Казахстан готовится к участию в PIRLS – исследовании читательской грамотности 4-классников

В 2021 году Казахстан готовится к участию в очередном цикле исследования читательской грамотности 4-классников PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). В данном исследовании международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Казахстан принимает участие во второй раз, передает информационно-аналитический центр МОН РК.

Как отмечает ИАЦ МОН РК, исследование замеряет как общий «читательский опыт» детей, так и способность находить, оценивать и сравнивать информацию в тексте.

PIRLS неслучайно сфокусирован на 4-классниках – именно в этом возрасте происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Иными словами, в этом возрасте у ребенка закладываются основы критического мышления, умения обрабатывать информацию, необходимые для процесса познания и обучения на протяжении всей жизни.

«Посредством анкетирования учащихся, родителей и учителей собирается информация об образовательных ресурсах детей, школьном климате, домашней среде, раннем обучении детей и их отношении к чтению. Аналогично исследованиям PISA и TIMSS, появляется возможность не только изолированного анализа результатов тестов, но и комплексного рассмотрения факторов, влияющих на обучение наших детей», – говорится в сообщении центра.

Результаты каждого из международных сопоставительных исследований, в которых принимает участие Казахстан, широко используются исследователями для анализа и прогнозирования тенденций развития систем образования и/или экономики в целом.

“К примеру, Всемирный Банк в рамках своего проекта «Индекс человеческого капитала» опирается на данные PISA, TIMSS, PIRLS для расчета позиций каждой из стран в международном рейтинге. Таким образом, помимо данных по итогам самого исследования, каждая страна имеет возможность получения точечных рекомендаций от ведущих аналитических и стратегических институтов для дальнейшей разработки политических решений”, – отмечает ИАЦ.

Как свидетельствуют результаты PIRLS, в большинстве стран мира наблюдается повышение читательской грамотности среди учащихся начальной школы. Так, по отношению к результатам 2001 года 11 стран повысили свои показатели, 7 стран сохранили прежние результаты, и только в 2-х странах (Франция и Нидерланды) читательская грамотность снизилась. Как показал PIRLS-2016, 96% 4-классников в мире преодолели низкий (базовый) уровень сложности, 82% ̶ средний уровень, 47% ̶ высокий уровень, и только 10% справились с заданиями продвинутого уровня сложности.

Наиболее высокий результат в последних циклах исследования демонстрируют учащиеся Сингапура (2011г. – 567 баллов, 2016 г. – 576) и России (2011г. – 568 баллов, 2016 г. – 581). В этих странах более четверти учащихся достигли продвинутого уровня сложности. Высокие показатели в PIRLS-2016 также демонстрируют учащиеся Гонконга, Ирландии, Финляндии, Польши и Северной Ирландии.

В исследовании 2016 года основная часть казахстанских школьников достигла среднего (42%) и высокого (35%) уровня сложности. Еще 7% учащихся 4-х классов выполнили задания продвинутого уровня сложности. В среднем по странам-участницам исследования среднего уровня сложности достигли 35%, высокого уровня сложности — 37%, продвинутого уровня сложности — 10% учащихся.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий