Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика
Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Имея за плечами без малого три десятка лет опыта первого руководителя школы, директора, который создал учреждение, стоял у истоков формирования коллектива, был лидером его побед и общественного признания, могу с полным правом утверждать, что личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива. У опытного руководителя сформировано свое видение организации образовательного пространства школы для его эффективного функционирования и дальнейшего развития. Руководитель педагогического коллектива должен постоянно задумываться над тем, каковы должны быть эффективные подходы к управлению, развитию школы. Его действия направлены на формирование работоспособной сплоченной команды, которая помогала бы руководить образовательным процессом в пространстве школы. Современный руководитель должен быть не только хорошим менеджером, но и настоящим лидером своей организации, причем важна такая составляющая лидерства, как эмоциональный интеллект. Идеально, когда руководитель умеет и может создать состояние эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной приверженности организации у коллектива и умеет управлять этим состоянием, создает атмосферу, которая побуждает сотрудника выполнять свою работу как можно лучше.
Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности и формирует образ идеального управленца. Современный руководитель образовательного учреждения должен быть: дальновидным – уметь выявлять потенциал учреждения, иметь способности к самообразованию и направлять коллектив на повышение квалификации; объективным – уметь выделять в потоке информации достоверные факты; последовательным – уметь решать поставленные задачи, с учетом правовых, управленческих и психолого-педагогических условий; предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг; мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
Современные руководители учатся всю жизнь, в разных местах и разными способами. Учатся на своих и чужих ошибках, учатся у своих подчиненных и коллег. Учатся у тех, кто действительно что-то знает. Постоянное развитие и повышение квалификации должно быть образом жизни руководителя, он должен стать примером, образцом для подражания, в том числе с учетом требований профессионального стандарта.
Обновленная система образования требует и от руководителя школы, и от коллектива непрерывного образования – это единственный путь к успеху.
Рамзия УМЕРБАЕВА,
директор школы-гимназии №17 имени А. Курманова г. Нур-Султан