Знания в приоритете

Россиян с высшим образованием сегодня в три раза больше, чем во времена СССР. Если в 1989 году высшее образование имели 11 процентов населения России, то сегодня общее количество граждан, окончивших высшее учебное заведение, составляет более 31 процента, пишет Российская Газета.

В разных возрастных группах доля людей, окончивших вуз отличается: каждое новое поколение россиян становится более образованным. К примеру, среди рожденных в период с 1981 по 1985 год высшее образование имеют 37 процентов граждан: 44 процента женщин и 31 процент мужчин, среди москвичей в этой возрастной категории доля людей, окончивших вуз, составляет 57 процентов.

Развитие высшего образования в цифрах

СССР в период индустриального общества удалось ликвидировать безграмотность. Так, к 1970-м годам в стране было обеспечено всеобщее среднее образование, была создана система высшего профессионального образования, соответствующая сложившейся тогда индустриальной модели, которая преимущественно обеспечивала решение оборонных задач и развитие фундаментальных отраслей науки, связанных с ВПК. В целом же общий уровень образования в СССР, как общего, так и профессионального, был выше, чем в других странах со сопоставимым среднедушевым ВВП.

После распада Союза в 1991 году в России было 514 государственных высших учебных заведений, в которых получали образование 2 824 500 студентов. Но спрос на высшее образование был куда большим: в большинстве престижных вузов столицы конкурс на одно место составлял от 20 до 60 человек, в крупнейших региональных вузах конкурс 10-30 человек на место был нормой.

Если в 1989 году высшее образование имели 11 процентов населения России, то сегодня общее количество граждан, окончивших высшее учебное заведение, составляет более 31 процента.

В разных возрастных группах доля людей, окончивших вуз отличается: каждое новое поколение россиян становится более образованным. К примеру, среди рожденных в период с 1981 по 1985 год высшее образование имеют 37 процентов граждан: 44 процента женщин и 31 процент мужчин, среди москвичей в этой возрастной категории доля людей, окончивших вуз, составляет 57 процентов.

В начале 1990-х годов мировая экономика стала переходить от индустриальной к постиндустриальной модели. Переход к новой модели экономического устройства требовал создания новых профессий и обучения им. Было совершенно очевидно, что повышение уровня образования станет важным фактором экономического роста, сокращения отставания от более развитых стран и обеспечения экономического развития страны. Ориентир на повышение уровня образования населения был продиктован не только экономическими, но и социальными причинами: люди с высшим образованием пользуются спросом на рынке труда, среди них нет высокой безработицы, кроме того, люди с высшим образованием, как правило, более работоспособны, дольше живут, в меньшей степени склонны совершать преступления.

В 1992 году была завершена подготовка реформы образования. Государственной Думой был принят Закон “Об образовании в РФ”, который, в частности, делал высшее образование более доступным: новый закон позволял государственным вузам предоставлять платные образовательные услуги и создавать частные образовательные учреждения. Опыт более экономически развитых стран показывал, что частные вузы быстрее реагируют на вызовы времени, открытие новых факультетов или направлений обучения проходит гораздо быстрее. Кроме того, частные вузы не требуют государственного финансирования.

Из 4 миллионов студентов, получающих высшее образование в 2020/2021 году, около 400 тысяч человек учатся в негосударственных вузах

К 1996 году в стране были открыты первые 78 негосударственных вузов, обучение в которых проходили 69 900 студентов.

1990-е годы стали периодом бурного развития системы высшего образования: быстро росло число высших учебных заведений и их филиалов. К 2000 году в стране функционировали 302 частных и 578 государственных вузов, численность профессорско-преподавательского состава увеличилась на 25 процентов, а общее количество студентов вузов по сравнению с 1991 годом увеличилось на 68 процентов – до 4 741 400 человек, 470 600 из которых учились в частных вузах.

Росло и число филиалов вузов: к 2005 году на 660 государственных вузов приходилось 1376 филиалов, а на 430 негосударственных – 326 филиалов.

Пик студентов, получающих высшее образование, пришелся на 2005-2010 годы – в эти годы в вузах страны обучались более семи миллионов студентов. Рекордное число студентов было зафиксировано в 2005 году, когда общее количество учащихся вузов составило 7 064 600 человек, из которых 1 079 300 учились в частных вузах.

К 2010 году доля людей с высшим образованием в России увеличилась до 23 процентов. В 2010 году в стране работали 653 государственных и 462 частных вуза.

С 2011 года вследствие демографических причин началось сокращение количества студентов. Тогда же министерством образования и науки была начата реструктуризация вузовской сети. С 2013 года начало снижаться количество образовательных организаций негосударственного сектора высшего образования.

В марте 2014 года в рамках реформы высшего образования Министерством образования и науки РФ были выработаны требования к вузам в части качества образования, разработаны механизмы контроля и мониторинга эффективности работы высших учебных заведений.

Стандартизация отечественного образования, начатая в рамках образовательных реформ, ввела механизмы подтверждения прав на осуществление образовательной деятельности: аккредитация и лицензирование позволили осуществлять контроль качества образования и соответствия требованиям государственных образовательных стандартов.

Ужесточение системы контрольно-надзорной деятельности и неготовность некоторых вузов к новым требованиям к качеству образования привело к общему сокращению количества учреждений высшего образования до 724 в 2015 году (499 государственных и 225 частных вузов). Более 600 вузов прекратили свое существование. Государственных стало меньше за счет укрупнения и создания университетов, в состав которых вошли профильные институты. В секторе негосударственных вузов сокращение произошло за счет закрытия не соответствующих стандартам учреждений и присоединения лишившихся лицензий и аккредитаций вузов к более крупным организациям, показавшим в результате мониторинга соответствие стандартам и требованиям минобрнауки к качеству образования.

В 2015 году вследствие уже упомянутых демографических причин количество студентов вузов, по данным министерства образования и науки, снизилось до 4 766 479, включая 2 237 789 студентов, получающих образование в заочной форме. Демографическое положение определило и дальнейшее снижение общего количества учащихся вузов: к 2019 году общее количество студентов государственных и частных вузов снизилось почти на 700 тысяч – до 4 068 327 студентов, в том числе 1 500 272, проходящих обучение в заочной форме.

В результате реформы вузовской сети и ужесточения требований к качеству образования и соответствия образовательным стандартам по состоянию на 2020/2021 учебный год общее количество негосударственных вузов по сравнению с 2010 годом снизилось с 462 в 2010 году до 213, за тот же период количество государственных вузов сократилось с 653 до 497. При этом в 213 негосударственных вузах сегодня проходят обучение около 400 тысяч студентов, в государственных – 3,6 миллиона, из которых 1,8 миллиона человек учатся на платной основе.

За последние 30 лет уровень высшего образования в России вырос почти втрое: более 31 процента населения в возрасте от 25 до 65 лет окончили вуз, а среди граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют больше 41 процента граждан. Для сравнения, в Италии высшее образование имеют 19,5 процента населения в возрасте 25-65 лет, в возрасте 25-35 лет – 27,8 процента, в Германии 28,5 и 32,5 процента соответственно, во Франции – 22,5 и 46,6 процента в тех же возрастных группах. Сегодня по уровню образования населения Россия входит в число самых образованных стран Европы, несколько выше уровень высшего образования в Великобритании – 36,1 процента в целом по стране и 50,8 процента среди населения в возрасте 25-35 лет, и в Швеции – 33,5 и 47,5 процента соответственно.

Развитие негосударственного сектора образования достигло среднеевропейских и американских показателей: высшее образование в негосударственных вузах получают 10 процентов студентов, или 22 процента всех учащихся, проходящих обучение на платной основе. Частные высшие учебные заведения уверенно занимают свою долю рынка образования, которая, по прогнозам специалистов, будет расти вместе с развитием научной и исследовательской базы и увеличением профессорско-преподавательского состава.

Станут ли негосударственные вузы дополнительным драйвером в диверсификации и развитии российской экономики? Вполне вероятно, учитывая опыт зарубежных частных вузов и сегодняшнее положение ведущих российских негосударственных образовательных организаций в европейской и постсоветской системе образования.

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий