Будущее робототехники в надежных руках
Время теоретической науки и накопления знаний уступает место механизмам и роботам. Все больше нужны специалисты технического профиля, повышаются требования в области образовательных компетентностей и возникает актуальная необходимость обучения детей основам робототехники. Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики, которые будут в полной мере отвечать запросам времени. Кроме того, увидеть практическое применение скучных физических формул в практических опытах, математических теорем – в схемах, алгоритмов – в движениях созданных изобретений, можно именно на занятиях робототехникой.
Приобрести важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования на базе конструктора “LEGO Mindstorms”, учащиеся школ Казахстана смогли во время лабораторного практикума “Космическая робототехника”, который прошел в Обсерватории ННПООЦ «Бобек» с 30 мая по 6 июня 2021 года. Это уникальная возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.
На занятиях ребята смогли научиться проектировать электронные устройства, более плотно взаимодействующие с окружающей физической средой, чем стандартные персональные компьютеры. Для этого используются наборы Arduino, позволяющие создавать как автономные интерактивные объекты, так и подключающиеся к программному обеспечению на компьютере.
В программу практикума также включено изучение высокоуровнего языка программирования С++ и программы трехмерного моделирования 3D SketchUp. Зная основы программирования, можно не только составлять программы движений и перемещений механизмов робота, но и программы для решения вычислительных, графических и других задач во всех сферах человеческой жизни. Пройдя данный курс, ребята могут осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Занятия лабораторного практикума учат не только разрабатывать свои проекты, но и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией. В свободное от основных занятий время ребята обсуждали проблемы искусственного интеллекта, актуальные проблемы сосуществования людей и роботов, а также вопросы служения науки обществу на основе общечеловеческих ценностей и гуманизма.
Наши занятия способствовали не только развитию памяти, внимания, творческой инициативы, самостоятельности, способности логически мыслить, навыков критического мышления, но и изучению основ физики, математики, алгоритмизации, изучению принципов проектирования и создания механизмов. Создавая какую-либо модель, ребята решали различные задачи.
По завершению лабораторного практикума ребята научились создавать собственных роботов и защитили проекты по моделированию роботов, тестированию программ и т.д. Искренние, счастливые лица детей, которые смогли, несмотря на сложности, справиться с множеством предлагаемых задач, поучаствовать в соревнованиях роботов, заставляют задуматься насколько велико значение робототехники.
Работа с образовательными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия робототехникой формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность. А повсеместное проникновение робототехнических систем в самые разнообразные области человеческой жизни, заставляет примерять на себя многие профессии.
Главное, ребята испытали радость человеческого общения. Пережиты совместные минуты успеха и счастья, сложные ситуации. Поведаны свои планы, мечты, мысли, идеи, тайны и секреты. И кто знает, может именно здесь зародилась настоящая дружба, которая будет продолжаться не смотря на время и расстояния.
Мы уверены, что среди участников лабораторного практикума «Космическая робототехника» есть будущие создатели роботов нового поколения. Желаем ребятам стремиться к новым знаниям, самосовершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.
Райся Фаритовна Кудякова,
директор Обсерватории ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы