Демонстрационный экзамен на производственных площадках

Повышение требований к содержанию программ, педагогическим технологиям и методам обучения в системе технического и профессионального образования (ТиПО), остаются актуальными вопросами, волнующими работников колледжей.

Ринат ГАСИМОВ

Оценка результатов обучения с применением инструментов международного движения WorldSkills, направлена на демонстрацию практических навыков в условиях моделирования реальных услуг и/или производственных процессов и решению практических задач, в том числе на рабочем месте, за которой наблюдает независимое лицо (работодатель) с целью оценки наличия компетенций требуемого уровня. Важно подчеркнуть, что оценка должна быть направлена на интегрированную диагностику теоретических знаний и практических умений.

Развитие и трансформация промышленности приводит к повышению требований к навыкам кадров и их системному профессиональному развитию. Постоянно развиваясь, современный рынок труда остро нуждается в высококвалифицированных рабочих кадрах. Выпускники, только что вышедшие из стен учебных заведений, должны быть идеальными кандидатами для работодателей, т.е профессионалами своего дела. Так ли на самом деле? Может ли выпускник выполнить производственные задачи? Сможет ли применить полученные теоретические знания на практике? Как повысить уровень подготовленности молодого рабочего и его профессиональную пригодность, доверить важную работу? Ответом на эти вопросы может стать проведение демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен может выступать как итоговая аттестация и/или квалификационный экзамен нового формата, а также как модель независимой оценки качества подготовки выпускников (сертификация).

По нашему мнению, новый аттестационный формат имеет ряд преимуществ:

Задания для каждой профессии формируются, исходя из реальных требований отрасли: сантехнику, например, необходимо установить трубы или смеситель, парикмахеру сделать стрижку или красивую прическу. Задание необходимо выполнить за определенное время, используя то оборудование и расходные материалы, с которыми, с большой вероятностью, предстоит иметь дело на реальном рабочем месте. Работодатели могут внести в задание свой вклад, еще более приблизив его к своим реалиям.

Результат работы оценивается по 100-балльной шкале – это уровень высочайшего мастерства в каждой профессии, баллы присуждаются за множество аспектов, в формулировке каждого из которых отражены определенные компетенции для каждой профессии по требованиям  WorldSkills.

Выполненное студентом задание оценивается независимыми экспертами, включая экспертов из числа представителей предприятий. Публичность и открытость экзамена – один из принципов его проведения. По результату прохождения демонстрационного экзамена выпускнику, наряду с дипломом выдается Skills Passport – электронный паспорт профессионала. Ознакомиться с паспортом экзаменуемых можно на сайте worldskills.kz. Работодатели смогут увидеть, сколько баллов и за какие именно профессиональные умения и навыки получил выпускник.

Экзамен проводится с применением системы CIS (Competition Information System – специализированное программное обеспечение для обработки информации во время демонстрационного экзамена или чемпионата WorldSkills).

Из-за множества положительных аспектов Государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы в системе ТиПО страны предусмотрена новая система оценки результатов обучения студентов и выпускников по требованиям WorldSkills в виде демонстрационного экзамена.

Так, в прошлом году в пилотном режиме в 36 колледжах, проведены демонстрационные экзамены по 26 компетенциям/специальностям ТиПО в виде квалификационного экзамена или итоговой аттестации в форме сдачи итоговых экзаменов, с охватом 350 студентов. В оценке демонстрационного экзамена участвовало более 250 экспертов, из числа экспертов от социальных партнеров и педагогов, которые ранее были обучены НАО «Talap» – Национальным оператором движения WorldSkills в Казахстане.

А в этом году уже 74 колледжа по 40 компетенциям подготовлены и частично проводят демонстрационный экзамен. Вообщем ожидается участие 905 экспертов, 563 из которых – работники предприятия и стейкхолдеры, а также 2292 обучающихся колледжей.

Рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена были размещены на сайтах НАО «Talap» и www.worldskills.kz. Комплекты оценочной документации (КОД) для демонстрационного экзамена по спецификациям стандартов WorldSkills разрабатывались экспертной группой организаций ТиПО и согласовывались с Республиканскими учебно – методическими объединениями и НАО «Talap». Также предварительно разрабатывались критерии оценивания экспертами. Они варьировались от 50 до 300 аспектов и вводились в CIS для оценки результатов.

Вместе с тем, организация и проведение демонстрационного экзамена потребовала значительных финансовых затрат на укомплектование площадок проведения экзамена и приобретение расходных материалов, соответственно важно решить вопрос по финансовому обеспечению перед проведением демонстрационного экзамена.

Для организаций ТиПО независимая оценка качества в формате демонстрационного экзамена – это возможность для разработки единых контрольно-измерительных материалов с учетом требований работодателей, объективной оценки содержания образовательных программ с учетом современных требований рынка труда, соответствия материально-технической базы современным реалиям производства, повышения уровня квалификации педагогического состава. Работодатели по результатам могут выбрать для трудоустройства лучших молодых профессионалов по востребованным компетенциям и определить колледжи для сотрудничества в области подготовки квалифицированных кадров.

Ринат ГАСИМОВ,
начальник Департамента развития движения WorldSkills

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий