10 лет эффективного контроля
В этом году исполняется 10 лет со дня образования Департамента по обеспечению качества в сфере образования Восточно-Казахстанской области.

Департамент по обеспечению качества в сфере образования Восточно-Казахстанской области является территориальным органом Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, осуществляет государственную политику в области образования, а также контрольные функции в рамках своей компетенции.
На разных исторических этапах нашего государства контроль за качеством образования осуществлялся различными органами государственной власти. Самостоятельность и официальный статус территориальные департаменты приобрели по непосредственному поручению Первого Президента – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева.
В 2011 году Лидер нации в своем выступлении, посвященном проблемам образования, дал поручение прекратить порочную практику проверки местными исполнительными органами своих же собственных услуг.
В итоге Правительством были приняты меры по введению центральной вертикали контроля качества образования. Во всех областных центрах, городах Астана и Алматы в 2011 году были созданы региональные структуры – департаменты по контролю в сфере образования.
Полная централизация контроля в сфере образования была необходима и своевременна. Так как существовавшая система контроля качества образования продемонстрировала свою неэффективность, итоги государственной аттестации организаций образования в абсолютном большинстве случаев были положительными. Так, например, до создания департаментов доля неаттестованных организаций составляла 0%, а после их создания – уже 33,3%. В основе этой ситуации долгие годы лежал конфликт интересов: тот, кто руководил организацией образовательных услуг, сам же и проверял их качество.
Таким образом, за период проведения государственной аттестации нашим департаментом из 813 организаций образования области, что составляет 92,5% от их общего количества, аттестованы 543, или 67%, не аттестованы 270, что составляет 33%.
Среди негативных последствий прежней системы контроля качества образования можно отметить: общее снижение качества образования и рост его региональной дифференциации, отсутствие обратной связи, невозможность изучения проблем в национальном масштабе.
В общемировой практике, когда образовательные услуги оказывают местные исполнительные органы, основные контролирующие функции осуществляет центр.
За истекшие 10 лет в деятельности департамента сложилась целостная система оценки качества образования, основными элементами которой являются государственный контроль, осуществление разрешительной функции – лицензирование, а также постоянный мониторинг и анализ качества образования, превенция нарушений.
Качественная реализация контрольных мер департаментом позволила достичь высоких результатов. В частности:
– максимальный охват государственной аттестацией организаций образования области. До создания департамента аттестация не проводилась в 6 из 19 районов области, если быть точнее, 110 организаций образования или каждая шестая организация образования области;
– обеспечена объективная оценка деятельности организаций образования. Если ранее местными исполнительными органами были аттестованы все школы области, или 100%, то за 2012-2017 годы доля аттестованных школ составила лишь 67%;
– приведена в соответствие с НПА работа по выдаче учащимся аттестатов и свидетельств об образовании. К примеру, ранее допускались нарушения по несоответствию количества выпускников и выданных аттестатов и свидетельств, отсутствовали записи в книгах выдачи и многое другое.
В ходе мониторинга технического состояния организаций образования только в ноябре-декабре 2011 года и 2012 году по области было выявлено 49 аварийных школ. Даны конкретные рекомендации по их сокращению и ликвидации.
В 2012 году выявлен дефицит и профицит ученических мест в школах. Местными исполнительными органами начата и продолжается работа по сокращению дефицита ученических мест.
В области выявлены и ликвидированы 6 трехсменных школ. В 2013 году – в городах Семей (2) и Курчатов (1), в 2014 году – в городе Аягоз, в 2016 и 2019 годах – в городе Усть-Каменогорске.
По указанию департамента в области осуществляется обновление школьной документации в соответствии с изменениями в НПА.
По результатам мониторинга деятельности организаций технического и профессионального образования, проведенного в апреле-мае 2012 года, и последующими процедурами государственного контроля, из 103 колледжей области, функционировавших на момент создания департамента, отозваны лицензии на образовательную деятельность у 13 колледжей.
По итогам государственной аттестации организаций образования технического и профессионального образования, проведенного в 2013 году, и решением суда лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 3 колледжа.
В 2013 году департаментом выявлены и полностью ликвидированы 13 филиалов организаций технического и профессиональ-
ного образования, 54 филиала при школах.
Упорядочена деятельность колледжей в области. Во-первых, по результатам оценки качества их деятельности сокращено количество со 103 в 2012 году до 81 в текущем году. Во-вторых, 19 колледжей добровольно вернули приложения к лицензии по 46 невостребованным специальностям, в них 52 квалификации.
По результатам внешней оценки успеваемости учащихся и по иным основаниям департаментом проведено 1377 проверок, 57 профилактических контролей. По итогам проверок в 246 организациях образования временно приостановлено действие лицензий на образовательную деятельность.
Департаментом за отчетный период возбуждено 383 административных дела, общий размер наложенных административных штрафов составил более 25 млн тенге.
Справочно: По итогам мер государственного контроля – 220 дел, приостановление действия лицензии – 115, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних – 11 дел, по представлению прокуратуры – 58 дел.
Сегодня на уровне детских садов, школ и организаций технического и профессионального образования (ТиПО) создана система сдержек и противовесов. В результате создания вертикали контроля качества начал действовать канал обратной связи с организациями образования, заработал механизм стимулирования повышения профессионализма педагогов, установлен диалог с родительской общественностью, институтами гражданского общества, обеспечено независимое оценивание качества образовательных услуг.
Помимо выполнения контрольных функций – проверок, профилактического контроля – все большее значение приобретает в деятельности департамента информационно-разъяснительная работа.
Только в 1 квартале текущего года в социальных сетях Instagram, Facebook, Telegram департаментом размещены 715 публикаций. Растет число подписчиков, и бурно обсуждаются вопросы сферы образования.
Задачи департамента, помимо контрольных функций:
– превенция и контроль реализации государственной политики в области образования в ВКО по качественному предоставлению образовательных услуг;
– усиление информационно-разъяснительной работы по реализации государственной политики в области образования;
– взаимодействие с другими государственными органами и службами в целях содействия устранению факторов, способствующих снижению качества образования, в том числе успеваемости обучающихся;
– осуществление управления качеством образования, методическое и методологическое обеспечение качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг;
– активизация работы по налаживанию контакта с родительской и педагогической общественностью.
Департаментом будет продолжена работа по совершенствованию качества и доступности предоставляемых государственных услуг, с акцентом на бесконтактное электронное обслуживание.
Будут возобновлены процедуры государственной аттестации организаций образования, реализующих учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного и общего среднего, технического, профессионального и послесреднего образования.
Начиная с 2022 года будут внедрены мониторинги образовательных достижений обучающихся (МОДО), которые обеспечат независимое оценивание качества образовательных услуг организаций образования, реализующих учебные программы начального, основного и общего среднего, технического, профессионального и послесреднего образования.
В настоящее время в территориальных департаментах по обеспечению качества в сфере образования трудятся высококвалифицированные специалисты, преданные своему делу. Нелегкая, но почетная работа лежит на плечах этих специалистов, их отличают высокий профессионализм, компетентность, чувство долга и ответственности.
Поздравляю своих дорогих коллег с 10-летием образования нашего ведомства! Желаю вам добра, счастья, крепкого здоровья и оптимизма, реализации намеченных планов и успешного решения стоящих перед нами задач. Пусть труд во благо родного Казахстана приносит радость и удовлетворение!
Зейнеп МАХСУТОВА,
руководитель Департамента по обеспечению качества в сфере образования Восточно-Казахстанской области