Актуальные вопросы повышения квалификации специальных педагогов
Современные изменения и модернизация в системе отечественного образования и, в целом, в обществе предъявляют новые требования к педагогам, выдвигая на первый план проблемы повышения их профессиональной квалификации.
В настоящее время повышение квалификации педагогических кадров в РК осуществляет целый ряд организаций образования, такие как: «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», Национальный научно-практический образовательный, оздоровительный центр «Бөбек», высшие учебные заведения, образовательные центры, институты повышения квалификации. Функционирует система повышения квалификации и переподготовки работников образования, имеющая свою историю, традиции, устои, своё содержание.
Реформы последнего десятилетия и социально-экономические трансформации общества способствовали обновлению практики повышения квалификации педагогических кадров. Структура системы была практически полностью пересмотрена и модернизирована: создан Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», который объединил 17 филиалов во всех регионах РК; успешно функционируют программы уровневой подготовки педагогов в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Внесены поправки в законы и основные законодательные акты, связанные с новыми требованиями к организации и содержанию курсов повышения квалификации педагогических кадров, предусмотрены и расширены возможности в получении педагогами дистанционных услуг по повышению квалификации.
Однако надо отметить тот факт, что основная доля из всех планируемых и проводимых мероприятий по повышению квалификации ориентирована на педагогов общего образования, а педагоги системы специального образования остаются недостаточно охвачеными. Так ли это? Существуют ли проблемы повышения квалификации специальных педагогов? Подробней об этом мы поговорили с заведующей отдела повышения квалификации национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования Гульназ Дербисаловой.
– Гульназ Сериковна, одной из основных направлений деятельности Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования является повышение квалификации специальных педагогов. Расскажите, как реализуется данное направление, как осуществляется обучение педагогов, какие существует проблемы?
– Да, действительно наш центр проводит большую работу по повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Деятельность центра в этом направлении включает помимо курсов повышения квалификации, такие формы, как семинары, круглые столы, мастер-классы, видеоконференции.
Проблема неохваченности курсами специальных педагогов, кому необходимо пройти курсы, существует и довольно ощутимо, если учесть, что организаций, осуществляющих повышение их квалификации по профильному образованию, в РК очень мало. ННПЦ РСИО является на данной время, практически единственной организацией, осуществляющей целенаправленную, профильную работу по повышению квалификации психолого-педагогических кадров специального и инклюзивного образования. По статистике в нашем центре за период 2017-2021 год повысили квалификацию всего 1627 специалистов, что составляет всего 25-30% от общего количетва педагогов, нуждающихся в повышении квалификации.
Вместе с тем, общеизвестно, что количество детей с особыми позновательными потребностями в стране растет и как следствие растет количество и активно развивается сеть специальных огранизаций образования, в том числе ПМПК, КППК, РЦ и др. Структуру, порядок и специфику работы этих организаций не знают те организации, которые проводят курсы для них. Наш центр является уникальным в этом отношении. В центре разрабатываются методические рекомендации по самым актуальным проблемам специального и инклюзивного образования, аккумулирует статистические и аналитические данные по детям с ограниченными возможностями по Казахстану. Все ииновации проходят аппробации в отделах диагностики и консультирования, отделе внедрения новых технологий. И результаты этой работы, с рекомендациями педагогам освещаются на курсах, закладываются в основы образовательных программ обучения слушателей.
– Значит, ваш центр бесплатно проводит курсы для специальных педагогов. Как специалистам попасть на ваши курсы, есть ли определенная процедура.
– все курсовые мероприятия в центре проводятся в рамках бюджетной программы. Конечно, этого недостаточно. Поэтому педагогам и предоставляется возможность пройти курсы на платной основе, для чего и были даны права и разширен ряд организации, которые предоставляют такие услуги. Я считаю, это правильно, это развивает конкуренцию. Сейчас мы также рассматриваем и отрабатываем вопросы предоставления нашим центром услуг в проведении курсов повышения квалификации на платной основе.
Что касается бюджетных курсов, вся процедура зачисления слушателей на курсы, процедура формирования списка подробна описана на нашем сайте special-edu.kz, она прозрачна и объективна, ориентирована на запросы региональных управлений образования. С ними мы ведём переписку, по результатам которой и формируются окончательные списки. Тематика курсов разная, она адресована не только специальным педагогам, содержание курсов касается самых актуальных проблем оказания коррекционно-педагогической помощи детям с различными нарушениями в развитии дошкольного и школьного возраста в условиях обших и специальных организаций образования.
– Сейчас очень актуальны вопросы подготовки педагогов к условиям инклюзивного образования, вопросы сопровождения особого ребенка в общеобразовательной школе. Проводятся ли в центре такие курсы?
– Инклюзивное образования в Казахстане развивается довольно интенсивно, особенно в последние годы. Потребность в курсах по инклюзивному образованию сейчас высокая. Но надо сказать, что качество и содержание таких курсов по республике не всегда бывает на должном уровне. Если судить по содержанию, то надо констатировать факт застревания курсов на концептуальных основах инклюзивности в образовании, мало кто даёт необходимое сейчас содержание работы по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. А если такие вопросы и освещаются на курсах, то рекомендуемые положения, как правило, не соответствует реалиям казахстанских школ и законодательной базе.
Курсы по инклюзивному образованию, проводимые у нас, разработанные на основе продолжительных исследований в рамках темы научных разработок «Научно-методические основы педагогической поддержки школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном процессе». Разработанные материалы апробированы в экспериментальных школах страны. Образовательная программа курса прописывает все процедуры, начиная от оценки особых образовательных потребностей до технологий сопровождения и составления индивидуальных учебных программ, подробно представлены функциональные обязанности всех специалистов, которые работают с ребенком, и, что особенно важно, представлен действенный механизм их взаимодействия.
Педагогам при выборе курсов хочу посоветовать заранее изучить образовательную программу, ознакомится с целями и ожидаемыми результатами обучения.
– Проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями включают самые разные аспекты, все они как правило, актуальны, внимание к таким детям постоянное. Как часто обновляются курсы центра, чем вы руководствуетесь при отборе, разработке, организации курсов?
– Да, Вы правы, внимание общественности к таким детям не падает, это связано к сожалению, с ростом количества детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, отмечается усложнение структур отклонений у детей. Специалистам известно, что сейчас проблемы ребенка с нарушениями в развитии имеют комплексный характер, и в коррекционной работе важна командная работа.
Особо актуальной остаётся подготовка специалистов к работе с детьми с аутизмом. Количество таких детей растёт, а специалистов, владеющими современными технологиями поведенческой терапии, сенсорной интеграции, альтернативных системы коммуникации, эмоционально-уровневой терапии и другими методами, очень мало. Поэтому, курсы по работе с детьми с аутизмом планируются у нас ежегодно.
Ежегодно планируются и проводятся курсы повышения квалификации на казахском и русском языках для педагогов всех специальных организаций образования (реабилитационных центров (РЦ), кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), специальных дошкольных и школьных организаций образования для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата).
При отборе курсов учитывается, прежде всего, востребованность, обусловленная запросами практики. Учитываются запросы, присылаемые организациями региональных управлений образования, мнения и пожелания слушателей. Немаловажным фактором при этом является учет уровня разработанности материалов по направлению и тематике курсов, имеющиеся резервы центра. Мы стараемся придерживаться специфики наших курсов: узкой высококвалифицированной направленности (обучение нацелено на овладение и развитие профессиональных компетенций в рамках конкретной темы) и практической направленности, обучение включает практические занятия на базе самого центра и других специальных организаций образования, с которыми мы поддерживаем связи и ведём сотрудничество, это – детские сады, специальные и общеобразовательные школы, ПМПК, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции и др. Количество специалистов, задействованных на различных курсах повышения квалификации, составляет более 70 человек каждый год. Профессорско-преподавательский состав формируется в соответствии с тематикой курсов, привлекаются сотрудники нашего центра и специалисты других организаций образования, ведущие исследователи в области специальной педагогики, психологии и имеющие практический опыт работы в соответствующей области.
– Спасибо за интервью. Желаем центру и его коллективу процветания и больших успехов в работе.
Фатима Наурызбай
Загрузка...