Лидерство учителей Казахстана: итоги второго года

Ежегодная международная конференция «Лидерство учителей Казахстана» с участием представителей Фонда «Сорос-Казахстан», HertsCam Network, ВШО Назарбаев Университета, учителей, фасилитаторов (заместители директоров школ), директоров 15 общеобразовательных школ из 5 регионов страны (г.Нур-Султан, Алматы, Кокшетау, Тараз и Алматинская область), а также руководителей и специалистов органов управления образования и преподавателей вузов прошла  12 июня 2021 года в онлайн-формате. Участникам представилась возможность обсудить профессиональные проблемы, состоялся обмен мнениями, исследованиями и опытом работы с коллегами как из других регионов, так и из других стран: Великобритании, Сингапура и Египта.

 

Аида Айдаркулова, председатель правления Фонда «Сорос-Казахстан»:

– Проект «Лидерство учителей Казахстана» (ЛУК) имеет для нас особое значение. Сегодня мы видим, что это понимание лежит в основе политики поддержки учителей, которую проводит государство. В конце 2019 года вступил в силу Закон РК «О статусе педагога», предпринимаются конкретные меры, в том числе и такие, как освобождение учителей от несвойственных им функций, что означает, что учителя должны больше времени и сил отдавать своему профессиональному развитию, а школы должны создавать для этого соответствующие условия. Проект ЛУК как раз дает его участникам уникальную возможность попытаться это сделать, опираясь на концепцию непозиционного лидерства учителей, успешно применяемую в практике работы школ и учителей профессионального сообщества HertsCam Network. Я рада, что казахстанские учителя и школы становятся частью этой международной сети, обучаясь у своих коллег из других стран и делясь с ними своими знаниями и опытом.

 

Д-р Дэвид Фрост, Почетный член Вулфсон колледжа Университета Кембридж, член Попечительского совета профессионального сообщества HertsCam:

 

– Мое сотрудничество с разными партнерами из разных стран показало, что основная цель в профессиональном развитии педагога школы – побуждать учителей выступать в качестве проводников изменений, выработка стратегии для совершенствования педагогической деятельности и выстраивания в школе профессиональной культуры, благоприятной для инноваций. Любой учитель может добиться перемен, размышляя о своей собственной практике и внедряя новшества в своем классе. Однако проблема этого индивидуалистического подхода в том, что результаты, скорее всего, будут недолговечными. Почему: во-первых, если учащиеся хотят развить хорошие навыки и привычки для обучения, им нужна стабильность. Детей может обучать один учитель, который посредством своих собственных инноваций устанавливает новый подход в их обучении, но эти ожидания могут быть подорваны, если придет другой учитель, у которого могут быть совершенно другие ожидания и стандарты. Во-вторых, когда учитель развивает только свою собственную практику, полученные знания не настолько прочны, а вот совместная работа, где другие учителя тоже участвуют в процессе изменений, будет более устойчивой по своей сути. Это означает, что результаты усилий учителя приумножаются, а инновационная практика как бы вплетается в саму ткань школы как образовательной организации.

 

Сауле Каликова, советник по вопросам общественной политики Фонда «Сорос-Казахстан»:

– Мы надеемся, что программа «Лидерство учителей Казахстана», нацеленная на формирование внутришкольной культуры непрерывного профессионального развития через поддержку учителей, которые стремятся улучшать себя и свою школу, станет одной из важных составляющих тех изменений, которые так ждут и сами учителя, и наше общество.  Несмотря на то, что вот уже год проект осуществляется в сложных условиях пандемии, связанной с COVID-19, он успешно развивается, вовлекая в свою орбиту все больше и больше учителей. Это дает нам уверенность в том, что сделанный нами первый шаг в поддержке этой инициативы в Казахстане станет отправной точкой для дальнейшего укрепления и развития проекта в будущем.

 

Джо Халлгартен, директор сообщества HertsCam:

– Я искренне верю, что учителя Казахстана найдут своих единомышленников и станут известны во всем мире благодаря программе ЛУК. Профессионалы-практики HertsCam убеждены, что самый оптимальный вариант улучшения системы образования – это доверять учителям. Мы верим, что лидерство учителей – это самый эффективный, надежный и творческий путь профессионального становления и развития педагогов. Поэтому важно поощрять инициативу учителей и предоставить им возможность выдвигать идеи, искать пути сотрудничества с коллегами, делиться опытом, стратегиями и ресурсами. Сотрудничество – вот что обеспечит школе глобальный успех. В моем видении, учителя должны занимать активную позицию, вдохновляться и возглавлять процесс перемен, что станет фундаментом для перемен в системе образования Казахстана.

 

Шила Болл, директор программы «Проект развития под руководством учителя» сообщества HertsCam:

– Участники программ HertsCam в Великобритании, Египте и Малайзии столкнулись с такими же трудностями, как и казахстанские учителя, связанными с нестабильной обстановкой в мире во время пандемии. Хотелось бы отметить, что именно в этих условиях учителя, вовлеченные в программу «Лидерство учителей», старались проявить самостоятельность, найти эффективные способы заинтересовать учеников, искать пути сотрудничества с коллегами и родителями детей, постоянно переосмысливая понимание того, что значит быть творчески мыслящим учителем. Возникшая ситуация с пандемией снова напомнила нам, что в жизни нет ничего постоянного, кроме изменений, и эти изменения касаются в первую очередь сферы образования, которая требует от учителей постоянного поиска, креативности и умения решать проблемы.

 

Д-р Гулмира Канай, ведущий исследователь проекта «TLK-ЛУК», Высшая школа образования Назарбаев университета, член стратегической группы проекта:

– В 2020-2021 учебном году в проекте ЛУК принимают участие 15 директоров школ, 30 фасилитаторов и 183 учителя из 5 регионов Казахстана, включая города Алматы, Нур-Султан, Тараз, Кокшетау и Алматинскую область. Все мероприятия, связанные с проектом, проводились в онлайн-формате. Несмотря на это проект продолжает достигать поставленных целей, «идет вглубь» и помогает наращивать лидерский потенциал учителей внутри школ. Мы видим, как они набирают опыт, становятся более уверенными, уже выступают в роли фасилитатора программы. В начале учебного года совместно с партнерами проекта профессиональным сообществом HertsCam Network, ВШО Назарбаев Университета и ООФ «Школа для всех» была проведена вводная конференция, в которой принимали участие педагоги не только казахстанских школ, но и представители профессионального сообщества CairoCam (Египет), HertsCam (Великобритания). Учителя-участники проекта имеют возможность участвовать во всех международных конференциях, семинарах и встречах, организованных сообществом HertsCam, где могут поделиться своими проектами, опытом, идеями и раскрыть свой потенциал. Все это содействует укреплению профессионального сообщества лидерства учителей на международном уровне.

 

Гульбадан Закаева, директор ООФ «Школа для всех», член стратегической группы проекта:

– Проект ЛУК (Teacher Leadership in Kazakhstan) стартовал в Казахстане в июле 2019 года и реализуется ООФ «Школа для всех» в партнерстве с профессиональным сообществом учителей Великобритании (HertsCam Network) и Высшей школой образования Назарбаев Университета (ВШОНУ) при грантовой поддержке Фонда «Сорос-Казахстан». За два года реализации проекта в нем приняли участие 383 учителя, которые поверили в то, что преобразования в школе могут делать они сами, и реформы в образовании должны проводить именно учителя, знающие и понимающие процессы образования изнутри. Эксперты сообщества HertsCam во главе с доктором Дэвидом Фростом оказывали интеллектуальную, экспертную и методическую помощь, ими были адаптированы все методические материалы, направленные на повышение роли фасилитаторов и директоров школ в развитии лидерства учителей. ВШОНУ, как ведущее научно-исследовательское учреждение, вела исследовательскую часть проекта под руководством PhD-доктора Гульмиры Канай, соисследователем д-ром Мэтью Кортни (ВШОНУ) и научным ассистентом Александрой Нам. Ежегодная международная конференция, которую мы провели в этом году во второй раз (первая была в июне 2020 года), – это не только подведение итогов, но и площадка, которая открывает учителям доступ к новому опыту, знаниям и инициативам.

 

Гульнара Таласпаева, замдиректора СШГ №17 г. Кокшетау, фасилитатор программы:

– Участие в программе, заинтересованность в результате, ощущение своей значимости позволили педагогам изменить отношение к своей профессиональной деятельности, пробудились их  лидерские навыки, они стали активно во-
влекать в свои исследовательские проекты коллег, детей и их родителей, сотрудников и руководителей школы. Спустя 2 года я могу гордо сказать, что мы стали открытыми, стали добиваться успеха и увлекать за собой других, мы научились чувствовать ответственность не только за свой профессиональный рост, но и за профессиональный рост и развитие своих коллег.

 

Зайда Маулетова, замдиректора ШГ №8 г. Алматы, фасилитатор программы:

– Я убедилась, что лидером может быть и должен быть каждый учитель, который находится в постоянном поиске, стремится найти оптимальные решения возникших трудностей. Учитель-лидер совершенствует не только свою профессиональную практику, но и активно вовлекает коллег в процессы перемен. Я убеждена, что суть лидерства не в том, чтобы самому продвинуться, а в том, чтобы совместно планировать действия по улучшению педагогической практики и совместно достигать успеха. Хочется отметить, что моя школа изменилась, и она развивается постоянно.

 

Зауре Идрисова, замдиректора ШГ №75 г. Нур-Султан, фасилитатор программы:

– Проработав в программе два года в качестве фасилитатора, я могу уверенно сказать, что если в школе удается создать группу учителей-лидеров, способных встать во главе преобразований и вовлечь в это своих коллег, то школа получает гораздо больше шансов на успех. Нам было нелегко, но могу сказать, что дорогу осилит идущий!

 

Гулбадан ЗАКАЕВА,
директор ООФ
«Школа для всех»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий