Некоторые аспекты управления качеством образования
Управление качеством образования в гимназии – это серьезный педагогический анализ всей учебно-воспитательной работы (планирование – контроль – руководство), мы давно работаем по своей модели управления качеством образования, поэтому остановлюсь на некоторых важных аспектах.
Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования. Результаты мониторинга изменений, происходящих в коллективе, способствуют оперативной корректировке деятельности по достижению результатов. Это то, что мы сами можем поднять на должный уровень, учитывая внутреннюю и внешнюю оценку. Для успешной реализации любого плана развития гимназии необходимо осуществлять диагностику и мониторинг изменений, происходящих в коллективе.
Владение учителями педагогическими компетенциями на высоком уровне – залог успешной реализации любых положительных современных изменений. Поэтому для нас очень важно при работе над планом развития гимназии исследовать владение педагогами различными педагогическими компетентностями. В ходе исследования мы определяем уровень владения учителями 5 компетентностями: психолого-педагогическая компетентность, компетентность отношений, компетентность использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, управленческая компетентность в ходе урока, компетентность оценивания и анализа учебного процесса. Данные исследования позволяют нам скорректировать профессиональное обучение для повышения эффективности обучения. Здорово помогает учителям в профессиональном росте работа сетевого сообщества и менторинг. Сегодня наставники имеются не только у молодых учителей, а любой учитель может всегда получить квалифицированную помощь по различным вопросам. День «открытых дверей» помогает постоянно поддерживать обратную связь с родителями и своевременно координировать качество обучения. Управление программой «Одаренные дети» позволяет успешно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Не случайно в этом году по итогам городских олимпиад гимназия заняла 1 место по естественно-математическому циклу и 2 место по гуманитарному циклу. Еще один важный момент при планировании работы по управлению качеством обучения – это услышать «голос родителя», «голос ученика» и «голос учителя», проанализировать, сопоставить и выделить общие проблемы. Модель управления качеством образования многоступенчата и системна, работа продолжается, и еще есть с чем и над чем работать.
На свою «Эйфелеву башню» мы не поднимаемся с помощью «лифта» – идем по ступенькам. Останавливаемся для того, чтобы переосмыслить, чтобы отбросить все лишнее, незначительное. Надо осмотреться и приобрести то, без чего невозможен путь к вершине. Наш багаж, состоящий из приобретенных методов и приемов, новых знакомств и обсуждений, становится всё значительнее, всё более обязывает, напоминает об ответственности того дела, за которое мы в ответе.
Татьяна КРЫЛОВА,
директор гимназии №6
г. Нур-Султан