Формирование экологической культуры в системе казахстанского образования

Формирование в обществе экологической культуры, пропаганда экологических знаний на всех уровнях образования, развитие экологического образования и просвещения в целях обеспечения устойчивого развития является одной из задач реализации единой государственной экологической политики в Республике Казахстан.

Национальный план развития Казахстана до 2025 года, как основной стратегический документ страны, также ставит перед системой образования задачу принятия мер по экологическому воспитанию детей и молодежи, повышению их уровня знаний об охране окружающей среды и привитию экологических ценностей. Кроме того, развитие экологической культуры граждан должно происходить через призму бережного отношения к природе, принципов зоозащиты и поддержки экологических организаций.

Обеспечение устойчивого развития любого государства и рациональное использование природных ресурсов является важным слагающим повышения уровня информированности населения достигается посредством экологического образования и воспитания детей и молодежи, формирующего в конечном счете экологическую культуру общества. Усвоение экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков достигается посредством целенаправленного экологического воспитания и экологической грамотности личности, которые должны способствовать формированию общества с гуманным, эмоционально-нравственным и бережным отношением к природе.

Экологической грамотностью, подобно читательской и математической грамотности, должны обладать все, независимо от национальности, места проживания, специальности и характера работы.

Приобретает особую актуальность формирование экологических знаний и культуры, поскольку неграмотность в экологических вопросах детей, молодежи и населения в целом, пагубно влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас. Безответственное отношение людей к природе, в том числе чиновников-специалистов (не имеющих образования в сфере экологии) ведет к огромным потерям материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения. У нас почти не остается шансов для создания хотя бы минимально необходимых условий морально-психологического, интеллектуального развития.

В этой связи экологическое образование и воспитание, формирование у каждого человека экологического мышления, регулирующего его практические действия в повседневной жизни, является велением и требованием современности. Воспитание экологической культуры в обществе возможно только при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы.            К сожалению, в настоящее время не всегда выполняются экологические ценностные ориентации, нормы и правила по отношению к природе, умения и навыков по изучению и охране природы, грамотному использованию природных ресурсов.

Таким образом, формирование экологической культуры возможно только при консолидации общества, где важна роль каждого человека. Безусловно, ведется огромная работа в каждом регионе, где есть устойчивые и весьма образцовые образовательные учреждения, есть активные граждане, волонтеры, бизнес-сообщества, представители гражданского сектора, однако нет системности, нет единой консолидирующей стратегии продвижения экологической культуры на страновом уровне.

В развитых странах продвижение и формирование экологической культуры берет начало с 1960-х годов прошлого столетия, где очень активно работают неправительственные организации представляющие интересы гражданского или же третьего сектора и по сей день они остаются драйверами возникающих в области экологии вопросов в целом по всему миру. В Казахстане также имеются неправительственные организации, занимающиеся вопросами экологии и продвижением экологической культуры, однако практически все зависимы от доноров, соответственно получения грантовых средств, в результате реализуемые ими проекты зачастую краткосрочные и имеют пилотный характер и ограничены территориально, без возможности реализации по всей стране. В тоже время реализованные ими проекты можно брать на вооружение и далее реплицировать с целью устойчивого развития в области формирования и продвижения экологической культуры.  Одним из молодых организации гражданского сектора является Фонд развития общественно значимых инициатив (далее – Фонд), деятельность которого направлена на реализацию в Казахстане экологических инициатив, продвижение экологической культуры, охрану окружающей среды, улучшение качества жизни граждан, продвижение принципа зеленого образа жизни и других общественно-полезных целей, где одним из приоритетов считается консолидация общества, работа со всеми ступенями образовательного сектора, работа с родителями, международными организациями, бизнес сообществом, государственным сектором.

Любая культура и навыки прививаются с детства, соответственно, каждый взрослый человек является наставником и формирует ответственное отношение подрастающего поколения к окружающей среде как в своей семье, так и в социуме. С целью продвижения и формирования экологической культуры Фонд совместно с организациями образования, детьми, молодежью, педагогами и родителями реализовал ряд проектов по раздельному сбору и правильной сортировке твердых бытовых отходов в городах Нур-Султан, Караганды, Темиртау, Петропавловск. Фонд также поддержал ряд школьных и дошкольных экологических проектов в регионах страны, стал партнером Всемирной акции «World Clean Up Day». Совместно с Программой развития ООН в Казахстане реализован проект «Вместе ярче!», в рамках которого, в 12 регионах страны были посажены тысячи деревьев и цветов, проведены мастер классы по раздельному сбору твердых бытовых отходов, энергосбережению, водосбережению, по целям устойчивого развития.  При поддержке малых грантов глобального экологического фонда ООН был реализован проект по ресурсосбережению. На базе Туркестанского высшего аграрного колледжа и Областного детского биологического центра г. Семей были внедрены такие «зеленые» технологии, как: солнечный водоколлектор, агроволокно, затеняющая сетка, фитодиодные и светодиодные лампы, агротехнологическая лаборатория и подготовлены обучающие ресурсы по данным технологиям.

Кроме того, потенциал экспертов Фонда позволил разработать образовательные ресурсы, направленные на формирование экологической грамотности среди детей и молодежи – учебно-методический комплекс, состоящий из сборников контрольных работ («Раздельный сбор твердых бытовых отходов», «Здоровое питание», «Энергоэффективность»). Данный УМК успешно внедряется педагогами в школах г. Нур-Султан и Карагандинской области.

Очевидно, что воспитание гуманно-нравственных ценностей у обучающихся, невозможно без труда педагога, в этой связи Фонд с особым почтением и уважением относится к педагогам нашей страны. По инициативе Учредителя Фонда Алии Нурсултановны Назарбаевой с 2019 года Фонд стал официальным представителем Глобальной премии «Учитель мира»  / «Global Teacher Prize» и инициировал Национальную Премию «Учитель Казахстана» https://www.teacherprize.kz/ru. Целью проекта является выявление, поддержка, поощрение, а также повышение статуса и престижа профессии педагога. Отбор номинантов проходит согласно установленным критериям организаторов Глобальной Премии – Фонда Варке (Varkey Foundation). Контроль транспарентности отборочного процесса производится международной компанией «PricewaterhouseCoopers». Одним из основных критериев оценивания является роль педагога в обществе, участие в социально важных проектах. Занятость педагога в социально важных проектах позволяет объединить детей, наполнить их взаимодействие творчеством, включить в полезное дело и воспитать их самосознание. В результате, роль педагога в этом становится координирующей.

Важная инициатива Президента по озеленению нашей страны, посадка 2 млрд деревьев в лесном фонде нашей страны и 15 млн в населенных пунктах, направлена на создание комфортной среды для наших граждан. Не только государство, но и гражданское общество, бизнес-сообщество, само население с участием подрастающего поколения должны проявить активность и вносить, пусть маленький, но вклад, вклад в развитие страны, экологию, культуру. Участие в таких проектах показывает роль каждого человека, способствует сплоченности и является примером для детей и молодежи.

К примеру, в рамках идеи Фонда «Деревья для Казахстана» в Алматы, в знак благодарности и почета врачам за их ежедневный труд в борьбе с пандемией посадили несколько десятков сирени. Столичные парки свой зеленый фонд пополнили сотнями деревьев в честь педагогов, медицинских работников, праздника Наурыз и данную инициативу поддержали активные граждане и представители бизнеса.

В ходе реализации проектов Фонд старается привлечь подрастающее поколение и охватить большую часть школьников, проводить семинары, экологические часы, организовать совместно с учителями тренинги, лекции и встречи. Педагоги, в свою очередь, рассказывают о необходимости бережного отношения к ресурсам, к природе, уважении к старшим, поддержке младших и ведь это и есть продвижение культуры, экологической, гуманной и нравственно-духовной.

Побывав практически во всех регионах нашей прекрасной страны, посетив детские сады, школы, колледжи и вузы, которые с большим энтузиазмом и трепетом доносят и обучают подрастающее поколение бережному отношению к природным ресурсам, биоразнообразию можно сказать, что есть очень много людей (педагоги, воспитатели, наставники, тренеры, родители, блогеры, волонтеры) преданных и безусловно любящих свое дело и детей, которые максимально передают свои знания и  навыки подрастающему поколению. Только собственный пример, доброе дело и слово способны продвигать культуру, экологическую культуру, духовно-нравственные ценности, гуманное образование и воспитание.

Гульнара Кусиденова,
старший научный сотрудник Национальной академии образования им.И.Алтынсарина

Ермек Мажитов,
руководитель Фонда развития общественно значимых инициатив

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий