Лидерство учителей Казахстана: итоги второго года
Ежегодная международная конференция «Лидерство учителей Казахстана» с участием представителей Фонда «Сорос-Казахстан», HertsCam Network, ВШО Назарбаев Университета, учителей, фасилитаторов (заместители директоров школ), директоров 15 общеобразовательных школ из 5 регионов страны (г.Нур-Султан, Алматы, Кокшетау, Тараз и Алматинская область), а также руководителей и специалистов органов управления образования и преподавателей вузов прошла 12 июня 2021 года в онлайн-формате. Участникам представилась возможность обсудить профессиональные проблемы, состоялся обмен мнениями, исследованиями и опытом работы с коллегами как из других регионов, так и из других стран: Великобритании, Сингапура и Египта.
Аида Айдаркулова, председатель правления Фонда «Сорос-Казахстан»:
– Проект «Лидерство учителей Казахстана» (ЛУК) имеет для нас особое значение. Сегодня мы видим, что это понимание лежит в основе политики поддержки учителей, которую проводит государство. В конце 2019 года вступил в силу Закон РК «О статусе педагога», предпринимаются конкретные меры, в том числе и такие, как освобождение учителей от несвойственных им функций, что означает, что учителя должны больше времени и сил отдавать своему профессиональному развитию, а школы должны создавать для этого соответствующие условия. Проект ЛУК как раз дает его участникам уникальную возможность попытаться это сделать, опираясь на концепцию непозиционного лидерства учителей, успешно применяемую в практике работы школ и учителей профессионального сообщества HertsCam Network. Я рада, что казахстанские учителя и школы становятся частью этой международной сети, обучаясь у своих коллег из других стран и делясь с ними своими знаниями и опытом.
Д-р Дэвид Фрост, Почетный член Вулфсон колледжа Университета Кембридж, член Попечительского совета профессионального сообщества HertsCam:

– Мое сотрудничество с разными партнерами из разных стран показало, что основная цель в профессиональном развитии педагога школы – побуждать учителей выступать в качестве проводников изменений, выработка стратегии для совершенствования педагогической деятельности и выстраивания в школе профессиональной культуры, благоприятной для инноваций. Любой учитель может добиться перемен, размышляя о своей собственной практике и внедряя новшества в своем классе. Однако проблема этого индивидуалистического подхода в том, что результаты, скорее всего, будут недолговечными. Почему: во-первых, если учащиеся хотят развить хорошие навыки и привычки для обучения, им нужна стабильность. Детей может обучать один учитель, который посредством своих собственных инноваций устанавливает новый подход в их обучении, но эти ожидания могут быть подорваны, если придет другой учитель, у которого могут быть совершенно другие ожидания и стандарты. Во-вторых, когда учитель развивает только свою собственную практику, полученные знания не настолько прочны, а вот совместная работа, где другие учителя тоже участвуют в процессе изменений, будет более устойчивой по своей сути. Это означает, что результаты усилий учителя приумножаются, а инновационная практика как бы вплетается в саму ткань школы как образовательной организации.
Сауле Каликова, советник по вопросам общественной политики Фонда «Сорос-Казахстан»:
– Мы надеемся, что программа «Лидерство учителей Казахстана», нацеленная на формирование внутришкольной культуры непрерывного профессионального развития через поддержку учителей, которые стремятся улучшать себя и свою школу, станет одной из важных составляющих тех изменений, которые так ждут и сами учителя, и наше общество. Несмотря на то, что вот уже год проект осуществляется в сложных условиях пандемии, связанной с COVID-19, он успешно развивается, вовлекая в свою орбиту все больше и больше учителей. Это дает нам уверенность в том, что сделанный нами первый шаг в поддержке этой инициативы в Казахстане станет отправной точкой для дальнейшего укрепления и развития проекта в будущем.
Джо Халлгартен, директор сообщества HertsCam:
– Я искренне верю, что учителя Казахстана найдут своих единомышленников и станут известны во всем мире благодаря программе ЛУК. Профессионалы-практики HertsCam убеждены, что самый оптимальный вариант улучшения системы образования – это доверять учителям. Мы верим, что лидерство учителей – это самый эффективный, надежный и творческий путь профессионального становления и развития педагогов. Поэтому важно поощрять инициативу учителей и предоставить им возможность выдвигать идеи, искать пути сотрудничества с коллегами, делиться опытом, стратегиями и ресурсами. Сотрудничество – вот что обеспечит школе глобальный успех. В моем видении, учителя должны занимать активную позицию, вдохновляться и возглавлять процесс перемен, что станет фундаментом для перемен в системе образования Казахстана.
Шила Болл, директор программы «Проект развития под руководством учителя» сообщества HertsCam:
– Участники программ HertsCam в Великобритании, Египте и Малайзии столкнулись с такими же трудностями, как и казахстанские учителя, связанными с нестабильной обстановкой в мире во время пандемии. Хотелось бы отметить, что именно в этих условиях учителя, вовлеченные в программу «Лидерство учителей», старались проявить самостоятельность, найти эффективные способы заинтересовать учеников, искать пути сотрудничества с коллегами и родителями детей, постоянно переосмысливая понимание того, что значит быть творчески мыслящим учителем. Возникшая ситуация с пандемией снова напомнила нам, что в жизни нет ничего постоянного, кроме изменений, и эти изменения касаются в первую очередь сферы образования, которая требует от учителей постоянного поиска, креативности и умения решать проблемы.
Д-р Гулмира Канай, ведущий исследователь проекта «TLK-ЛУК», Высшая школа образования Назарбаев университета, член стратегической группы проекта:
– В 2020-2021 учебном году в проекте ЛУК принимают участие 15 директоров школ, 30 фасилитаторов и 183 учителя из 5 регионов Казахстана, включая города Алматы, Нур-Султан, Тараз, Кокшетау и Алматинскую область. Все мероприятия, связанные с проектом, проводились в онлайн-формате. Несмотря на это проект продолжает достигать поставленных целей, «идет вглубь» и помогает наращивать лидерский потенциал учителей внутри школ. Мы видим, как они набирают опыт, становятся более уверенными, уже выступают в роли фасилитатора программы. В начале учебного года совместно с партнерами проекта профессиональным сообществом HertsCam Network, ВШО Назарбаев Университета и ООФ «Школа для всех» была проведена вводная конференция, в которой принимали участие педагоги не только казахстанских школ, но и представители профессионального сообщества CairoCam (Египет), HertsCam (Великобритания). Учителя-участники проекта имеют возможность участвовать во всех международных конференциях, семинарах и встречах, организованных сообществом HertsCam, где могут поделиться своими проектами, опытом, идеями и раскрыть свой потенциал. Все это содействует укреплению профессионального сообщества лидерства учителей на международном уровне.
Гульбадан Закаева, директор ООФ «Школа для всех», член стратегической группы проекта:
– Проект ЛУК (Teacher Leadership in Kazakhstan) стартовал в Казахстане в июле 2019 года и реализуется ООФ «Школа для всех» в партнерстве с профессиональным сообществом учителей Великобритании (HertsCam Network) и Высшей школой образования Назарбаев Университета (ВШОНУ) при грантовой поддержке Фонда «Сорос-Казахстан». За два года реализации проекта в нем приняли участие 383 учителя, которые поверили в то, что преобразования в школе могут делать они сами, и реформы в образовании должны проводить именно учителя, знающие и понимающие процессы образования изнутри. Эксперты сообщества HertsCam во главе с доктором Дэвидом Фростом оказывали интеллектуальную, экспертную и методическую помощь, ими были адаптированы все методические материалы, направленные на повышение роли фасилитаторов и директоров школ в развитии лидерства учителей. ВШОНУ, как ведущее научно-исследовательское учреждение, вела исследовательскую часть проекта под руководством PhD-доктора Гульмиры Канай, соисследователем д-ром Мэтью Кортни (ВШОНУ) и научным ассистентом Александрой Нам. Ежегодная международная конференция, которую мы провели в этом году во второй раз (первая была в июне 2020 года), – это не только подведение итогов, но и площадка, которая открывает учителям доступ к новому опыту, знаниям и инициативам.
Гульнара Таласпаева, замдиректора СШГ №17 г. Кокшетау, фасилитатор программы:
– Участие в программе, заинтересованность в результате, ощущение своей значимости позволили педагогам изменить отношение к своей профессиональной деятельности, пробудились их лидерские навыки, они стали активно во-
влекать в свои исследовательские проекты коллег, детей и их родителей, сотрудников и руководителей школы. Спустя 2 года я могу гордо сказать, что мы стали открытыми, стали добиваться успеха и увлекать за собой других, мы научились чувствовать ответственность не только за свой профессиональный рост, но и за профессиональный рост и развитие своих коллег.
Зайда Маулетова, замдиректора ШГ №8 г. Алматы, фасилитатор программы:
– Я убедилась, что лидером может быть и должен быть каждый учитель, который находится в постоянном поиске, стремится найти оптимальные решения возникших трудностей. Учитель-лидер совершенствует не только свою профессиональную практику, но и активно вовлекает коллег в процессы перемен. Я убеждена, что суть лидерства не в том, чтобы самому продвинуться, а в том, чтобы совместно планировать действия по улучшению педагогической практики и совместно достигать успеха. Хочется отметить, что моя школа изменилась, и она развивается постоянно.
Зауре Идрисова, замдиректора ШГ №75 г. Нур-Султан, фасилитатор программы:
– Проработав в программе два года в качестве фасилитатора, я могу уверенно сказать, что если в школе удается создать группу учителей-лидеров, способных встать во главе преобразований и вовлечь в это своих коллег, то школа получает гораздо больше шансов на успех. Нам было нелегко, но могу сказать, что дорогу осилит идущий!
Гулбадан ЗАКАЕВА,
директор ООФ
«Школа для всех»