Исследование урока в школе
Lesson Study (Исследование урока) – это инструмент, направленный на улучшение практики преподавания. Согласно ему, учителя совместно планируют, наблюдают урок и затем обсуждают результаты проведенных уроков с целью его улучшения.
Педагоги стали более активно изучать научную литературу, рефлексировать, а самое главное, улучшилось взаимодействие между учителями. Работая в командах, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями, доказавшими свою эффективность на практике, возможность выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков. Распространяя свой опыт, учителя принимают участие в профессиональных конкурсах, мастер-классах, конференциях.
Между тем, в самом начале внедрения Lesson Study школа столкнулась с определенными трудностями. Они были связаны с непониманием нового подхода, многие воспринимали Lesson Study как дополнительную нагрузку. Но после ряда проведенных обучающих коучингов, тренингов, курсов педагоги осознали, что это один из эффективных инструментов улучшения работы учителя, которая объединяет такие направления, как профессиональный рост (самообразование учителя), работа с молодыми и вновь прибывшими учителями, работа с обучающимися, имеющими высокую и низкую мотивацию к предмету и распространение и обобщение опыта.
Следующим шагом стало формирование групп по проблемным вопросам. После создания групп педагоги проводили уроки-исследования. Решение проблемного вопроса обсуждалось на совместном планировании урока: какие стратегии применить, как и за чем наблюдать, и, в результате, как улучшить преподавание. Очень важен в этом подходе «голос ученика» – мнения детей учитывались при планировании следующего урока.
Было интересно наблюдать, как от урока к уроку изменялось отношение учеников к процессу обучения – замкнутые, необщительные прежде дети участвовали в обсуждениях, высказывая свою точку зрения, т.е. раскрывались с другой стороны, все это вело к улучшению обучения и росту качества знаний. Учителя и учащиеся стали получать большее удовлетворение от проведенных уроков. Нужно отметить, что у учителей появилось огромное желание улучшать преподавание, развиваться самим.
В нашей школе стало традицией проводить итоговую конференцию по результатам Lesson Study в конце учебного года. По завершению циклов исследований, педагоги активно делились опытом и обобщали его на городском и республиканском уровнях. Педагоги школы пришли к общему мнению, что эффективное обучение любого учебного предмета зависит от того, читают ли дети, насколько хорошо умеют читать. Поэтому в 2020-2021 году коллектив нашей школы работал над одной общей темой – «Развитие функциональной грамотности учащихся через осознанное чтение», которую каждая группа адаптировала под свое исследование.
Наша школа уже четвертый год практикует педагогический подход Lesson Study. Оглядываясь назад, я вижу, насколько повысилось качество преподавания, качество знаний учащихся. Кроме того, стало больше преподавателей с высшей и первой категориями, количество педагогов-мастеров и исследователей составило более 60%.
Рейтинг нашей школы заметно вырос, в течение трех лет мы являемся ведущей школой по исследованию урока.
Балжан АЙТМУХАМЕТОВА,
директор средней школы №16 г. Нур-Султан