О маме, дочери Победы

Моя мама появилась на свет в мае 1942 года, когда два старших брата ушли на фронт. Родители нарекли ее Амангуль – «Здравствуй, цветок!», чтобы их сыновья вернулись с войны живыми. И оба вернулись.

…Семилетняя Амангуль проснулась от шума. Во дворе раздавались неуместные среди ночи крики: «Сүйінші, Камидолла вернулся!». Возглас «Сүйінші!» предвещал радость, и девочка выбежала во двор, просыпаясь на ходу. Там была суматоха: кто-то бегал и радостно кричал, а кто-то тихо плакал – оказалось, всхлипывала ее мама, все повторявшая: «А я знала, знала, что сын вернется!».

А когда шум поутих, кто-то из старших подтолкнул девочку в спину и сказал: «Вот твоя самая младшая сестренка, Камидолла, познакомься!». Поняв, что это ее брат, в возвращение которого вся семья верила и не верила одновременно, Амангуль протянула незнакомцу обе свои ручонки, пытаясь обнять. Но Камидолла отпрянул: «Кто это, почему у нас чужие дети?». У брата-фронтовика сказалась тяжелая контузия. Маленькая Амангуль робко отошла назад и спряталась за спину кого-то из старших…

И только позже, из разговора взрослых, она поняла, как все было. Братья Камидолла и Айткали – старшие из десяти детей Калыма и Батимы Султановых – ушли на фронт в самом начале войны. Камидолле тогда исполнился 21 год, а Айткали только достиг призывного возраста. Оба выжили. Но возвращение было разное. Айткали вернулся в победном 1945-м с ранением левой руки, а от Камидоллы не было никаких вестей. Семья надежды не теряла, ведь похоронка не поступала. А гадалки в один голос твердили: «Камешки-кумалак говорят, что среди мертвых его нет».

…Во время атаки Камидоллу тяжело ранило в голову, накрыв землей взрывом вражеского снаряда. Санитарам пришлось его буквально откапывать. Документы при нем сгорели. Бойца из Казахстана, частично потерявшего память, возили из госпиталя в госпиталь. Победу встретил на больничной койке. И только через четыре года, в 49-м, во время очередной больничной переклички он встрепенулся, услышав слово «Гурьев». «Я из Гурьева!» – воскликнул он. Поиски его местожительства возобновились, наконец, пришло известие, что боец Красной Армии Камидолла Султанов призвался на фронт из Гурьевской области.

Ему дали сопровождающего и отправили домой. Именно в ту памятную ночь маленькая Амангуль впервые столкнулась с эхом войны. Кстати, ей, десятому ребенку, родившемуся в мае 42-го, дали имя Амангуль, чтобы ушедшие на войну старшие братья вернулись живыми.

К возвращению Камидоллы Айткали руководил колхозом, их мама Батима удостоилась звания «Мать-героиня». А в свидетельство о рождении дату появления на свет Амангуль записали: «9 Мая».

Родители привили девочке чувство справедливости и нетерпимости ко лжи, братья служили примером героизма и твердости духа. Эти качества она пронесла всю свою жизнь.

Брат Амангуль, фронтовик Айткали, возглавивший после войны колхоз, а затем руководивший Гурьевским горкомхозом, скончался в 1968 году. Причиной преждевременной смерти стал рак легких – еще в сентябре 1943-го при форсировании Днепра он застудил легкие, времени на основательное лечение тогда не было.

Камидолла в последние годы проживал в Таразе (тогда – Джамбул) в доме у младшего брата Беккали, декана местного технологического института. Камидолла-ага умер там же в 1980-м.

…В середине 70-х годов у центрального гурьевского моста находилась доска почета лучших горожан. Среди них – депутат горсовета, работник кондитерской фабрики Амангуль Джумагалиева. По мере своих сил она старалась оправдать доверие избирателей. Как-то, идя за овощами на старый колхозный рынок, она заприметила у входа пожилую женщину, просящую милостыню. Пройти мимо она не могла и завязала разговор. Выяснилось, что женщина – вдова бойца Красной Армии, погибшего на фронте. Поговорив с ней, Амангуль решила посмотреть, в каких условиях проживает эта одинокая женщина. То была полуразвалившаяся хибара, на ремонт которой у пенсионерки не было ни сил, ни средств. В советское время это было настоящим позором – вдова фронтовика просит милостыню! Куда смотрит власть? Этот вопрос она поставила на первой же сессии горсовета и сама взялась за дело. Никогда и ничего не просившая для себя, депутат Джумагалиева поставила на ноги всех чиновников, причастных к распределению квартир. И добилась-таки отдельной однокомнатной квартиры для вдовы фронтовика!

Ее редкой честности и порядочности удивлялись даже мы, ее дети. Нынче это невероятно, но факт: работая завпроизводством на кондитерской фабрике, даже карамельки наша мама покупала в магазине.

…В 2015 году прямо в центре Атырау Амангуль окликнула сухонькая старушка с удивительно ясным и добрым взглядом. «Извините, а вы, часом, не младшая сестра Айткали Калимова? Быть может, дочка – вы так молодо выглядите!» – обратилась она к нашей маме. «Да, я самая младшая сестра Айткали-ага!» – ответила Амангуль . «Вы не поверите, я с Айткали призывалась на фронт из Махамбетского района в 1942-м!» – воскликнула старушка и протянула руки, чтобы крепко обнять Амангуль. Это была легендарная атырауская фронтовичка Анна Александровна Захарова. В тот год ей исполнилось 90 лет. Через три года Анны Александровны не стало.

Представители нашего старшего поколения, чье детство пришлось на первые послевоенные годы, должны по праву считаться детьми войны. Они голодали вместе со взрослыми, еще находясь в утробе матери. А белый свет их встречал не так радостно и светло, как нас.

Наша мама ушла из жизни 31 августа 2019 года после сложной операции в клинике Алматы. Второй год великий праздник

Победы я встречаю без самого дорогого человека на свете.

С днем рождения, дорогая мамочка – дочь Победы!

Булат ДЖУМАГАЛИЕВ,
журналист «Бiлiмдi ел – Образованная страна»
Фото из архива автора

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий