана и внедрена система новых критериев для определения качества учебников, подготовлены методические рекомендации по повышению качества учебной литературы. В настоящее время Центр учебниковедения АПН проводит курсы по повышению компетентности авторов учебной литературы.
В 2021 г. издана монография академика А.Кусаинова «Теория создания и оценки учебника». Данная книга направлена на повышение профессионального уровня авторов и экспертов.
В 2010 г. в соавторстве докторов педагогических наук Ы.Наби и Ш.Таубаевой на казахском и русском языках было выпущено справочное издание «Диссертации по педагогике и психологии (справочно-аналитический обзор)». В книге системно представлены 231 докторских и 1659 кандидатских диссертаций по педагогике, 15 и 21 диссертаций по психологии, защищенные в 1985-2009 гг., проведен их анализ, указаны приоритетные направления и рекомендуемая тематика исследования. В настоящее время по многим этим указанным направлениям и тематикам проведены исследования и защищены диссертации.
Под научным руководством А.Кусаинова защищены докторские, кандидатские, PhD и магистерские диссертации.
Целью АПН, созданной по инициативе А.Кусаинова, является консолидация усилий ученых, учителей и преподавателей для оказания поддержки МОН РК в развитии системы непрерывного образования и педагогической науки.
Академия выполняет научно-исследовательские и социальные проекты, ведет совместную работу со многими отечественными и зарубежными учреждениями на основе взаимовыгодного сотрудничества. Успешно работают созданные при Академии ССПК, Центр учебниковедения и Институт повышения квалификации. Вестник академии включен в список казахстанской базы рейтинговых журналов с импакт-фактором.
В настоящее время в составе Академии 204 действительных членов (академики), 185 членов-корреспондентов, 11 почетных академиков, 23 иностранных членов, 179 членов и 50 коллективных членов. Она стала известным научным центром.
Академик А.Кусаинов является автором 4 учебников, 4 учебных пособий, 23 учебно-методических изданий, 19 монографий, 8 книг, 8 стандартов, 3 свидетельств на изобретение СССР, 19 свидетельств о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности, 6 словарей и более 200 научных статей, среди них надо отметить единоличное авторство 4 учебников, 1 учебного пособия, 13 монографий, 5 книг, 9 свидетельств о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности и более 100 научных статей
А.Кусаинов является членов Союза журналистов Казахстана, так как его публицистические труды показывают его гражданскую позицию по многим проблемам, волнующим наше общество.
Искренне поздравляя Аскарбека Кабыкеновича с юбилеем, желаем ему долгих лет плодотворной работы на благо нашего общества, крепкого здоровья и новых свершений.
Нурсулу АЛЬГОЖАЕВА,
заведующая кафедрой КазНУ им. аль-Фараби
Айгуль БУЛАТБАЕВА,
д.п.н., профессор, главный Ученый секретарь АПН