Трансформация регионального университета: веление времени и реальные шаги

Современный мир характеризуется высокой динамикой развития социокультурных, экономических, технологических, демографических и других процессов, роста конкуренции, принимающих глобальный масштаб. Данная динамика отражается и на развитии системы высшего образования, требуя от них трансформации.

Что есть «трансформация» вуза?

Трансформация предполагает преобразование университета как системы, т.е. изменение его миссии, его функций в обществе и в соответствии с этим набора осуществляемых деятельностей, применяемых технологий и организационных форм. Таким образом, изменения затрагивают и план идеального (образ университета, понимание его миссии), и план действительного (то, как устроен университет, какова его деятельность). В процессах трансформации университет становится другим – «другой сущностью», соответствующей ситуации новой «пересборки мира».

В настоящее время «план идеального» и «план действительного» университетов в нашей стране претерпел кардинальные изменения, которые в первую очередь связаны с академической свободой вузов и переходом на некоммерческое акционерное общество. В свете академической самостоятельности возросла ответственность вузов в определении ключевых компетенций выпускников и дизайна образовательных программ.

Университет Шакарима: план идеального вуза

Проводится большая работа по трансформации и в Университете Шакарима, одном из крупнейших многопрофильных вузов Восточно-Казахстанской области, который на протяжении многих лет осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров в области педагогических, естественных, социально-гуманитарных, технических, сельскохозяйственных наук, бизнеса и права.

В нашем университете пересмотрены миссия и видение. Так, в настоящее время миссией нашего вуза является формирование квалифицированного специалиста и «совершенной личности» (А.Кунанбаев), впитавшей в себя национальные ценности.

Сегодня особую актуальность приобрело вместе с формированием профессиональных компетентностей и формирование национальных ценностей: чувство уважения и гордости за свою историю, страну, нацию, традиции и т.д. Ведь сохранение национальной ценности важно не для отдельной нации, а для человечества в целом. Каждая страна должна идти к процессу глобализации со сформировавшимися национальными ценностями своих граждан.

Видение нашего университета: многопрофильный классический вуз, обеспечивающий Восточный регион Казахстана квалифицированными специалистами и ставший ядром прикладной науки.

Вместе с этим отметим, что одним из показателей повышения ответственности вузов является и тот факт, что уже с текущего года выпускникам начали выдавать дипломы собственного образца. Данная тенденция станет системным решением повышения качества высшего образования в стране. Это даст возможность показать преимущества университета, создаст конкуренцию и повысит ответственность. Теперь работодатели при трудоустройстве будут обращать внимание на репутацию и имидж вуза больше, а также на компетенции выпускника, которые он получил. Дипломы фактически станут олицетворением успешности и узнаваемости высшего учебного заведения.

Университет Шакарима: план действительного вуза

Как требует процесс трансформации вузов, пересмотрен и «план действительного» университета. С целью адаптации к жизнедеятельности в новых конкурентных условиях проведена оптимизация организационной структуры вуза. Так, в результате всестороннего анализа эффективности деятельности структурных подразделений проведена оптимизация, и количество структурных подразделений снизилось с 91 до 49. Вместе с этим были уменьшены штатные единицы: было 1429, стало 1285. Проведена работа и по укрупнению факультетов университета с 10 до 5. Интересно заметить, что данная оптимизация не отразилась на качестве работы в нашем вузе: университет уверенно взял новый динамичный курс движения вперед.

Как можно заметить, сегодня количество образовательных программ (ОП) не определяет статус университета, так как вопрос качества выходит на первый план. По результатам проведенного мониторинга выпускников и потребностей работодателей, результатов трудоустройства и анализа востребованности ОП среди абитуриентов, а также в целях поэтапного перехода к профилизации вуза был пересмотрен перечень ОП, реализуемых в университете. Если раньше их количество по уровню бакалавриата составляло 79, то на новый учебный год составляет 52, по уровню магистратуры составляло 88, на набор 2021 г. – 47, докторантуры – 10.

Одной из существенных проблем университета являлась высокая доля малочисленных групп бакалавриата и магистратуры, что, несомненно, вело и к снижению качества обучения (обучение одного студента не дает возможности для развития таких необходимых soft skills, как умение работать в команде, критического мышления и т.д.) и значительным финансовым потерям. Путем внедрения полиязычного обучения в настоящее время доля малочисленных групп унифицирована с 71% до 25%.

Стратегическое управление вузом позволяет реализовать перспективные цели развития университета, эффективно использовать ресурсы и разработать стратегии для повышения его конкурентоспособности. Этому содействует постоянно проводимый мониторинг дизайна и содержания образовательных программ.

Нами проведена работа по увеличению количество интегрированных/междисциплинарных ОП, которые позволят получить компетенции в нескольких сферах. Так, к примеру, уже в этом году будет осуществлен прием на такие ОП, как «Логистика и организация перевозок», «Экономика и менеджмент», «Бухгалтерский учет и финансы», «Лесное хозяйство» и др.

Особое внимание уделяется интернационализации образования в вузе. К примеру, осуществляется подготовка по двудипломным образовательным программам с международными партнерами: «Менеджмент/Business administration», «Менеджмент/ Bachelor of hotel management», «Вычислительная техника и программное обеспечение /Smart computing». Обучение по данным программам дает возможность получить диплом Университета Шакарима и зарубежного вуза-партнера (Корея, Польша). Вместе с этим реализуется программа академической мобильности с зарубежными университетами.

В новом учебном году студенты также будут иметь возможность получить дополнительные компетенции, выбрав обучение в 1 из 13 дополнительных образовательных программ/minоr.

Акцентировано внимание и на внедрении в образовательный процесс элементов дуального обучения и привлечении опытных практиков с производства, что обеспечивается посредством социального партнерства вуза с крупными предприятиями, центрами и учебными заведениями: филиал Назарбаев интеллектуальной школы ФМН города Семей, АО «Национальный ядерный центр Республики Казахстан», ГКП «Центр ядерной медицины и онкологии города Семей», АО «Семей инжиниринг», АО «Семипалатинский машиностроительный завод», ТОО «Kondiz», РГУ «Государственный лесной природный резерват «Семей орманы» и др.

Данное партнерство также способствует формированию современного дизайна ОП, обеспечивает их качество, адаптацию к требованиям работодателей, а также дает возможность для трудоустройства выпускников университета.

Фактор повышения качества образования

Одним из важных условий обеспечения конкурентоспособности университета и факторов повышении качества образования, безусловно, является повышение профессионализма и квалификации педагогических кадров. В настоящее время пересмотрена роль преподавателя: в нашем университете не приветствуется просто «урокодатель», мы видим наших преподавателей как успешных ученых и преподавателей-исследователей.

С целью повышения эффективности работы и конкурентоспособности ППС через выявление уровня соответствия их компетентности квалификационным требованиям, предъявляемым университетом, и подтверждения соответствия преподавателей занимаемым ими должностям в июне 2021 г. в университете впервые проведена аттестация профессорско-преподавательского состава.

Основными принципами аттестации являлась прозрачность и коллегиальность, стремление повысить моральную и материальную заинтересованность работников в повышении квалификации, продуктивности научно-педагогической работы.

Аттестация включала 3 этапа: анализ портфолио ППС, тестирование на знание НПА, собеседование. На первом этапе требовалось заполнение анкеты на определение количественных и качественных показателей ППС (1 блок – качество преподавания, 2 блок – научно-исследовательская деятельность) и предоставление портфолио. Хочу подчеркнуть важность второго блока анкеты, так как в настоящее время одним из актуальных направлений деятельности высших учебных заведений является развитие науки и повышение научно-исследовательской активности преподавателей.

В анкете в качестве основных показателей научно-исследовательской деятельности ППС были определены руководство проектами грантового финансирования и коммерциализации, программами в рамках программно-целевого финансирования (Комитет науки Министерства образования и науки РК, Министерства сельского хозяйства  РК, Фонд науки и др.), научные публикации в журналах с ненулевым импакт-фактором и рекомендованных КОКСОН РК, наличие патентов на изобретения, актов внедрения в производство и учебный процесс и т.п.

Рабочей группой были тщательно проанализированы портфолио ППС. Как показал анализ, 10% преподавателей имеют высокий показатель научно-исследовательской деятельности, 60% ППС соответствуют среднему уровню, 30% имеют нулевой рейтинг. Эти показатели свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по повышению активности ППС в научной сфере. В дальнейшем этому направлению в университете будет уделено особое внимание.

На втором этапе с целью определения уровня знания нормативных документов МОН РК и университета в области образования преподаватели прошли тестирование.

На третьем этапе аттестационной комиссией проведено собеседование с ППС, где анализировались и результаты предыдущих двух туров. В целом в аттестации приняли участие 434 человек, из них 72% успешно прошли аттестацию.

Как было замечено членами аттестационной комиссии, данная аттестация была полезна и показала реальную ситуацию в вузе на настоящий момент. Анализ результатов аттестации ППС является основанием для определения направлений работы по повышению квалификации и компетентности ППС.

Вместе с этим в университете уделяется особое внимание и отбору менеджеров среднего звена. Не секрет, что от компетенции менеджера также зависит повышение качества в рамках трансформации вуза, ведь менеджер сегодня не строит планов, не решает проблемы, даже не организуют людей, он готовит свои организации к переменам и помогает им справиться со всеми сложностями на пути преобразований.

Так, в Университете был проведен конкурс на замещение вакантных должностей руководителей структурных подразделений. Следует заметить, что к проведению данного конкурса была проведена тщательная работа, а определению членов комиссии было уделено особое внимание, так как приоритетом являлось обеспечение объективности, добросовестной конкуренции и предоставления равных возможностей кандидатам. В результате данной работы был утвержден состав конкурсной комиссии, в которую вошли члены Совета директоров, представитель местного исполнительного органа, работодатели (директор колледжа, заместитель директора НИШ и др.), опытные профессора из числа ППС, председатель дисциплинарной комиссии, члены правления. В конкурсе приняли участие 70 кандидатов на 30 вакантных должностей, что является показателем нарастающей конкуренции.

Объективно оценить текущую ситуацию и главные тренды в образовании – залог успешной трансформации и развития вуза. Поэтому Университету Шакарима необходимо решать комплекс задач: обучить и трудоустроить, сформировать «совершенную личность», впитавшую в себя национальные ценности, а также постоянно повышать качество предоставляемого образования, ведь от качества знаний зависит успешное развитие региона и государства в целом.

Индира Оралканова,
и.о. проректора по академическим вопросам
НАО «Университет имени Шакарима города Семей», PhDода Семей», PhD

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий