Как помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?

В современном мире, наполненном разнообразными страхами и коренными изменениями, происходит лавинообразный рост нагрузки на психику людей. Это приводит к увеличению негативных проявлений социально-психологических проблем, в том числе и к росту количества подросткового суицида. Казахстан по этому вопросу занимает одно из лидирующих мест. «Центр поддержки семьи «Жанұя» предлагает для решения вопроса систему психологического мониторинга и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Общественный фонд «Центр поддержки семьи «Жанұя» создан в 2015 году. Обобщив накопленный опыт и выделив основные причины детских затруднений, установили, что в большинстве случаев встречались проблемы психологического характера. Нехватка специалистов и способов бысторого оказания психологической помощи  привели нас к поиску альтернативных путей решения. И с 2017 года мы, подписав Меморандум о сотрудничестве с КОПД МОН РК, как совместный проект, начали прорабатывать  варианты системного подхода к разрешению этих вопросов, сделав упор на оптимизацию взаимодействия существующих структур общества и государства.

Обратившись к профильным специалистам, получили отклик от крупнейшего в Казахстане сообщества психологов – РОО «Казахстанское психологическое общество», которое объединяет в своих рядах наиболее академиков, докторов наук и магистров в области психологии, имеющих большую научно-исследовательскую базу и огромный опыт работы. В тесном сотрудничестве с РОО «Казахстанское психологическое общество», мы создали комплексную систему мониторинга психологического состояния населения.

Предлагаемая нами система психологического мониторинга и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации создана в целях выявления и оказания психологической помощи детям, подвергшихся различным формам насилия, профилактики девиантного поведения и   подросткового суицида в Республике Казахстан. Модульный принцип построения позволяет применение самых различных технологий – от определения уровня психологического благополучия целых регионов, до адресной индивидуальной помощи отдельным детям и взрослым узкими специалистами. А также обеспечивает возможность наиболее быстрого подключения к системе новых отечественных разработок и прошедших адаптацию лучших моделей психотехнологий из мировой сокровищницы знаний, доказавших свою эффективность. При этом, хотя каждый модуль при комплексном применении в общей системе и дает максимально возможный эффект, но может быть применен и самостоятельно.

Предлагаемая к использованию система психологического мониторинга, в первую очередь, ориентирована на детей и подростков и позволяет с высокой степенью достоверности диагностировать любые опасные для человека психологические затруднения и отклонения.

Опирается на основные принципы:

Безопасность – обеспечена модулями, объединенными в единую систему, полностью адаптированными для нужд казахстанских пользователей, учитывающую местный менталитет и особенности воспитания. Каждый модуль до включения в общую программу проходит этапы изучения на безопасность применения профильными специалистами – экспертным советом РОО «Казахстанское психологическое общество», составленного из самых опытных и авторитетных ученых. Все основные модули программы, составляющие основной каркас системы мониторинга имеют рецензии ведущих ученых психологов Казахстана, а также свидетельства одобрения и рекомендации к использованию от ГУ «Национального научно-практического центра коррекционной педагогики и Национальной Академии Образования им Ы. Алтынсарина.

Массовость – обеспечивается имеющейся возможностью одновременного оказания услуг большому количеству населения. За счет организации привлечения практикующих психологов и опираясь на школьных педагогов-психологов планируется достижение широкого охвата детей и подростков. Программы, пособия, а также методические указания и рекомендации разработаны нами на казахском и русском языках.

Эффективность –достигается использованием в реабилитации наиболее действенных психотехнологий, способных дать максимальный положительный эффект за самое короткое время. Получила подтверждение при реализации ряда масштабных исследований, в том числе благотворительных проектов с участием международных фондов.

Доступность – При составлении программ, мы руководствовались условием максимального удешевления продукта для конечного пользователя за счет массовости применения. При этом массовость применения не становится причиной снижения качества получаемых пользователем услуг.

Комплексность и качество воздействия достигается подходом, состоящим из трех основных частей: выявление, реабилитация, контроль эффективности. 

Выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проводится путём социологического исследования в виде тестирования. Это поможет выявить и сосредоточить внимание на тех детях и подростках, психологическое состояние которых требует помощи специалистов.             Для этой цели учеными и специалистами РОО «Казахское психологическое общество» совместно с ОФ «Центр поддержки семьи «Жанұя» разработали автоматизированную  программу «Система диагностики психического состояния детей «Ресурс» (программа Ресурс). Автоматизированная программа работает на сайте ОФ «Центр поддержки семьи «Жанұя» – www.pfzh.kz,  и состоит из блока тестов, предназначенных для детей возрастной группы от 11 до 18 лет. Программа предназначена для выявления детей, имеющих неблагоприятный психологический климат в семье, подвергающихся физическому, психологическому и другим видам насилия, а также имеющим суицидальные наклонности. Доступна также мобильная версия PFZH для сотовых телефонов на базе платформы Android, которую можно скачать c Google play market. Основное преимущество состоит в том, что программа позволяет одновременно охватить большое количество детей и обеспечить прохождение тестов в режиме онлайн в любом объеме – одном классе, школе, районе, городе. После дополнительной обработки данных программа, в зависимости от сочетаний ответов, выдает итоговые результаты, дифференцируя по условным категориям и цветам.  Данный способ тестирования является более высокопродуктивным, так как требует меньше времени и средств по сравнению с тестированием и обработкой результатов вручную. Применение программы в режиме «сплошного тестирования» позволяет получить точную картину психологического состояния и детально спланировать необходимые мероприятия.  Программа проста в использовании, имеет удобный пользовательский интерфейс. Случаев сбоя программы или потерь каких-либо данных не отмечено. По завершении исследования и анализа полученных данных, итоговые сведения по всем трем категориям централизованно передаются в соответствующие органы образования.

Реабилитация – это работа с выявленными детьми с целью возврата состояния детей к психологической норме, посредством применения психокоррекционных программ и оказания других видов помощи. Этот этап предусматривает комплексный подход к психологической реабилитации, при котором необходимо опираться не только на педагогов-психологов. В наиболее сложных случаях привлекаются государственные органы и службы – образования, здравоохранения, ювенальной полиции, комиссии по делам несовершеннолетних, высококвалифицированные практикующие психотерапевты, медицинские учреждения «центры психического здоровья», представители общественных организаций и других заинтересованных структур.

Контроль качества выполненных мероприятий – это повторное контрольное тестирование выявленных детей, которые прошли процесс реабилитации, позволяющее оценить эффективность примененных методов. Этим этапом завершится цикл выявление –реабилитация-контроль. Конец одного цикла становится началом нового. Непрерывная последовательность этого метода и возможность оперативного реагирования позволит в кратчайшие сроки в корне улучшить ситуацию с негативными проявлениями различных отклонений психологического развития детей и подростков в нашей стране.

В виде отдельного важного направления мы предусмотрели образовательные модули повышения квалификации для школьных педагогов-психологов по основным направлениям. В программе курса основная задача – привитие навыка педагогам-психологам применения психодиагностических методик и практическое знакомство слушателей с приемами выявления причин появления у подростков психологических затруднений, а также навыкам психокоррекции детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Для удобства использования все материалы и методические рекомендации по описанию необходимого комплекса мер для работы также размещены на сайте ОФ «Центр поддержки семьи «Жанұя».

За время использования программой «Ресурс» было протестировано уже более 150 тысяч детей. Программа была использована при тестировании учащихся средней школы г. Алматы, 2018г. в Сарыагашском районе в п. Абай, в 2019-20 учебном году в Алматинской области.  

Результат проведенных исследований показал, сколько из общего количества детей оказалось в зоне «повышенного риска», в зоне «скрытого риска» и какое количество находится в зоне «психической нормы». Эти сведения позволили органам образования, используя точные данные программы, оценить масштабность проблемы, определить и наметить пути решения. Кроме итоговых данных мы передали рекомендации по реабилитации детей для полного их восстановления.

В рамках благотворительной помощи была организована и проведена реабилитационная работа с привлечением психологов из РОО «Казахское психологическое общество», а также специалистов психологов и психиатров из ТОО «Центр психотехнологий «GenesisVerae» с использованием авторского метода: «Экспресс-психотерапевтический подход «Genesis» для решения всех видов психологических проблем».  В результате психокоррекционную помощь получили 170 детей Илийского района и 15 детей Карасайского района, всего 185 детей. Средний показатель количества детей, возвращенных к нормальной жизнедеятельности, составил 95%. Около 3,5 % были даны рекомендации обращения на консультацию психиатру. Были выявлены не известные ранее многочисленные случаи   попытки суицида детей, а также случаи жестокого обращения с детьми, физического, психологического, сексуального насилия, буллинг со стороны других подростков, другие действия в отношении детей, имеющие признаки правонарушений и которые относятся к компетенции правоохранительных органов. По отзывам педагогов психологов, у детей, получивших психотерапевтическую помощь, были полностью устранены негативные изменения психологического состояния и дети возвращены (компенсированы) к нормальной, активной жизнедеятельности. В дальнейшем, при последующих исследованиях, все эти реабилитированные дети стабильно показывали результаты, уверенно относимые к зоне психологической нормы.

Все результаты терапии и рекомендации переданы в органы образования. Однако, вследствие ряда причин, в том числе и введения карантинных ограничений, оказать психологическую помощь удалось не всем выявленным детям.

Результаты исследования были заслушаны на августовском совещании работников образования в рамках семинара тренинга для педагогов психологов, организованным Комитетом по охране прав детей МОН РК.

Для 483 педагогов-психологов школ и колледжей Алматинской области были организованы и проведены курсы повышения квалификации для педагогов психологов по работе с детьми, нуждающимися в психологической помощи. В работе приняли участие 15 тренеров РОО «Казахское психологическое общество». Каждый тренер представлял практическое направление в современной психологии – арт-терапию, психоконсультирование, гештальттерапию и др. В процессе обучения были выявлены и предложены методы устранения имеющихся недостатков в работе самих школьных педагогов психологов.

Разработанная нами программа повышения квалификации по отзывам самих педагогов–психологов, оказалась очень полезной и позволила им перейти на принципиально новый уровень профессионального мастерства. Подготовленные педагоги-психологи научились более дифференцированно и четко ставить задачи, выбирать подходящий материал для диагностики и психологического сопровождения обучающихся, более эффективно помогать учащимся.

Хотя нами и проведена большая работа, еще предстоит много сделать в этом направлении. На сегодня проходят апробацию несколько дополнительных модулей, которые мы в дальнейшем планируем включить в общую систему. Мы открыты для сотрудничества. Каждый специалист, обращающийся к нам и обладающий эффективными методами психологической реабилитации, отвечающих принципам безопасного применения, имеет возможность после одобрения экспертным советом и получения соответствующих заключений претендовать на включение своего модуля в общую программу.

 В результате сделанной нами работы мы с гордостью сообщаем, что нами подготовлен и апробирован инструмент сплошного мониторинга психологического состояния и дальнейшей реабилитации детей в возрасте от 11 до 18 лет.  Модульное построение, применение наиболее эффективных масштабируемых психотехнологий оказания помощи и обучения, использование цифровых технологий, привлечение в качестве создателей и экспертов лучших представителей науки и практики, позволили создать мощный инструмент. Который в зависимости от распространения и развития позволил удешевлять в расчете на абсолютную величину стоимости услуг для конечного пользователя. Масштаб охвата детей и подростков зависит теперь уже только от широты поставленных задач.

Проведение исследований и работа с детьми из категории «зоны повышенного риска» требуют привлечения высокопрофессиональных специалистов и нуждаются в выделении дополнительного бюджетного финансирования. Эти меры позволят значительно улучшить психологическое состояние детей и подростков, уменьшить количество детей, страдающих от разного рода и вида насилия. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи, позволит путем планирования и осуществления реабилитационных мероприятий на   основании государственного заказа контролировать и кардинально улучшать ситуацию, в том числе по снижению уровня детского и подросткового суицида.

Данные, полученные после проведения исследования, можно будет использовать для дальнейшего изучения и выработки решений по принятию новых воспитательных, социально-психологических и педагогических мер для укрепления семьи и формированию гармоничной личности. Мы ожидаем заинтересованности нашей работой, так как сохранение психологического здоровья детей и подростков одна из наиболее важных задач развития общества и должна являться предметом пристального внимания государства.

А.Есимбекова
Директор Общественного фонда
«Центр поддержки семьи «Жанұя»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий