Лидерство: новый взгляд на управление современной школой
В период модернизации казахстанской системы образования центральным звеном успешности становится поиск новых подходов к управлению школой. В настоящее время практика управления с позиции функционирования перестает быть эффективной. Сегодня процесс управления школой следует рассматривать с позиции ее развития.
Современная школа – это открытая организационная система. Как и всякая система, школа характеризуется такими свойствами, как целостность, целенаправленность, управляемость, открытость, способность к саморазвитию. Учет этих особенностей – важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная трудность практики управления школой.
В результате теоретического анализа литературы, социологического исследования лидерских качеств руководителя, их влияния на эффективность управления персоналом можно сделать вывод: лидер – творческий человек, находящийся в поиске инноваций, но его значение максимально возрастает, как только лидер обретает свою команду. Для того чтобы руководитель мог эффективно управлять персоналом, он должен находиться в постоянном поиске решений, уметь убеждать, вселять веру в своих подчиненных, обладать трудолюбием, настойчивостью, находиться в постоянном поиске новых решений, быть сосредоточенным на идеях.
Итак, лидерство выступает как обоснованная необходимость, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям. Какие шаги необходимо сделать лидеру, чтобы эффективно выполнить свои функции? Для начала необходимо оценить работу школы и школьного коллектива, определить положительные стороны, а также имеющиеся проблемы. Проблемы могут относиться к особенностям управления, микроклимату внутри коллектива, а также аспектам преподавательской практики педагогов школы. Для улучшения эффективности работы школы, решения выявленных проблем необходимо детальное планирование действий. В процесс планирования могут быть вовлечены администрация и педагоги, заинтересованные в улучшении своей практики и эффективности работы школы.
Реализация запланированных действий является ежедневной работой участников преобразования школы. Усилия должны быть сосредоточены на наиболее важных пунктах планирования, которые необходимо осуществить, чтобы добиться улучшений.
Что дает школе и учителям лидерство? В результате сотрудничества учителей с целью улучшения практики повышается качество работы и компетентность педагогов. Они повышают свою квалификацию, обмениваются опытом, апробируют инновационные стратегии, методы и приемы, что положительно сказывается на достижениях учащихся. Работа учителя более эффективна, когда есть поддержка коллег. Сотрудничество между учителями позитивно влияет на эффективность школы.
Таким образом, лидерство неразрывно связано с обучением и является результативной формой профессионального развития, предоставляет возможность сотрудничества и позитивно влияет на эффективность школы.
Айдарбек МЕНДЫБАЕВ,
директор школы-лицея №1
г. Нур-Султан