Рудненский социально-гуманитарный колледж имени И.Алтынсарина: вчера – сегодня – завтра
Рудненский социально-гуманитарный колледж имени И.Алтынсарина – одно из старейших учебных заведений Казахстана и Костанайской области. Колледж имеет давнюю историю, начавшуюся с 1940 года.
В 1940 году на базе Боровской казахской средней школы было организовано Мендыгаринское педучилище, которое сегодня является Рудненским социально-гуманитарным колледжем имени И.Алтынсарина.
Училище открылось и первоначально размещалось на базе школы, которая до революции именовалась Русско-киргизским училищем и вела свою историю от Ибрая Алтынсарина. В 1942 году ступили на педагогическую стезю первые 33 выпускника, написавшие первые страницы истории подготовки педагогических кадров области.
С 1949 года учебное заведение носит имя выдающегося казахского педагога-просветителя И.Алтынсарина.
В 1974 году педучилище было переведено в город Рудный и переименовано в Рудненское педагогическое училище.
Идут годы, сменяются поколения учителей и учеников, но педагогический коллектив бережно хранит 80-летний опыт подготовки педагогических кадров, приобщая новые поколения к педагогическому наследию И.Алтынсарина.
Главный предмет законной гордости колледжа составляют тысячи выпускников, работающих на ниве просвещения и приумножающих славу родного Казахстана.
Гордостью колледжа по праву стали Мустафин Т.Т., выпускник 1945 года, доктор исторических наук, профессор; Козыбаев М.К., выпускник 1947 года, академик Академии наук Казахстана, доктор исторических наук, профессор; Исмагулов О.И., выпускник 1950 года, член-корреспондент АН Казахстана, доктор исторических наук; Полтавец Н.Г., выпускница 1952 года, Герой Социалистического Труда; Мендекинова Р.Т., выпускница 1955 года, профессор КазНПУ, доктор филологических наук, автор учебников нового поколения по русскому языку; Макотченко-Черник В.В., выпускница 1965 года, кандидат исторических наук, профессор; Мацупа Л.В., выпускница 1965 года, кандидат юридических наук, Отличник просвещения Казахской ССР, кавалер орденов «Дружба народов», «Знак почета» и многие другие. Только в коллеже на сегодняшний день трудится 25 выпускников колледжа разных лет.
За 80 лет выпущено более 20 тысяч выпускников, которые трудятся в разных сферах общественной жизни Республики Казахстан и ближнего зарубежья.
В последнее время система ТиПО претерпевает многочисленные изменения. Успешное функционирование современного образования на сегодняшний день невозможно без создания эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повысить качественные показатели всех видов его деятельности: учебно-организационной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной.
В Рудненском социально-гуманитарном колледже имени И.Алтынсарина выработана модель, нацеленная на обеспечение качества образовательных услуг, которая позволяет организовать систему управления образовательным процессом наиболее эффективно.
В 2018 году колледж прошел аккредитацию Независимого аккредитационного органа НААР.
С 2008 года в колледже реализуется система менеджмента качества применительно к образовательному процессу. В 2020 году сертификат соответствия был подтвержден Казахстанским центром качества.
При разработке реализуемой нами модели качества мы опирались на определение, предложенное кандидатом социологических наук, ведущим специалистом в области менеджмента качества В.А. Качаловым, «качество в образовании – это не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом».

Организация процесса управления качеством образования в колледже основывается на следующей модели: качество образования есть сумма качеств всех его составляющих компонентов.
Попробуем рассмотреть данное множество на практике.
АБИТУРИЕНТ
Качество абитуриентов является составной характеристикой качества образовательного процесса в целом.
Таким образом, при условии нацеленности всего образовательного процесса на выработку у студента определенного комплекса компетенций целесообразно начинать данный этап с диагностики по следующим направлениям:
- уровня обученности;
- уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
- уровня владения творческой деятельностью;
- уровня воспитанности;
- уровня развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;
- уровня жизненной защищенности, социальной адаптации.
С последующим анализом полученной информации на педагогическом совете.
В Рудненском социально-гуманитарном колледже имени И.Алтынсарина непосредственно на этапе работы с абитуриентами внедрена практика диагностики по данным направлениям при активном участии председателя Совета классных руководителей, психолога, социального педагога, что дает немаловажный результат как в процессе отбора, так и при дальнейшем обучении студентов.
МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ
Для эффективного управления качеством предоставляемых услуг необходимо принимать во внимание как материальные, так и человеческие ресурсы.
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагога.
«Управлять людьми – значит учитывать их достоинства, превращая в возможности» – основной лозунг в развитии кадрового
потенциала нашего колледжа. Главной ценностью колледжа является его человеческий капитал.
Колледж осуществляет кадровую политику в соответствии с миссией колледжа. В колледже особое внимание уделяется подбору и расстановке кадров с соответствующим профессиональным образованием, владеющих современными методами преподавания.
На 2020-2021 учебный год общая численность преподавателей колледжа – 83 человека. Преподаватели с высшей и первой категорией, в том числе магистры – 61,4% сотрудников.
Развитию молодых педагогов колледжа содействует целенаправленная политика по обучению по программам магистерской подготовки. С 2016 года 13 преподавателей защитили диссертационные исследования по направлению «Управление образованием».
С целью повышения профессионального мастерства ежегодно проводится конкурс «Наша надежда» среди педагогов без категории, «Лучший педагог колледжа» среди педагогов второй квалификационной категории. В разные годы лучшими педагогами колледжа признаны Дубовая Т.В., Гришина И.М., Кухтеева Е.В., Навознова А.А.
С 2015 по 2018 г. 15 педагогов колледжа прошли курсовую подготовку в Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» по программе дополнительного профессионального образования студентов выпускных курсов гуманитарных колледжей, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанной на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических работников РК, и являются сертифицированными тренерами. Работа творческой группы педагогов данного направления позволяет вести активную диссеминацию передового опыта по внедрению инновационных методов и приемов, что, в свою очередь, ведет к прогрессивным изменениям
Важно, что более 50% преподавателей колледжа – это педагоги, перешедшие с производства, знающие специфику преподавания своего предмета и постоянно совершенствующие свое мастерство. 63% преподавателей имеют стаж работы на производстве от 3 до 15 лет.
Ежегодно преподаватели принимают участие и занимают призовые места в конкурсах профессионального мастерства международного, республиканского, областного, городского уровня.
|
Критерии оценивания |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
Преподаватели-участники конкурсов и олимпиад |
24 |
31 |
14 |
24 |
22 |
|
международные |
15 |
4 |
6 |
5 |
5 |
|
республиканские |
6 |
26 |
7 |
11 |
12 |
|
областные |
3 |
1 |
1 |
8 |
5 |
Так, Мазурова Н.С. отмечена в номинации «Методическая ценность» в областном конкурсе «IT новатор-2018», Хан Т.Н. – 2 место в номинации «Исследовательская статья» в областном конкурсе статей «Реализация программной статьи Президента Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: опыт, перспективы», Соколова В.С. – победитель конкурса профессионального мастерства «Мастер года-2019» (2 место).
Коваль Р.Г. – победитель чемпионата города по летнему президентскому многоборью среди ветеранов (1 место), чемпионата области по видам испытаний тестов первого президента РК (1 место), чемпионата РК по летнему президентскому многоборью среди ветеранов (3 место), народных игр РК по президентскому многоборью (3 место), чемпионата РК по видам испытаний тестов первого президента РК (2 место).
Многие педагогоги на регулярной основе являются участниками международных и республиканских олимпиад: Жуматаева З.Ж., Турагулова Б.Т., Жайлаубаева И.Ж., Мазурова Н.С., Жуванышева У.С. и многие другие.
МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЦЕССОВ
Качество процесса формирования профессионализма – это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения студентов к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление образованием, методы презентации знаний.
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
В настоящее время колледж готовит специалистов по специальностям:
01120100 «Дошкольное воспитание»;
01140500 «Физическая культура и спорт»;
01140800 «Профессиональное обучение» (по отраслям);
01140100 «Начальное образование».
Квалификации:
4S01140101 «Учитель начального образования»;
4S01140102 «Учитель иностранного языка начального образования»;
04210100 «Правоведение»;
02151000 «Народное художественное творчество (по профилю)»;
03220200 «Делопроизводство и архивоведение»;
02310100 «Переводческое дело»;
06130100 «Вычислительная техника и программное обеспечение».
Одним из принципов системы менеджмента качества в образовании является принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Качество знаний наших студентов подтверждается и результатами участия в конкурсах и олимпиадах.
|
Число студентов-участников олимпиад |
2015-16 |
2016-17 |
2017-18 |
2018-19 |
2019-2020 |
|
международные |
7 |
11 |
47 |
16 |
15 |
|
республиканские |
36 |
71 |
69 |
41 |
40 |
Так, Евтухова Анастасия, студентка 3 курса специальности «Дошкольное воспитание и обучение», заняла 2 место в международном очном конкурсе «Паруса мечты-2016» на лучшего будущего воспитателя детей дошкольного возраста, в аналогичном конкурсе в 2017 году Булузбаева И. также стала обладательницей почетного второго места.
Кужамратова Камила, студентка 3 курса специальности «Дошкольное воспитание и обучение», заняла 2 место в областном очным конкурсе «Лучший по профессии-2016» по компетенции «Дошкольное воспитание».
Плотникова Дарья в городском конкурсе «Тіл-парасат» (3 место), Бирназар С., «Начальное образование» («Учитель иностранного языка начального образования») в городском конкурс «Тіл-дарын» (1 место), областном конкурсе «Тіл-дарын» – 2 место.
ОБНОВЛЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Колледж стремится к постоянному улучшению своей деятельности для достижения высокого качества предоставляемых услуг.
Коллектив целенаправленно на протяжении нескольких лет работает над реализацией методической темы «Повышение качества подготовки будущих специалистов на основе использования инновационных технологий в условиях колледжа».
Проводится целенаправленная работа по апробации и внедрению в процесс обучения современных педагогических технологий.
Система научно-методической работы в колледже направлена на повышение профессиональных компетенций педагога.
|
|
2015-16 |
2016-17 |
2017-2018 |
2018-19 |
|
Преподаватели, участвовавшие в работе конференций |
30 |
21 |
32 |
28 |
|
международные |
19 |
9 |
5 |
8 |
|
республиканские |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
областные |
4 |
8 |
26 |
13 |
Преподаватели колледжа принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня:
С 2015 года преподаватели колледжа – члены сетевого сообщества сертифицированных учителей города.
Это позволяет вести работу по диссеминации имеющегося опыта работы по внедрению инновационных технологий среди основных социальных партнеров колледжа.
Основные формы диссеминации педагогического опыта по внедрению инновационных методов на уровне города и области:
– 2015-2016 – областной семинар методического объединения заместителей директора по НМР/методистов колледжей «Педагогический анализ во внутриколледжном управлении», проведена серия уроков и внеклассных мероприятий, получившая высокую оценку участников;
– 2015-2017 – городские интерактивные сессии «Развитие лидерских качеств в образовании», «Возможности развития сетевого сообщества посредством прикладных программ», «Внедрение инновационных технологий в систему воспитательной работы как один из приоритетов развития системы ценностей будущего казахстанца»;
– 2016-2017 – областной семинар преподавателей гуманитарных дисциплин «Психолого-педагогические особенности внедрения новых методов и форм активизации познавательной деятельности», издание журнала «Передовой педагогический опыт»;
– 2017-2018 – областной семинар мастеров производственного обучения;
– 2019-2020 г. – международный фестиваль педагогических идей «Инновации в действии»;
– 2019-2020 – международный фестиваль методических идей «Инновации в воспитании и обучении».

Внутренняя система повышения квалификации преподавателей включает следующие формы: семинары, тренинги, методические дни, занятия в школах молодого педагога и педагогического мастерства, стажировки во время практики, самообразование по индивидуальным темам. Ежегодно проводится в среднем около 10 методических семинаров, направленных на повышение профессиональной компетенции, организованы кружки английского языка для преподавателей естественно-научного цикла. Формированию профессиональной и ИТ-компетентности преподавателей способствуют проводимые членами творческой группы семинары на локальном, городском и областном уровне.
Педагоги колледжа сотрудничают со СМИ республиканского, областного и городского уровня.
Положительную динамику в сфере пропаганды педагогической деятельности преподавателей ПЦК имеют публикации статей и разработок на сайтах интернет-сообществ учителей Казахстана и Российской Федерации.
Обобщить приобретенный педагогический опыт позволяет участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства, конференциях, печать методических разработок на сайтах, в периодических изданиях разного уровня значимости.
В колледже проведены конференции:
2015 г. – международная научно-практическая конференция «Ибрай Алтынсарин и актуальные проблемы развития профессионального образования в эпоху глобализации»,
2016 г. – областные педагогические чтения на тему «ЭКСПО-2017 – основа укрепления и развития казахстанской идентичности и единства», областная научно-практическая конференция «Ибрай Алтынсарин и профессиональное образование: актуальные проблемы, векторы развития, передовой опыт», посвященной 175-летию И.Алтынсарина,
2017 г. – областной фестиваль педагогических идей «Инновации в действии»,
2017 г. – областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования экологической кульутры молодежи»,
2019 г. – областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования мировоззрения молодежи: многогранность и многомерность национальной истории».
Планирование и организация методической работы позволяет приобщить каждого педагога к общему делу и выполнить собственную осознанную миссию в методическом и образовательном процессах.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В колледже сложилась определенная система воспитательной работы, направленная на формирование компетентной, толерантной, трудолюбивой личности, способной к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, гражданина и патриота Республики Казахстан, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Организована работа студенческого самоуправления. Совет самоуправления колледжа и лидеры групп являются инициаторами проведения коллективных творческих дел, воспитательных мероприятий, акций милосердия, марафонов, молодежных форумов, конференций, спортивных соревнований.
В процессе практики и производственного обучения также используются различные индивидуальные и массовые формы организации воспитательной работы, встречи с выпускниками и потенциальными работодателями, профессиональные конкурсы и творческие выставки.
По итогам производственных практик проводятся конференции и конкурсы профессионального мастерства «Лучший вожатый года», «Мастер производственного обучения», фестиваль творческих идей выпускников «Презентация лучшего урока».
ВЫПУСКНИК
Качество результата образования – осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство.
Колледж постоянно работает над решением проблем трудоустройства выпускников: сотрудничает с городским Центром занятости населения, активно работает в рамках республиканской электронной системы содействия трудоустройству выпускников.
Выпускники колледжа востребованы на рынке труда. Информация от работодателей свидетельствует о достаточном качестве подготовки наших выпускников.
Таким образом, качество образования – это, прежде всего, качество составных частей всей образовательной системы и ее субъектов, в том числе и системы управления.
Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс – повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений, создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик образования.
Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности.
Образовательная система колледжа находится в динамике, адаптируется к меняющимся потребностям и целевым установкам общества.
Жомарт ҚҰСАЙЫН,
директор КГКП «Рудненский социально-гуманитарный колледж имени И.Алтынсарина»
