Трансформация вузов Казахстана в период постпандемии: онлайн-опыт ЮКУ им. М.Ауэзова

Подходит к завершению еще один учебный год – 2021, оставив позади кропотливый труд в дистанционном формате как педагогов, так и обучающихся. Одно радует, что Министерство образования и науки РК, забегая вперед, задумываясь о качестве подготовки будущих специалистов, приняло решение о введении нового формата образовательного процесса, как смешанное обучение.

В соответствии с Приказом Министра образования и науки РК  Аймагамбетова А.К. «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 13 августа 2020 года № 345 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению учебного процесса в организациях образования в период ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции» от 28 декабря 2020 года № 548 и Постановлением Главного государственного санитарного врача г.Шымкент от 19.04.2021года №9 «О продлении режима карантина и об усилении мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в г.Шымкент» обучение в весеннем семестре 2020-2021 учебного года для студентов 1-го курса ЮКУ им.М.Ауэзова было организовано в смешанном формате, т.е. все студенты проходили практические и лабораторные занятия в оффлайн режиме с сохранением всех санитарно-эпидемиологических норм. Это явилось для всех нас новым опытом в совмещении традиционного формата с онлайн-обучением.

Полученный опыт в период пандемии и постпандемии внес свои коррективы в систему образования как в мире, так и у нас в стране.

Конечно, мировое образовательное пространство было готово к взаимодействию обучающихся в онлайн-формате, многие инструменты были освоены и применялись в учебном процессе, поэтому переход на дистанционное обучение не стал чем-то экстраординарным, хотя и повлёк определенные сложности.

Эксперты в образовании сходятся во мнении, что традиционное обучение в аудиториях сохранит свои позиции, ведь только инновационные образовательные программы, рассчитанные на аудиторию, имеют будущее в развитии профессиональных компетенций, необходимых для востребованных и конкуретноспособных специалистов. Одновременно продолжим развивать и взаимодействие с нашими потенциальными работодателями с учетом их требований по подготовке будущих профессионалов для нашего региона и страны.

В целях реализации программы «Цифровой Казахстан» по инициативе председателя Правления-ректора, д.и.н., профессора, академика НАН РК Кожамжаровой Д.П. происходит трансформация ЮКУ в «Smart университет», основными составляющими которого являются такие проекты как  «Виртуальная приемная», «Цифровой ЦОС», «Создание Центра академического превосходства», «Виртуальный деканат», «Цифровые волонтеры и ассистенты» и другие. В рамках данных проектов любой участник проекта может внести вклад в развитие цифровой экосистемы университета, в сохранение и соблюдение принципов  академической честности.

ЮКУ осуществляет управление учебным процессом и его реализацию на разных электронных платформах, интегрированных между собой: ИС ВУЗ (университетский), Прометей, Платонус, Microsoft Teams. Используемые платформы обладают такими функциями как: видеострим для командной и индивидуальной формы работы, мобильные версии, обладающие функцией технического локдауна, облачное бессрочное хранение видеозаписей и письменных работ и др.

Благодаря современным технологиям и развитой цифровой среде университета наш преподавательский корпус приобрел колоссальный опыт по дистанционному образованию.

Разумеется, о полном переходе в онлайн формат никто не помышляет. Но вузы, которые совсем не готовы работать в новом формате, фактически обречены на вымирание. Как, кстати, и преподаватели, которые не умеют пользоваться современными средствами коммуникации или не способны подготовить и интересно провести онлайн-занятие. Словом, уже в самое ближайшее время университеты станут «гораздо более цифровыми во всех проявлениях».

Итак, сейчас наступает жаркая пора экзаменационной сессии. Благодаря наработанному за последнее время опыту, вузы не боятся надвигающейся очередной итоговой сессии. Тем более для нас это уже третий сезон. Предыдущие аттестационные периоды показали, что все вузы успешно справились с экзаменационными сессиями в онлайн-формате. Но каждый из нас понимает, что не только само обучение, но и промежуточные сессии должны перейти в смешанный формат.

Сессия – очень важный и ответственный период в жизни каждого студента. Во время сессии проверяются знания, которые студенты получали в течение всего учебного семестра. Результаты сессии определяют дальнейшую судьбу студента. Только при условии успешной сдачи экзаменационных испытаний он получает право продолжать обучение в высшем учебном заведении. Но при этом важно понимать: университет – это школа жизни, а не выживания. Знания увеличивают масштаб личности.

Хороший студент не должен учить китайский язык за одну ночь до экзамена, как в анекдоте, он обязан учиться на протяжении всего семестра. Эта банальная аксиома и есть главный и очень простой секрет. Достаточно в течение полугода спокойно, не спеша перечитывать лекции, интересоваться научными достижениями по изучаемой теме, заглядывать в учебник и, конечно же, активно и с энтузиазмом работать на семинарах, лабораторных и практических занятиях. Практические занятия имеют перед экзаменами то преимущество, что на них можно ошибаться, экспериментировать. Главное — интерес (желательно — неподдельный) к изучаемому материалу.

Да, пандемия внесла существенные изменения в устоявшиеся, привычные всем формы итоговых и промежуточных аттестаций в высших учебных заведениях. У каждого вуза свои сроки проведения экзаменационных сессий в зависимости от  форм обучения и специфики учебных курсов. В сложившихся условиях вузы были вынуждены перейти к формату удаленной проверки знаний студентов. Оказалось, что существует много вариантов того, как дистанционно организовать процесс сдачи экзаменов.

ЮКУ им.М.Ауэзова в соответствии с вышеуказанными нормативными документами принял решение, что экзамены текущей экзаменационной сессии 2020-2021 учебного года будут проходить в четырех формах: письменный, тест, устный и творческий.

В связи с тем, что университет имеет стратегическую цель –  войти в Лигу академической честности РК, в систему экзаменов подключена прокторинговая программа, а все письменные работы обучающихся должны проходить проверку через программу «Антиплагиат».

Экзамены проводятся на электронной платформе, интегрированной с LMS ВУЗа. Электронная платформа для сдачи экзаменов доступна и на персональных компьютерах, и на мобильных устройствах.

Экзамены в формате тестирования будут проходить с использованием автоматизированной асинхронной прокторинговой системы «Oqylyq». Вход в систему осуществляется через уникальный код входа. Идентификация личности и весь ход экзамена обеспечивается с помощью компьютерной программы, которая в автоматическом режиме отслеживает присутствие студента в кадре и фиксирует нарушения академической честности.

Устный и творческий экзамены студент сдает онлайн посредством видеоконференции, при этом доставка экзаменационного билета осуществляется автоматически системой ИС ВУЗ. Для осуществления контроля за ходом экзаменов в устной и творческой формах привлекаются специально обученные прокторы из числа ППС и сотрудников университета.

Письменные экзамены студенты сдают в электронном формате на базе IT полигона университета. Все письменные работы студентов проходят проверку на оригинальность через систему обнаружения заимствований «Антиплагиат». В случае если оригинальность письменной работы студента ниже порогового значения, то такая работа не допускается к оценке преподавателем. Все письменные ответы перед проверкой автоматически кодируются. Тем самым исключаются коррупционные риски.

 Решение о том, нарушил ли студент в ходе экзамена правила внутреннего распорядка (допустил подлог, списывал), принимается на основании отчета прокторинговой системы. Если студент считает решение необоснованным, то может подать апелляцию, которую рассмотрит апелляционная комиссия. Преимущество экзамена с прокторингом в том, что у комиссии будет документально подтвержденная видео-запись экзамена.

В ЮКУ им.М.Ауэзова созданы все условия для обеспечения сдачи экзаменов в стенах университета с соблюдением масочного режима и санитарных норм: при входе в учебный корпус проводится бесконтактная термометрия; в корпусе установлены санитайзеры с антисептическим средством; обеспечено бесперебойное функционирование системы вентиляции/кондиционирования воздуха; проводится регулярная обработка помещений посредством включения бактерицидной лампы, влажной уборки, проветривания и т.д.; рассаживание студентов в аудиториях проходит с соблюдением социального дистанцирования.

В рамках подготовки к промежуточной и итоговой аттестации в университете осуществляется разработка и/или актуализация банка заданий по всем формам экзаменов. Для студентов предоставляется возможность пройти предварительные пробные тесты по дисциплинам.

Экзаменационная сессия в университете проходит с соблюдением принципов открытости и прозрачности, поэтому у нас имеется открытый доступ для внутренних и внешних наблюдателей, таких как:

  • Шымкент «Адалдык Аланы»;
  • Общественный совет по противодействию коррупции и по профилактике правонарушений;
  • Комиссия по вопросам академической честности;
  • Совет по этике;
  • Рабочая группа по противодействию коррупции;
  • Студенческий ректорат;
  • Студенческий совет самоуправления;
  • Представители Агентств РК по противодействию коррупциии Департамент г.Шымкент.

Мы уверены, что текущая экзаменационная сессия пройдет максимально с сохранием принципов академической честности (прозрачность, открытость, обьективность) и в условиях безопасности для здоровья как обучающихся, так и ППС и сотрудников университета.

Технические возможности сегодня в ЮКУ им.М.Ауэзова позволяют оценить знания обучающихся с высокой степенью достоверности. В период экзамена в обязательном порядке ведется видео-фиксация, запись которой хранится на протяжении определенного времени. Это позволяет, в том числе соблюсти право студента на подачу апелляции, а контролирующим структурам проверить, как проходила сама процедура экзамена. Сегодня, по нашим наблюдениям, обучающиеся сами достаточно требовательно относятся к уровню своей подготовки, понимая, что задача – получить не просто диплом, а знания, которые обеспечат конкурентоспособность их на рынке труда.

Да, надо признать, что доля онлайн-образования будет расти, но и традиционный формат обучения всё же сохранит свои позиции, потому что, как ни крути, момент взаимодействия преподавателя и студента очень важен.

Так, в середине августа 2020 года российскими экспертами были опубликованы результаты совместных исследований по обучению в онлайн-формате. По мнению респонентов, количество которых превысило более десяти тысяч, онлайн-обучение понравилось (88%). Были отмечены положительные моменты в пользу онлайн-формата: возможность учиться по программам, которые недоступны, скажем, в региональных вузах и сдавать экзамены на удаленке, индивидуальный выбор наиболее продуктивного времени обучения и образовательной траектории и др.

Но были указаны и негативные стороны, такие как усталость от прикованности к экранам или мониторам своих устройств,  нехватку живого общения друг с другом и преподавателями, а также сложность обучения в домашней обстановке и нестабильность работы техники. Многие молодые люди (68%) испытывали проблемы с самоорганизацией, из-за чего обучение проходило менее эффективно, чем оффлайн.

Но несмотря на трудности, жизнь показала, что к традиционным форматам можно и нужно добавлять дистанционные. И поэтому, даже с окончанием пандемии коронавируса, дистанционный формат обучения и оценка знаний обучающихся не уйдут в прошлое. Но надо понимать, что технологии не будут стоять на месте, будут появляться новые формы и технические решения, расширяющие возможности образовательных организаций.

В заключении хочется отметить, что развитие цифрового университета – это новая реальность, в которой нам жить и работать, а также формировать новое качество и содержание образования высшей школы РК.

Роза Джанысбековна Абишева,
Проректор по учебной и учебно-методической работе ЮКУ им. М.Ауэзова,
к.т.н., доцент                                                                       

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий