Отчетная встреча министра образования и науки с населением (обзор)

Как прошел учебный год, каковы результаты и перспективы дистанционного обучения, откроются ли школы в новом учебном году, какие меры принимаются для защиты прав и статуса педагога – на все эти животрепещущие вопросы ответил министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ в ходе отчетной встречи с населением.

В Казахстане был принят Закон «О статусе педагога», который предполагает повышение зарплаты педагогам в 2 раза к 2025 году.

– В этих целях в предстоящие 3 года дополнительно будет выделено 2 трлн тенге. В целом в рамках закона бюджетом выделено 5 трлн 300 млрд тенге. Эти меры со стороны государства направлены для развития образования и науки, – сказал Асхат Аймагамбетов.

Министр также отметил, что педагогам предусмотрены 30-50% доплаты за квалификационные категории, 10 МРП – методистам за степень магистра, 17 тыс. тенге – учителям физкультуры за секционную работу. 1000 МРП – за госнаграду «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Также 30-100% предусмотрены доплаты директорам и завучам за квалификационные категории.

В целом в Казахстане насчитывается 347 тыс. педагогов. Асхат Аймагамбетов обратил внимание на вопрос по защите их прав.

– Мы уменьшили количество документов, которые должен заполнять педагог. До 2 документов сокращена ежедневная отчетность – это электронный журнал и поурочный план. Мы освободили учителей от несвойственных функций, в каждом регионе созданы советы по педагогической этике, – подчеркнул министр.

Он также отметил хорошую тенденцию, что все больше сильных выпускников, набравших самые высокие баллы ЕНТ, и обладателей «Алтын белгі» желают поступать на педагогические специальности. Для привлечения выпускников МОН в 2 раза повысило стипендию будущих педагогов (42 тыс. тенге), увеличило проходной балл с 50 до 75. Средний балл поступающих на педагогические специальности вырос с 60 до 90 баллов.

Повышаются и требования для будущих педагогов. Так, уже в этом году выпускники вузов, которые приходят работать в организации образования, будут проходить процедуру сертификации. Они должны будут сдать национальный квалификационный тест, показать на практике, как будут проводить урок, получить квалификацию педагога. И только после этого могут работать по специальности.

Краткие итоги образования

В завершившемся учебном году формат обучения менялся в течение года с учетом эпидемиологической ситуации. Так, если в 1 четверти в дистанционном формате учились 2,5 млн школьников (74%), в комбинированном формате – 640 тыс. (18,8%), в штатном – 243 тыс. (7,1%), то в 4 четверти количество учащихся в дистанционном формате снизилось до 1,3 млн, в комбинированном формате занимались уже 1,7 млн (50,1%), в штатном – 446 тыс. школьников. И 800 тыс. обучающихся посещали индивидуальные консультации для восстановления потерь в знаниях.

Для обеспечения дистанционного обучения учащимся и учителям из резерва Правительства закуплено более 450 тысяч компьютеров. В учебном году была автоматизирована процедура приема учеников в 1 класс, перевода между организациями образования. Активно получили развитие дебатные движения и самоуправление в школах и вузах.

Министерство уделяет особое внимание одаренным детям. Так, в 2020 году 437 медалей завоевали казахстанские ученики на международных олимпиадах и научных соревнованиях. Несмотря на пандемию, в новом электронном формате были проведены республиканская предметная олимпиада, олимпиада «Мың бала» по поддержке сельских детей, проект «Медаль Елбасы» – воспитание патриотов.

Главный вопрос среднего образования – обеспечение учебниками и их качество.

– Мы подготовили новые подходы к разработке и экспертизе учебников. Это экспертиза типовых учебных планов и программ, требования к структуре и содержанию учебников, обучение и сертификация авторов и экспертов учебников, а также новая методика и инструментарий экспертизы и апробации, – подчеркнул глава ведомства.

По словам министра, впервые в стране будет размещаться госзаказ на дополнительное образование, будут развиваться творческие направления. Это будет не только робототехника, но и музыкальные школы, танцевальные кружки, художественные школы и другие направления.

Идет и активное строительство школ. На сегодня по итогам прошлого года в стране построено 102 государственных и 56 частных школ. Размещен госзаказ на 53 тыс. мест. В целом за короткий промежуток времени, за 1,5-2 года, количество частных школ увеличилось в два раза.

В прошлом году была проведена большая реформа, касающаяся передачи отделов образования в управления образования. Передача, в том числе и финансов, с районного уровня на областной уровень. Как отметил Асхат Аймагамбетов, результаты реформы можно будет увидеть в ближайшие год-два.

Кроме того, была проделана важная работа по разработке новой модели дошкольного образования.

Откроются ли школы в новом учебном году?

Министр образования и науки в ходе отчетной встречи с населением ответил на самый главный вопрос, откроются ли в сентябре этого года школы Казахстана.

– Очень актуальный вопрос. Ответ будет таким – все зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации. И все зависит от нас, нашего поведения. Если нам удастся вакцинировать большую часть населения и мы будем соблюдать все санитарно-эпидемиологические требования, я считаю, у нас все-таки получится в следующем учебном году в сентябре открыть наши организации образования, прежде всего, конечно, школы, – сказал Асхат Аймагамбетов.

По его словам, дети, педагоги и министерство образования стремятся поскорее вернуться к традиционному формату обучения.

Также глава МОН призвал коллег, педагогов к активному участию в вакцинации.

– Хоть это и добровольный процесс, тем не менее, я вас призываю проявить здесь большую активность. Я лично вакцинировался, все коллеги, которые работают рядом со мной, вице-министры, сотрудники департаментов, все они вакцинируются. Мы должны подавать пример, – отметил министр.

Вместе с тем, прозвучал вопрос и о том, насколько возможно сохранить наработанный за период пандемии опыт дистанционной формы обучения. По словам министра, дистанционный формат необходимо развивать, и даже при возвращении в традиционный режим обучения некоторые элементы дистанционки нужно сохранить в учебном процессе.

Колледжи и вузы

Поступательные изменения происходят и в сфере технического и профессионального образования. В рамках проекта «Жас маман» в 180 колледжах страны обновлена материально-техническая база, внедрены новые образовательные программы.

В сфере высшего образования идет расширение академической свободы вузов. 28 национальных и госвузов, 2 частных вуза преобразованы в НАО. Все больше казахстанских университетов представлены в международных рейтингах. Так, в 2021 году 14 вузов вошли в QS.

В прошлом году серьезные изменения произошли в реализации программы «Болашак». Количество туров сокращено с 6 до 3. Изменен формат работы НЭК и республиканской комиссии. Государственный заказ распределяется по потребностям в разрезе специальностей. Если есть необходимость подготовить 20 медицинских работников, то выделяются квоты соответственно на 20 мест. Это позволит обеспечивать страну самыми необходимыми кадрами.

Хорошие возможности открываются и для отечественных ученых. Так, 500 научных сотрудников смогут пройти международные стажировки через программу «Болашак». Таким образом, казахстанские научные работники будут иметь возможность получать опыт не только в высших учебных заведениях, но и в научных организациях.

Безопасность школ

После вооруженного нападения в школе Казани вопросы безопасности в школах стали особенно актуальными. По словам Асхата Аймагамбетова, они должны решаться комплексно. В первую очередь, школы должны быть полностью обеспечены видеокамерами. Помимо этого должна быть правильная дислокация и хорошее качество камер, обеспечение школ специальными охранными компаниями, тревожными кнопками, выстроена работа психологических служб.

– Очень важным вопросом является решение проблем с компетенциями и коллектива, и детей, как действовать в чрезвычайной ситуации. Как раз многие говорят о случае в Казани, но мы также изучили кейсы во многих школах дальнего зарубежья, не буду говорить, какие страны. Там очень большую помощь при таких случаях оказывает именно реагирование, как должны вести себя дети, педагоги и в целом сотрудники школы в таких ситуациях, – сказал министр.

Во время отчетной встречи директор одной из казахстанских школ заявил, что после случая в Казани сейчас с них требуют проходить курсы безопасности, решать вопросы с видеонаблюдением, в противном случае угрожают оштрафовать.

– Нельзя подходить к вопросу обеспечения безопасности как к какой-то кампании. Сейчас все ринулись проходить некие курсы. Содержание этих курсов, сами курсы до сих пор в определенных местах вызывают сомнение. Мы сейчас разработали и реализовываем дорожную карту. Надо действовать постепенно, системно, комплексно по разработанным нами мероприятиям, – подчеркнул Асхат Аймагамбетов.

В плане безопасности проблемой в регионах остается также наличие в школах надворных туалетов. Глава МОН отметил, что местными исполнительными органами была проведена большая работа.

– Вы знаете, что есть поручение Президента. Буквально год назад в стране было 1,7 тыс. надворных туалетов. За один год 1,6 тыс. теплых туалетов было построено, – сказал Асхат Аймагамбетов.

На сегодня, по словам министра, все еще остается проблема по 100 туалетам.

– Сейчас строительство и работы ведутся. Мы поставили задачу в ближайшее время, как максимум, до 1 сентября эту задачу полностью решить. Буквально недавно мы этот вопрос рассматривали на комиссии по защите прав детей, которая функционирует при Правительстве РК, – резюмировал министр.

Он заверил, что министерство образования и науки продолжит в этом году работу в рамках исполнения поручений Главы государства.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий