Эксперты рассказали, как снизить умственную нагрузку для школьника

Российские школьники массово жалуются на усталость от школы. По данным исследования ВШЭ, среди причин лидирует учебная нагрузка. А еще – недосып, сложное школьное расписание, нарушения режима дня, большое количество контрольных работ, тяжелый рюкзак, дорога до школы. И это далеко не полный список, передает rg.ru.

Как снизить нагрузку? Это эксперты и педагоги обсудили на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы РФ по образованию и науке.

– Сегодня власти больше говорят об образовательных результатах и рейтингах и меньше – о самочувствии самого ребенка, – говорит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Существует такое понятие, как “синдром усталости третьей четверти”. Есть стресс, связанный с подготовкой к поступлению в вуз. Нужно искать решение этих проблем, опираясь на научные исследования в области детства.

Важно: санитарные нормы четко регламентируют максимальную нагрузку – от 4-5 уроков для учеников 1-х классов и до 7 уроков для 7-11-х классов. В среду или четверг должен быть “облегченный день”. Объем “домашки” ученые тоже посчитали. И если во 2-3-х классах учителя должны задавать столько, чтобы дети тратили на домашние задания не более 1,5 часа, то в 9-11-х классах – уже 3,5 часа. Правда, далеко не все учителя этим правилам следуют: порой вся семья сидит за “домашкой” до часу ночи. По самым скромным оценкам, российские старшеклассники “вкалывают” даже больше, чем взрослые.

– Только соблюдение гигиенических нормативов дает нагрузку одиннадцатикласснику в 9,2 часа. Но мы не должны забывать о таких важных составляющих жизни ребенка, как ночной сон, прогулки, физическая активность, прием пищи, личная гигиена, просто свободное время. И это еще не берем кружки, репетиторов, – рассуждает научный руководитель института комплексных проблем гигиены “ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана” доктор медицинских наук Владислав Кучма. – Мы четко знаем, что страдает в этом распорядке дня: сон, прогулки и свободное время детей.

Роспотребнадзор разработал рекомендации о том, каким должен быть режим дня ребенка.

– Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна примерно на 1 час на время экзаменов, перед контрольными работами, – советует ведомство. – При недосыпании страдает удельный вес “быстрого сна”, от которого зависит способность к обучению и его успешность. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30%.

Продолжительность прогулок и другой двигательной активности должна быть как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте, и 2,5 часа – у старшеклассников.

 

Расписание занятий школа должна составлять с учетом динамики умственной работоспособности ребенка: не ставить контрольные, скажем, после физкультуры. Или сложную математику – на самый последний седьмой урок. Нагрузка должна распределяться равномерно. В помощь школам – шкала трудности предметов (СанПиН 1.2.3685-21). Так, в девятом классе самый сложный предмет – физика (у нее 13 баллов), за ней идет химия – 12 баллов, затем история – 10, иностранный язык – 9, затем по нисходящей: геометрия, алгебра, биология, литература…

Правда, иногда у завуча просто не получается составить расписание так, чтобы дети не уставали. Это сложнейшая задача, с которой справится не каждый искусственный интеллект. Что делать? Эксперты на круглом столе предложили несколько важных идей. Среди них:

– Сократить количество контрольных и домашних работ (Россия – лидирующая страна в мире по количеству контрольных работ в школах).

– Разработать полезные программные решения, которые бы помогли школе автоматически составлять расписание так, чтобы дети меньше уставали.

– Максимально засчитывать результаты, полученные в организациях дополнительного образования детей, художественных и музыкальных школах, за посещение школьных уроков.

И это далеко не все.

– Нормировать только продолжительность занятий сегодня, в условиях цифровизации, уже явно недостаточно, – считает Владислав Кучма. – Очень многое зависит от образовательных организаций. Педагоги должны знать гигиенические нормы и требования санитарных правил, применять их.

Специалисты отмечают: дети начинают уставать уже днем. Усталость накапливается к вечеру, к концу четверти и в течение учебного года. По данным Института стратегии развития образования РАО, меньше 7% российских 15-летних школьников сказали, что бодры весь день. Каждый пятый девятиклассник (20%) – никогда не чувствует себя полным сил. По данным Института образования ВШЭ, чем старше ребенок, тем сильнее он устает: в среднем об усталости говорят 72% ребят. Среди одиннадцатиклассников эта цифра выше – 85%.

– Наши учебники написаны не для детей, а для студентов специальных факультетов, – рассуждает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. – Откройте учебник 7-го класса и прочитайте определение причастия и деепричастия. Их даже взрослый по памяти воспроизвести не может! Зачем мучить детей, когда для грамотности достаточно понимать, на какие вопросы отвечает причастие, а на какие – деепричастие? На уроках литературы у нас из всех детей хотят сделать литературоведов, а не читателей. Искусственное усложнение вредит качеству образования и увеличивает перегрузки. Нужно сокращать объем содержания программы. Но добиваться того, чтобы это содержание оставалось в головах наших детей.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий