Новые возможности стать эффективным исследователем и новые ресурсы хабилитации в КазНПУ имени Абая

В некоторых странах, расходы которых на науку являются наибольшими в мире (США, Германии, Великобритании, Японии, Китае), уже несколько десятилетий практикуется функционирование системы постдокторантуры и статуса профессора-исследователя, существенно повышающих шансы ученых в продвижении своей квалификации и карьеры, позволяющие университетам формировать свои собственные высококвалифицированные научные кадры для проведения исследований мирового уровня. 

Имеется и обратное влияние: постдоки и профессора-исследователи помогают повысить и публикационную активность, и качество научных исследований и разработок, и узнаваемость того или иного университета в мире, поэтому университеты готовы тратить средства на такого рода деятельность.

В системе воспроизводства научных кадров Казахстана в последнее время большое внимание уделяется профессиональному росту ученых: существенно возросла доля грантового финансирования проектов молодых исследователей, активизировались  программы стажировок по линии «Болашак» для всех возрастных групп ППС и т.д. Так, Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 г. дал прямое поручение Правительству РК  «обеспечить стажировку в ведущих научных центрах мира 500 ученых ежегодно, а также предоставлять 1000 грантов для молодых ученых на исследования по проекту «Жас ғалым».

Несмотря на важность и эффективность данных программ финансовой поддержки ученых в РК, для интенсификации роста их контингента и существенного повышения квалификации в университетах введена  система постдокторантуры и профессоров-исследователей.

Например, с 2019 г. в КазНПУ им. Абая введены должности стипендиата постдокторской программы и профессора-исследователя, предоставляющие возможность ППС сосредоточиться на научных изысканиях; 12 перспективных ученых из разных университетов РК прошли конкурсный отбор.  Поскольку  основная особенность системы  — полное погружение в конкретную проблематику на несколько лет, и как правило по всему миру, постдоки и профессора-исследователи  работают в лабораториях, эти 12 ученых были включены в работу Лаборатории педагогических исследований.

Это эффективные ученые-исследователи с высокой квалификацией, имеющие публикации в базах Scopus/WoS и индекс Хирша. Например, профессор-исследователь, д.ю.н. Ж.А.Хамзина согласно отчету Рейтинга преподавателей вузов Казахстана-2021, подготовленному Независимым агентством аккредитации и рейтинга (IAAR), вошла в ТОП-50 ученых-преподавателей ВУЗов РК; в 2019 г. «Лучший преподаватель вуза РК», в 2018 году международными компаниями Elsevier-Scopus в 1st Scopus Award Ceremony, номинации «Best Researcher in Social Sciences», была признана лучшим исследователем в области социальных наук.

Профессор-исследователь доктор филологических наук Л.В.Сафронова обладатель государственной стипендии «Болашак», дважды становилась победителем конкурса «Лучший преподаватель вуза РК» (2007, 2012 гг.), участвовала в 5 международных проектах (в Германии, Испании, России, Турции, Южной Корее), стажировалась и читала лекции в США, Германии, Израиле, Польше, России. Является одним из авторов школьных учебников и Программы по русской литературе для 5-12 кл. для школ страны.

Доктор PhD, стипендиат постдокторской программы Б.О.Сапаргалиева – руководитель-координатор более 25 международных проектов программ Европейского Союза и США. Постдокторант доктор PhD Т.Б.Килыбаев, специалист по проведению социологических исследований и институциональной аккредитации вузов, проходил стажировки в США, Турции, Литве. Доктор PhD Ш.У. Лайсханов, стипендиат постдокторской программы, член СМУ при МОН РК, в 2021 г. дважды выиграл грантовое финансирование, в том числе для молодых ученых по программе МОН. Постдокторант доктор PhD, ассоц. проф. А.Д. Сыздыкбаева — обладатель звания Лучший преподаватель вуза-2019.  Стипендиат постдокторской программы доктор PhD Д.А. Сабирова – обладатель стипендии МОН РК «Талантливые молодые ученые-2017». Постдокторант С.К. Серикова – Үздік ұстаз КазНПУ им. Абая – 2020. Разработчик проекта по Зеленому Университету постдокторант доктор PhD А.С.Сейлхан выиграла в 2021 г. внутривузовское грантовое финансирование и т.д.

Такая форма хабилитации, как постдокторантура и должность профессора-исследователя подразумевает обязательное участие в научно-исследовательских проектах, публикации статей в рецензируемых высокоцитируемых научных журналах. Только за первое полугодие 2021 года профессоры-исследователи и постдокторанты КазНПУ им.Абая приняли участие в 5 международных образовательных и 6 научно-исследовательских проектах, финансируемых МОН РК, 23 научных конференциях, провели более 50 вебинаров, опубликовали 8 работ в журналах с импакт-фактором из баз Scopus/WoS 1, 2 квартилей и 19 статей в журналах 3 квартиля, 18 статей в журналах, рекомендованных КОКСОН, 4 учебника, 3 хрестоматии, 2 коллективных монографии, 5 учебных и методических пособий и др.

Среди наиболее значимых мероприятий, проведенных сотрудниками лаборатории, можно отметить вебинары, подготовленные Б.О.Сапаргалиевой «Стратегии онлайн преподавания» (совместно с Калифорнийским университетом Сакраменто), «Филолог в цифровом формате» (по проекту KAZDUAL по программе ERASMUS + совместно с офисом ERASMUS и Софийским университетом имени Климента Охридского, Болгария), «Развитие международного научного сообщества в программе Fulbright» (совместно с Университетом Кентукки, США); вебинары по организации онлайн-курсов МООК (совместно с Цюрихским университом) и проблемам этики исследований в области образования (совместно с Назарбаев Университетом), организованные Л.В. Сафроновой; Международный круглый стол «Рассмотрение Конституционным Советом запросов судов общей юрисдикции» в рамках Совместной программы Европейского Союза и Совета Европы по верховенству права в Центральной Азии и несколько вебинаров по вопросам оформления заявок на конкурсы грантового финансирования МОН РК, проведенные Ж.А. Хамзиной; Республиканский форум молодых ученых «Естественные науки глазами молодежи» (организаторы Ш.У.Лайсханов, М. Аманбаева); мотивационный мастер-класс «Правильное оформление и важность выбора тем для Start-UP и научных проектов» (Ш.У.Лайсханов,  А.С.Сейлхан); вебинар «Эффективное использованию платформы SCIVAL», «Урбандалу: қала зерттеу объектісі ретінде» (Ғылым аптасы) (организатор Т.Б. Килыбаев); «Білім беру процесінде заманауи IT-құралдарды тиімді пайдалану» (Ғылым аптасы) (организаторы Б.Молдағали, А.М.Байкулова); вебинар «Экологическая культура и образование как факторы устойчивого развития общества в постпандемийный период», онлайн-конференцию «Обсуждение поправок и дополнение к «Экологическому Кодексу», круглый стол «Greenlife», посвященный вопросам развития экокультуры в Казахстане, мастер-класс «Формирование экологической компетентности в сфере образования» (на основе формирования эко-культуры, зеленых образовательных учреждений) (организатор А.С.Сейлхан) и др.

Одной из первостепенных задач Лаборатории педагогических исследований КазНПУ им. Абая является создание банка данных по журналам образовательного направления и ведущим ученым с высокими показателями индекса Хирша, работающим в области педагогической науки (базы Scopus, WoS), аналитика по актуальным трендам в мировом образовательном процессе, проблемам трансформации вуза в исследовательский университет и др. (платформа SciVal и др.).

Стремясь к улучшению и укреплению высоких позиций в национальных и мировых рейтингах высших учебных заведений, КазНПУ им. Абая планирует значительно увеличить пул постдокторантов и профессоров-исследователей, чтобы и дальше развивать научный потенциал университета.

Улжаркын Абдигапбарова,
доктор педагогических наук, профессор
директор департамента науки КазНПУ им.Абая

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий