Новое образовательное пространство

Несколько лет назад в школах страны наметились большие перемены – появились современные, красиво оформленные кабинеты, оборудованные по последнему слову техники. И глаза школьников загорелись – им все это понравилось! В интервью нашему изданию председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков учебного оборудования «Kazdidac» Валерий ЛЕБЕДЕВ рассказал, почему нужно изменить образовательное пространство и как это сделать.

 

 

– Валерий Романович, с чего начнем нашу беседу?

– Я оптимист, заряженный на постоянное движение вперед. И мои коллеги по Ассоциации, наши коллективы – они такие же неугомонные. Для нас образование – это не сегмент рынка, не предмет торга, это ключевой элемент государственного устройства, основа человеческого бытия. Только качественное образование позволяет поддерживать промышленное развитие, коммерческую деятельность, культуру, спорт и управление всем этим. Во главе этого процесса – учитель. Здесь я полностью поддерживаю нашего министра образования А.Аймагамбетова, который первым за многие годы сделал реальные шаги по признанию и оценке роли учителя в обществе.

Мы же даем инструмент учителю. Педагога можно подготовить в институте, заинтересовать, обеспечить повышением квалификации и методикой преподавания. Но ему нужен инструментарий, новые технологии, удобное рабочее место.

– Как вы узнаете, какой инструмент нужен учителю?

– В нашей Ассоциации несколько компаний работает со школами более 20 лет. Каждый год наше образование испытывало что-то новое. И мы тоже постоянно искали новинки. Десять лет назад мы привезли первых роботов. Это были простенькие испанские машинки. Но это было удивительно для нас. Потом появились интерактивные панели и подиумы. Мы активно двигались. Посещали международные выставки, организовали международную выставку Worlddidac в Казахстане. Создали свою национальную Ассоциацию, чтобы получать обратную связь от педагогов и министерства образования.

– Значит ли это, что вы обеспечиваете в первую очередь работу учителей?

– Не совсем так. Создавая условия для учителя, мы не забываем про детей. Как бы учитель увлекательно ни проводил уроки, очень трудно изучать грамматику или решать математическую задачу, сидя в старых, мрачных кабинетах с разбитой мебелью и старыми шторами на окнах. Немаловажна роль школы в воспитании детей, их культурном обогащении. Забота о детях должна быть видна от самого входа в школу. Красивые коридоры и учебные классы, удобные раздевалки, вкусное питание, интересные и познавательные уроки. Это не фантастика. К этому уже идем. Так должно быть везде. Дети должны видеть в школе все лучшее и с восторгом делиться этим с родными и друзьями. Это должно стать нормой.

– Когда пришло понимание, что надо менять образовательное пространство школ?

– Лет пять назад мы впервые задумались о том, что нам не нравится внешний вид учебных кабинетов. Любой предмет в учебном кабинете имеет свою смысловую нагрузку и должен максимально выполнять свою функцию. Начали изменения со столов и стульев. Организовали заново рабочее место учителя с учетом установки компьютера и оргтехники. Лабораторные столы сделали антивандальными. Появились симпатичные ученические столы на круглой трубе, а также модульные столы, которые могут менять форму: в виде круга, квадрата, овала. Заменили шкафы. Мне очень приглянулись стулья португальской компании «Nautilus S.A» из полипропилена. Кроме эргономичности и экологичности материала, на них крайне неудобно поворачиваться назад и списывать (улыбается), и с них не хочется вставать, настолько удобные, сидя на которых, конца урока ты не ждешь. Наверное, замечали, что, просиживая урок на неудобном деревянном стуле, ученик вертится, крутится, ищет удобное положение. Так дайте ему удобный стул!

Экспериментировали и с цветами мебели. Ушли от серых цветов, сделали яркие цветные вставки на столах и в шкафах, которые оценили школьники и педагоги.

 – Кажется, это не сложно, найти красивые картинки в интернете и скопировать мебель?

– Только на первый взгляд. Вначале работают дизайнеры и инженеры. Задумайтесь, почему у нас мало производителей современной учебной мебели? Ведь это совсем непросто: изменить технологию производства, найти нужные материалы, научиться качественно их обрабатывать. Большинство мебельных компаний в Казахстане продолжают выпускать серую неказистую мебель из самых дешевых материалов. И, к сожалению, она до сих пор пользуется спросом. Дешево!

 – При оборудовании кабинетов вы сами решаете, что добавить или убрать, или действуете по каким-то нормативам?

– Есть определенные нормативные акты, которые нужно соблюдать. Кроме этого, мы много времени ездили по школам, спрашивали учителей, школьников, узнавали, что они желали бы видеть в классе. К примеру, демонстрационные столы были только в кабинетах химии, физики и биологии. А математик и географ были вынуждены как-то приспосабливаться, чтобы раскладывать демонстрационный материал. Теперь такие столы есть в большинстве кабинетов. Мы посещали школы и колледжи в разных странах мира, изучали оснащение кабинетов, что-то записывали и перенимали.

Хочу сказать, что изменение образовательного пространства – это не только наша инициатива, в том же направлении движется и министерство образования. Содержание и требования в образовании меняются. Современные дети, имея в руках навороченные гаджеты, уже совсем по-другому воспринимают окружающее пространство. И оставлять все прежним просто нельзя.

– Сегодня, когда новинками уже никого не удивить, нужно ли закупать все эти дорогостоящие девайсы, будут ли они полезны, эффективны для обучения?

– Думаю, здесь нужен разумный подход. Мы уже проходили период, когда всю учебную программу хотели сосредоточить на электронных учебниках, отказываясь от реальных принадлежностей. Я уверен, с помощью реального молотка школьник получит больше необходимых навыков, нежели наблюдая за его использованием через экран. Зачем для изучения простейших программ выбирать дорогущий моноблок iMac? Ведь вместо одного такого моноблока можно заменить мебель в целом классе. Все должно рассматриваться индивидуально, но всегда нужно исходить из разумного использования бюджетных средств.

– Вы постоянно говорите «мы». Имеете в виду Ассоциацию?

– Ассоциация – общественная структура, в которую входят различные компании. Мы – партнеры и в то же время конкуренты. В Ассоциации мы обсуждаем общие вопросы, концепцию, принимаем какие-то решения. Мы можем обращаться в различные госорганы. Компании же самостоятельно работают со школами, участвуют в тендерах, осуществляют поставки. Я сам являюсь учредителем ТОО «Базисный магазин», и мой опыт работы позволяет говорить об общих тенденциях в материально-техническом оснащении школ от имени всех коллег-партнеров.

– Давайте поговорим об этих тенденциях…

– Образовательная среда – понятие многоуровневое, состоящее из трех основных компонентов: социального, пространственно-предметного и психолого-дидактического. Я вижу немалую роль наших компаний в развитии именно ресурсного оснащения школ и организации образовательного пространства. Но далеко не все зависит от нас. Мы можем только предлагать, а выбор всегда за школами и органами госуправления.

– Насколько важна здесь роль министерства образования?

– На республиканском уровне нужно решить и закрепить соответствующими нормативными актами только ряд проблем. Это внесение изменений в нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций образования. Кстати, рабочая группа министерства образования уже занимается этим. Важнейшая проблема – это оборудование и мебель, которыми строители оснащают новостройки. Проектировщикам нужно предоставить рекомендации по перечню оборудования и его техническому содержанию. Они должны ориентироваться на средние рыночные цены, а не придумывать их или копировать с проектов десятилетней давности. Вы можете найти сейчас стул для школьника за 3 тысячи тенге? А строителям приходится как-то выкручиваться, чтобы вписаться в смету. Если эту ситуацию не изменить, все новые государственные школы будут оснащены невероятно дешевой мебелью, компьютерами и т.д. Можно сразу предусмотреть, чтобы проектировщики выбирали современные отделочные материалы. Вы скажете, что это удорожание проекта. На самом деле это не такие большие суммы, а длительный срок эксплуатации в итоге сэкономит бюджетные средства.

– Что можно решить на региональном уровне?

– Я считаю, что областные управления образования, получив сейчас большие полномочия, должны организовать работу по созданию нового образовательного пространства. Уже есть пример, когда в Павлодарской области при ремонте школы сразу делают дизайн проект ее оформления. Тут же обновляют учебные классы. Школа преображается полностью. Это правильно, что оформляют отремонтированные школы. Также областные управления могут раз – работать технические задания для закупки кабинетов, которые будут соответствовать современным требованиям.

– Как вы предлагаете организовать оснащение школ?

– Я предлагаю сосредоточиться в работе на двух направлениях. Поставки класс-комплектов продолжатся, так как это отражено в Государственной программе развития образования на 2020-2025 годы. А вот второе направление нужно еще развивать. Учитель должен сам выбирать, какое оборудование или технологии помогут ему донести знания ученикам. Нужно поощрять лучших учителей, давать им возможность еще больше раскрыться. Особое внимание нужно уделить сельским учителям, особенно в малокомплектных школах. Нужно значительно поднимать уровень их оснащения. То же самое скажу о кабинетах начальной школы. Основы наук нужно осваивать с самого раннего детства. В занимательной, доступной форме. А у учителя начальных классов, кроме линейки, ничего и нет.

– Не многовато ли предложений и советов с вашей стороны? Почему к вам должны прислушиваться?

– А кто еще должен поднимать эти вопросы? Врачи лечат, педагоги учат, электрики отлаживают свои электросети, а кто лучше нас может знать все нюансы оснащения школ? Мы ведем анализ всех закупок и можем предоставить массу информации, взятой с сайта госзакупок.

– Есть какие-то примеры?

– Зачастую заказчики используют технические задания сомнительного содержания или не рассчитывают рыночную стоимость оборудования. Для чего в кабинет математики брать программу по биологии? Почему в кабинет НВиТП запрашивается интерактивная панель за 1,5 миллиона, а макеты автоматов отсутствуют? Это малая часть так называемых «фантазий» школ, желающих приобрести учебные кабинеты. Очень часто мы видим, что сотрудники, составляющие технические задания, не представляют, что должно быть в кабинете. Достаточно распространенная проблема – срок поставки. Зачастую заказчики, чтобы исправить свою нерасторопность требуют поставку за 15 календарных дней. Но, задумайтесь, кабинет состоит из десятков компонентов, его нужно скомплектовать, доставить, произвести монтажные работы. Кроме этого, у каждой компании есть плановые поставки. Также нужно понимать, что большинство учебного оборудования – это не тот товар, который продается в магазинах. Это специализированное оборудование, поставляемое определенными партиями. И ждать поставку из Европы или США можно до двух месяцев. Так и получается, что добросовестные поставщики не участвуют в заведомо невыполнимых конкурсах. Преимущество получают те компании, которые ни – когда не стремились к качественному исполнению обязательств. Для них главное – заработать.

– Эти компании предлагают цены ниже вас, поэтому вы их критикуете…

– Мы не боимся здоровой конкуренции. С профессионалами все понятнее и проще. Мы всех приглашаем в Ассоциацию. При – ходите к нам, поможем, подскажем, обучим. Школ много, работы хватит для всех. Но к нам не идут те компании, которые созданы для разового заработка, демпингуют и поставляют непонятно что или вообще недопоставляют многое. Не побоюсь назвать ряд таких компаний, это ТОО «GROUP 2», «IT Industry», ТОО «KazSafety», ТОО «NOVO Line», ТОО «Vitrum технолоджи», ТОО «Әділет жер проект». Это вредители, которые наносят ущерб образованию и бюджету. Они ищут слабое звено и находят его в школах.

– Не понимаю. Если они не привезли весь товар, или товар не соответствует, школа же не должна принимать его и подписывать итоговые документы…

– Правильно. Не должны. Но чаще всего и принимают, и подписывают. И эту проблему не исправить указаниями сверху. Те, кто принимает некондицию и дает указание производить оплату, должны сами понимать, что они не только нарушают законы, они наносят вред здоровью детей.

– Что делать, чтобы не было таких случаев?

– Это, к сожалению, не единичные случаи. Это распространенная практика. Отделам образования нужно почаще обращать внимание директоров школ на недопустимость подобных фактов. Кроме этого, мы уже предлагали внедрить постоянные курсы пользования современными технологиями и учебным оборудованием. Сотрудники школ и учителя порой даже не знают, как должно выглядеть нужное им оборудование.

– Какие бы проблемы ни были, вижу, что эта работа вам нравится…

– По прошествии многих лет, думаю, что для нашего образования все наши шаги не остались бесследными. Работать со школами нам всегда было по душе, интересно видеть глаза детей, которые заходят в новый класс. Конечно, интерактивная панель, суперсовременные девайсы не заменят педагога, они помогают ему, сопровождают обучение. И наши современные классы становятся местом притяжения, чтобы ученик с большим желанием приходил сюда и получал знания. Вся та работа, которая ведется по изменению образовательного пространства, не может быть частным случаем, а должна стать обычной практикой и повсеместно внедряться во всех школах.

Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий