Интервью с автором фильма «USTAZ»: о картине, съемках, призвании и вере

Недавно вышедший документальный фильм «Ustaz» был тепло принят не только учителями страны, но и зрителями совершенно разных профессий. Секрет, вероятно, кроется в честном и искреннем взгляде создателей и героев картины на профессию педагога. Помимо философского содержания не менее восхищает визуальная составляющая: операторская работа, крупные планы, плавный монтаж, режиссура. О глубоких смыслах фильма, съемках, поисках героев нашему изданию рассказал автор и продюсер картины Кайрат НУРМУГАМБЕТОВ.

– Кайрат, кому пришла идея создания вашего фильма?

– Идея фильма моя. Изначально это был фильм про образование в школах, а точнее, как дети в карантинное время ушли в онлайн-формат обучения. С другой стороны, не хотели ограничиваться одним периодом и переделали формат, сделав акцент на учителей. Дали рабочее название фильму «Учитель». Пока собирали героев, так получилось, что у нас в фильме оказался всего один учитель. И мы поняли, что хотим снимать фильм не только про школьных учителей, а про людей, которые олицетворяют собой слова «учитель» и «наставник». Поэтому переименовали фильм в слово «Ұстаз». На казахском языке оно звучит очень красиво, и в нем есть гендерный баланс, так как на русском «наставник» звучит как будто про мужчин. А наш фильм про всех учителей и наставников нашей страны.

– Интересно узнать, как вы находили героев фильма?

– Мы сняли четыре истории про людей, которые занимаются образованием. Строили свое повествование от Юрия Пака, бывшего учителя физики школы Караганды, осужденного за лжетерроризм в 2016 году. Это невероятная история борьбы человека. Несмотря на выпавшие на его долю испытания, он продолжает верить и говорить об учителях только самое светлое и прекрасное.


На фото слева направо: Кайрат Нурмагамбетов, Юрий Пак и Канат Бейсекеев

И когда мы поехали снимать его в Караганду, то поняли, что не хотим говорить о том, что происходит на уроках. Нам важно то, что происходит вне урока. Поэтому полностью переписали сценарий и начали разговор с нашим героем с того, что для него действительно важно: о жизненных ценностях, учениках, семье, призвании.

Далее начали поиски других героев, которые были бы не менее интересными, чем Юрий. Поставили задачу: в фильме обязательно должен быть учитель физкультуры. Когда говорят про образование в школах, про физкультуру почему-то часто забывают. Это самый недооцененный предмет. Наш режиссер Канат Бейсекеев уже снимал фильм про баскетболиста Камала, который рассказал о своем учителе физкультуры Ержане Намазбаеве. Мы съездили к нему в одну из школ Алматы, поговорили и поняли – вот он, наш герой!

Третьими стали воспитанники и работники частного детского дома «Ковчег» в городе Талгар. Когда мы приехали и рассказали о цели нашего визита, они сначала совсем нас не поняли. Мы не учителя, у нас даже уроков нет, твердили они. Мы объяснили, что хотим снять фильм про людей, которые несут свет, знания о жизни. И поняли друг друга.

О четвертом герое задумались, когда уже отсняли трех героев и думали завершить фильм. Но Канат Бейсекеев сказал, что для полноты картины нам не хватает обычного сельского учителя. Один из участников фильма Нурлан Имангалиев подсказал, что под портрет нашего героя подходит директор казахской школы в Жанаозене. И на последние деньги мы поехали в город нефтяников и успели попасть на последний звонок.

Как вы видите, все наши герои очень не похожи друг на друга. Но про каждого из них можно снять полноценный художественный фильм. Настолько они были интересными и самобытными.

– Сколько по времени заняли съемки?

– Снимали около 2 месяцев. Начали в конце апреля 2021 года, потом делали перерыв, давали нашему проекту настояться. Мы дали себе возможность не гнаться за сроками, а пытались окунуться в мир героев, полностью проживая с ними жизнь. В ходе съемок обсуждали, как лучше снять ту или иную сцену, экспериментировали. Например, отсняв с утра до обеда Юрия Пака, уезжали и уже в дороге вспоминали, что лучше вернуться и переснять. Возвращались, и уже там получались лучшие кадры.

– Что вам особенно запомнилось во время съемок?

– Когда мы ехали в урочище Бозжыра в Мангыстаускую область для съемок директора школы, там несколько дней держалась жара +40. По пути внезапно пошел дождь, и мы застряли в дороге. В этот момент мы с Канатом (Бейсекеев, реж. – прим.) начали говорить о нашем фильме, о чем он, куда мы идем. И оператор начал спонтанно записывать, в итоге у нас получился невероятно душевный разговор, который мы решили включить в фильм.

Документалистика – это такая форма повествования, когда дорога сама тебя приводит к своей истории. И эта дорога в Бозжыру привела нас к такому правильном разговору, который резонировал внутри нас и позволил расставить правильные смысловые точки в фильме.

В тот день мы хотели снять ребят и учителей во время заката, но сильно опоздали. Застали их, когда они готовили на костре плов и начали петь песни. Увидев это, мы загорелись – вот это наш кадр! Помню, все встали вокруг костра, и внезапно директор школы начала читать стихотворение о предназначении учителя. «Я – учитель, я – мать, когда я воспитываю детей, сама чувствую себя молодой», – запомнились ее слова. В тот момент сценарий можно было убрать в сторону: жизнь лучше рисовала сюжетные линии, расставляла нужные переходы и перспективы. И мы в Мангыстау сняли самый красивый последний звонок, который можно было снять в Казахстане. Все сошлось в нужное время и в нужном месте!

– Это здорово. Расскажите о финансировании фильма, это были ваши средства или привлекали спонсоров?

– «Ustaz» создавался при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» и Центрально-Азиатского фестиваля «Go Viral». Мы нанимали лучших ребят в сфере звука, монтажа, цветокоррекции. Нам важно было, чтобы мы могли свободно ездить по местам съемок, использовать лучшую технику, дроны, краны, комфортно размещать и кормить команду.

В последний день съемок, когда деньги практически закончились, мне позвонил режиссер Канат и предложил пригласить на премьеру «Ustaz» в Алматы Юрия Пака. Я объяснил, что денег совсем не осталось. Тогда Канат сказал, что сам оплатит перелет. В итоге наш карагандинский гость прибыл и одним из первых вместе со зрителями увидел картину на фестивале в Алматы.

У нас не было мысли заработать на фильме. Никто ничего не заработал. Иногда бывают такие картины, которые нужно снять для зрителей и в которые ты вкладываешь всю душу и средства, не требуя отдачи.

– Вы для себя отмечали, какие впечатления вызвала картина у ваших героев?

– Я задавал им этот вопрос. Да, все участники благосклонно встретили наш фильм. Отвечу, наверное, словами одного героя Марины Сугаковой, руководителя детдома «Ковчег». Она сказала: «Вы знаете, когда посмотрела фильм, то увидела своих детей другими, они были удивительными, открылись совершенно с новой стороны». Не это ли лучший отклик на наш фильм. Здорово, что она продолжает искать вдохновение в своих детях.

– Что вы хотели сказать фильмом «Ustaz»?

– Мы просто хотели сказать огромное спасибо нашим учителям, людям, которые работают с детьми. Читая комментарий зрителей, нам часто писали педагоги, которые говорили, что очень устали, особенно в карантинное время, от профессии и не могли найти выход. Тут они посмотрели наш фильм и поняли, что их профессия – больше чем профессия. Признались, что гордятся, что являются учителями. Это фильм в первую очередь был снят для них. Для нас важно, чтобы все учителя, из обычных сельских школ, городских, специализированных школ, посмотрели этот фильм и нашли в себе силы и мотивацию продолжать, не останавливаться, чтобы нести свет знаний детям.

Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий