Навыки эффективного педагога: результаты и достижения

Институту повышения квалификации педагогических работников по г. Алматы в 2020 году исполнилось 60 лет. С 2012 года институт функционирует в составе АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»».

Раиса САДВАКАСОВА

Преподаватели ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы» особое внимание уделяют формированию эффективных навыков педагога. Эффективными навыками мы считаем высокий уровень предметной компетенции, владение системным мышлением, умение достигать понимания в общении, это, безусловно, развитый эмоциональный интеллект, владение технологиями обучения, которые поддерживают в учащихся их естественную любознательность, развивают интеллектуальные способности и навык самостоятельного мышления, принятия решения, культуры общения, владение инструментами дистанционного обучения. Каждый наш курс направлен на формирование данных навыков у педагогов.

Тренеры института, обученные на международных курсах и в региональных школах Центрально-Азиатской образовательной программы ВКНМ ОБСЕ, в настоящее время, кроме учительства Казахстана, обучили инновационным методам и технологиям педагогов Якутии, Монголии, Кыргызстана. Они являются признанными региональными экспертами и тренерами, что подтверждено информацией на сайте ВКНМ ОБСЕ и в информационном методическом вестнике по многоязычному и поликультурному образованию в странах центральной азии «Диалог». Сотрудничество с ВКНМ ОБСЕ, которое началось в 2013 году, направлено на развитие многоязычного и поликультурного образования в дошкольных организациях и организациях среднего образования республики.

Проект направлен прежде всего на обучение государственному языку в школах с русским и национальным языками обучения. Это помогает учащимся полноценно интегрироваться в общество. А также сохранение и поддержание языков национальных меньшинств и русского языка.

В условиях пандемии именно преподаватели ИПК ПР по г. Алматы предложили и разработали дистанционный курс повышения квалификации по методике интегрированного обучения предмету и языку для Центрально-Азиатского регионального образовательного сообщества под руководством международного эксперта ВКНМ ОБСЕ Атанасии Стояновой. Курсы проводятся совместно с Республиканским институтом повышения квалификации Киргизии.

Партнерство в рамках Центрально-Азиатских региональных школ ВКНМ ОБСЕ плодотворно продолжается в проведении ежегодных международных конференций, где профессионалы Эстонии, Латвии, Грузии, Украины, Италии, Бельгии в своих выступлениях делятся успешными наработками в развитии многоязычного образования.

Хочется отметить, что наши преподаватели являются администраторами и модераторами международного сетевого сообщества на Фейсбуке.

Особое место в сотрудничестве с ВКНМ ОБСЕ занимает полилингвальное обучения на раннем этапе в дошкольных учреждениях.

Подписаны меморандумы о сотрудничестве с 10 организациями дошкольного образования г. Алматы. Информация на сайте института http://almaty-pkso.kz.

Разработали и апробировали совместно с ВКНМ ОБСЕ программу курсовой подготовки специалистов системы дошкольного образования. Целью проектной деятельности явилась подготовка специалистов, способных реализовывать программы билингвального, многоязычного образования в дошкольной организации и методики TKT CLIL в школе.

В рамках реализации программы билингвального, многоязычного образования был создан координационный совет из числа методистов пилотных организаций, внедрены методические основы: языковые круги, языковой душ, созданы говорящие стены. Организовано информирование родителей о ходе работы через сайты организаций и родительские собрания.

Два раза в год проводится мониторинг языкового (речевого) развития детей, который подтверждает выводы зарубежных коллег, что освоение второго и третьего языков происходит значительно быстрее в раннем возрасте.

Преподаватели института на конкурсной основе получили грант на участие в обучающем курсе в Италии – Южном Тироле. Регион известен своим успешным методологическим подходом в многоязычном обучении, который в настоящее время адаптируется нашими специалистами в соответствии с требованиями обновленной программы для организаций среднего образования.

С 2015 года преподаватели ИПК ПР по г. Алматы организуют вебинары, транслирующиеся из Департамента образования Посольства США, а также проводят семинары с использованием материалов вебинаров для учителей английского языка и учителей естественно-математического цикла, по окончании которых учителя получают сертификаты RELO Посольства США.

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы» является лидером среди учебных заведений Казахстана в получении грантов Посольства США. С 2016 года по программе English Language Specialist ежегодно преподаватели ведущих университетов США проводят курсы повышения квалификации для учителей английского языка и учителей-предметников по методике интегрированного обучения языку и предмету. В 2019 г. преподаватель Марк Дорр провел серию семинаров по STEM-обучению.

С 2019 г. по 2020 г. на конкурсной основе по программе English Language Fellow в институте в течение двух лет работали специалисты Ванда Симпсон и Сет Синклер. Для учителей английского языка были организованы курсы и семинары, сфокусированные на изучении и овладении инновационной методикой преподавания английского языка. За два года на них обучились 289 учителей г. Алматы. Проводилась работа в проекте «Teacher Professional Development»  с педагогами школ города Алматы – наблюдение и анализ уроков преподавателями RELO Посольства США Вандой Симпсон и Сетом Синклером. Данный проект обеспечил методологическую поддержку учителям английского языка, закончившим курсы по обновленной программе, а также позволил проводить мониторинг их педагогической деятельности. Таким образом были охвачены 54 школы города Алматы. Параллельно в этих образовательных учреждениях с целью развития лингвистических компетенций учащихся и расширения их культуроведческих знаний был организован проект «Discovering US»  в форме культуроведческих бесед, круглых столов. В августе-сентябре 2020 года в условиях пандемии для поддержания качества дистанционного учебного процесса институт выиграл грант по программе English Language Specialist и запустил онлайн-курс для учителей по теме «Особенности онлайн синхронного и асинхронного образования». На курсах обучились 52 учителя.

Мы подготовили 18 учителей ЕМЦ и английского языка, которые получили гранты и участвовали со своими презентациями на среднеазиатских конференциях с 2017 г. по 2019 г.

Старший преподаватель Петрова Л.Б. получила грант на обучение TESOL курса. Более того, заместитель директора Халитова И.И. была утверждена оценщиком презентации семинаров международными тренерами проекта.

Слушательница курсов по методике преподавания английского языка Ишангалиева Айгуль Максотовна (учитель английского языка школы-гимназии №200) по завершении изучения содержательного и технологического модуля освоила работу на платформе Edmodo, перевела ее на казахский язык, и разработчики платформы приняли данный перевод. Теперь официально Edmodo работает на казахском языке.

Практически все преподаватели английского языка АО «НЦПК «Өрлеу» прошли обучение и получили международные сертификаты Центра оценивания Университета Кембридж.

С 2015 г. по 2018 г. старший преподаватель ИПК ПР по г. Алматы Петрова Л.Б. проводила курсы для молодых учителей английского языка по материалам Британского Совета, по окончании которых учителя получали сертификаты Британского Совета, а в 2017 году обучили 18 учителей естественно-математического цикла по программе интегрированного обучения предмету и языку. Создали методическое пособие по использованию сайта интернет-ресурсов Британского совета с ссылками и кьюаркодами. Разработали терминологический словарь на 4-х языках (казахском, русском, английском и уйгурском) для предметов естественно-научного цикла. В 2020 году в условиях пандемии наши преподаватели вошли в состав международного жюри конкурса видеоуроков Британского Совета.

Слушатели курсов химии и английского языка в рамках обновленного содержания среднего образования в период дистанционного обучения научились работать на различных платформах, на основе этого разработали и подготовили видеоуроки для первой четверти 2020-21 уч. года, которые пользовались спросом у учителей республики и получили высокую оценку учительской аудитории в условиях онлайн-обучения.

Слушатель курсов «Основы робототехники» Ахметов Б.Т., учитель технологии (робототехники) ШГ №152, под руководством тренера нашего института Нұрлыбаева Қайсара Кобжасаровича изобрел «Робо арба»  для детей с особыми образовательными потребностями. Данный проект был удостоен призового места (2 место) на республиканском конкурсе «KazRoboProject-2018» и на международном уровне также занял 2 место.

Қайсар Кобжасарович, используя программы LEGO Digital Designer и virtual robotics toolkit, сумел подать содержание нового и сложного курса по робототехнике в более доступной форме. А именно программировать и виртуально сконструировать роботов, виртуально проверять их движения. Благодаря приобретенным практическим навыкам учителя робототехники смогут применить полученные знания в условиях дистанционного обучения.

Педагоги начальных классов и учителя-предметники, посещая дистанционные курсы повышения квалификации, научились составлять краткосрочные планы, разрабатывать и демонстрировать презентации, в результате в рамках эстафеты лучших педагогов страны для организации «Виртуального образовательного маршрута» подготовили видеоуроки на двух языках для 2,3,4 четверти 2020-2021 учебного года.

На уровне г. Алматы тренером Кайдаковой В.Ю. апробирована технология проведения квестов как на уроках в начальной школе, так и на занятиях курсов повышения квалификации.

Ею создана экспериментальная площадка по внедрению инновационных образовательных технологий в начальную школу. В экспериментальную деятельность вовлечено 4 организации образования: гимназии №113, 46 общеобразовательные школы №17, 77. Диагностика результативности внедрения технологии и работы пилотных площадок показала хорошие результаты, т.е. повысилась мотивация к обучению, улучшилась на 5% успеваемость (за первый год работы), дисциплинированность учащихся, были сняты барьеры в обучении, учащиеся раскрылись для учителей по-новому, удалось привлечь родителей к процессу подготовки и проведения квестов. Директора школ отметили особый позитивный психологический климат внутри педагогического коллектива после запуска площадки. В ходе работы был подготовлен «Сборник квестов», проведен республиканский семинар «Актуальные вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс начальной школы», в работе которого приняло участие свыше 1,5 тысяч человек, что говорит об актуальности и своевременности проводимого исследования.

Важно заметить, что перечисленные достижения учителей стали возможны благодаря тесному сотрудничеству с преподавателями института повышения квалификации педагогических работников по г. Алматы, посещению консультаций и курсов, участию в проектах и конкурсах.

Раиса САДВАКАСОВА,
директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы»,
доктор педагогических наук,
Почетный работник образования Республики Казахстан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий