О подготовке инженеров в Казахстане
Ситуация, сложившаяся в нашей стране после 90-х годов прошлого века, привела к тому, что в обществе резко снизилась востребованность технических профессий, а инженерно-техническое направление подготовки кадров вообще выпало из системы образования.
Как организовать инженерное образование в Казахстане? Для того чтобы стать инженером, нужно получить инженерное образование, которое может дать университет на основе специально разработанных образовательных программ. При этом надо понимать, что по сравнению с действующими программами подготовки бакалавров и магистров, учебные программы по инженерным специальностям потребуют серьезной корректировки. Другими словами, необходим переход от системы «бакалавр-магистр» к системе «бакалавр-инженер». На уровне бакалавра учебную программу необходимо разделить на три этапа: общее образование (1 и 2 курс), предпрофессиональное (2 курс), специальное профессиональное (3 и 4 курс). На этапе общего образования университеты должны обеспечить специалиста гуманитарными знаниями в различных областях. Образовательные программы должны включать, в основном, общенаучные и гуманитарные дисциплины (математика, физика, информатика, химия, история, культурология, иностранный язык и др.)
Предпрофессиональная программа должна дать фундамент для профессиональной подготовки на дальнейших курсах. Студент, с помощью консультанта-преподавателя, выбирает курсы в зависимости от будущей карьеры, цели и интересов.
Специальная профессиональная подготовка целиком переносится на третий и четвертый года обучения и должна предусматривать изучение специальных дисциплин. Целью этого этапа является получение основ профессиональной подготовки по выбранному направлению науки и техники.
Лица, завершившие образование (сдавшие государственный экзамен и защитившие дипломную работу), получают диплом бакалавра по выбранной специальности.
Инженерная подготовка. После получения диплома бакалавра выпускник поступает на специальные годичные курсы для получения инженерного образования. Дисциплины, изучаемые на этом курсе должны предусматривать получение профессиональных навыков и должны проводиться с уклоном на практические занятия. Перечень дисциплин необходимо согласовать с предприятиями, как потенциальными заказчиками выпускников. При этом важно понимать, что образование, полученное в бакалавриате, должно являться составной частью полного инженерного образования, т.е. образовательная программа бакалавриата должна ориентироваться на получение инженерного образования в последующем. Таким образом, должна быть создана логическая связь между дисциплинами, изучаемыми в бакалавриате и на инженерном курсе. Обучение завершается экзаменом по основам инженерии. Выпускники, успешно сдавшие экзамен, получают специальный сертификат о высшем профессиональном образовании, подтверждающим присвоение выпускнику квалификации «дипломированный специалист». Наличие сертификата и диплома бакалавра позволит выпускникам занимать на предприятиях должности специалиста или руководящую инженерную должность.
Поступление бакалавров на годичные курсы должно осуществляться на основе «заказа» предприятий и оформляться трехсторонним договором между предприятием, ВУЗом и обучающимся. Это дает возможность предприятию на плановой основе получать квалифицированных специалистов, а обучающемуся – гарантированное трудоустройство после окончания обучения.
Булат-Батыр ЕСМАГАМБЕТОВ,
д.т.н., профессор кафедры
«Автоматизация, телекоммуникации и управление» ЮКУ им. М.Ауэзова