Менеджмент школы в современных условиях

Современная казахстанская школа работает в условиях масштабных реформ и коренной модернизации. В связи с этим выдвигаются новые требования к личности управленца. Руководитель нового типа играет громадную роль в поддержании работоспособности педагогического коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».

В основе планирования работы методического кабинета отдела образования города Павлодара с руководящими кадрами учреждений общего среднего образования лежат Swot-анализ оценки внешних и внутренних рисков и перспектив, контроллинг персонала, итоги анкетирования по проблемам управленческой деятельности.

Проблема профессионального сопровождения молодых руководителей школы актуальна для сферы образования города: до 50% директоров школ имеют стаж работы в должности от 1 до 3 лет, в том числе каждый 4 имеет стаж до года. Аналогично 28 заместителей руководителя школы (29,5%) имеют управленческий стаж от 0 до 5 лет.

Для эффективной организации процесса поддержки и грамотного методического сопровождения молодых управленцев в условиях города есть благоприятные возможности. Это возможность прохождения курсов по вопросам инновационного менеджмента в рамках аутсорсинга на базе Павлодарского государственного педагогического университета (успешно прошли курсы в течение 2020-2021 учебного года 31 молодой руководитель школы), отлаженные коммуникации между методической службой отдела образования и руководителями всех уровней, возможность повышения компетентности руководителей в «Школе молодого директора» и «Школе молодого ЗД».

В целях совершенствования управленческой культуры молодых руководителей на базе методического кабинета на системной основе работают «Школа молодого директора общеобразовательной школы в условиях обновления содержания образования» и «Школа молодого заместителя директора».

В работе с молодыми руководителями школ в ходе практико-ориентированных семинаров актуальными были проблемы развития профессиональной компетентности по овладению навыками проведения проблемно-ориентированного анализа работы школы и перспективного планирования работы школы, в том числе программы развития, нормативного обеспечения, технологий педагогического совета, структуры, содержания, технологий разработки годового плана, формирования эмоционального интеллекта и педагогического стиля руководителя, системы внутришкольного контроля в условиях внедрения системы критериального оценивания, в том числе и в процессе комбинированного формата обучения текущего учебного года.

Проблемные по итогам анкетирования для заместителей директора по учебной работе вопросы определили тематику «Школы заместителя директора»: это разработка рабочего учебного плана школы, документирование управленческой деятельности, планирование и анализ эффективного урока, содержание, анализ и планирование ВШК, современные подходы к содержанию и организации деятельности предметных методических объединений, творческих групп, методического совета.

Важную роль в формировании успешного менеджера-руководителя играет организация наставничества со стороны опытных руководителей и управленцев сферы образования.

Так, в проведении семинара в онлайн-формате на тему «Профессиональная этика руководителя как «практическая философия менеджмента в современных условиях» приняли участие Айтказина Самал Оспановна, руководитель отдела образования, и ветераны педагогического труда:

– Мукашева Зауреш Куантаевна, многие годы возглавлявшая педагогические коллективы школ №2, 20, отдел образования города Павлодара, Почетный работник образования РК, обладатель Почетного знака «За заслуги перед областью»;

– Жалмагамбетова Булгун Шакеновна, Почетный работник образования Республики Казахстан, обладатель ордена «Құрмет», Почетного знака «За заслуги перед областью», руководитель школ №24, 25, школы-лицея №10, филиала АО «Өрлеу» по Павлодарской области;

– Сеитова Сабира Шакеновна, Почетный работник образования Республики Казахстан, председатель филиала ОО «Павлодарская городская профсоюзная организация работников образования», на протяжении многих лет возглавляла педагогические коллективы школ №6, 29.

В ходе встречи молодые руководители школ получили бесценный опыт управленческого мастерства и кладезь педагогической мудрости по вопросам стратегического планирования, формирования педколлектива и предотвращения конфликтов, взаимоотношений с родителями и учащимися, приемам организации собственной деятельности и эффективных приемов менеджмента в современных условиях, вопросам педагогической этики, получили ответы на свои вопросы.

В период весенних каникул для молодых руководителей была организована трехдневная «Весенняя школа передового опыта», в работе которой приняли участие 26 молодых директоров.

Занятия прошли в формате презентации опыта управленческой деятельности директоров школы-гимназии №9 города Павлодара Завальной С.В., школы им. Б.Момышулы Мамбетовой М.К., школы им. М.Ауэзова Тургульдиновой И.Ж.

Руководителям школ были продемонстрированы эффективные техники и технологии работы с сотрудниками, варианты планирования командной работы, инновационного управления школой в условиях обновления содержания образования и эффективное взаимодействие с родительской общественностью, разработка дескрипторов для оценки качества образования на основе программы развития школы.

Особое внимание в вопросах успешного менеджмента занимают вопросы управления кадрами. В ходе семинаров директорам школ была представлена система работы профессионального сообщества учителей, эффективная структура форм, приемов и инструментов организации методического сопровождения педагогов на уровне школы.

В формате «живого микрофона» молодые директора смогли получить ответы на интересующие их вопросы организации коллектива, сотрудничества с родителями, формирования этической культуры школы, выстраивания эффективного диалога с коллегами, секретов управленческой практики.

Гульсина ШИНДЛЯРСКАЯ,
заведующая методическим кабинетом отдела образования
г. Павлодара

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий